«Новый город» - Западная часть города Владимира
Начало » » » » «Ветшаный (Старый) город» XVII века, Владимирский Кремль XVII века
В 1157 г. князь Юрий Долгорукий был отравлен во время пира. Наследником престола становится его сын - Андрей Юрьевич. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский разворачивает грандиозное строительство во Владимире. Город превратился в огромную крепость, окруженную валами длиной 7 км, превзойдя в этом отношении и Киев (4 км.), и Новгород (6 км.). Вокруг города на валах были возведены боевые укрепления с высокими деревянными стенами и бойницами.
Западная часть города, получившая название «Новый город», также обносится линией оборонительных укреплений - валов (высотой около 9 м.), на которых воздвигаются деревянные стены крепости. 26 апреля 1164 г. было завершено строительство Золотых Ворот.
Въезжали во Владимир с запада через Золотые Ворота, а с востока - через Серебряные ворота. В крепости были еще Волжские ворота - выход к реке Клязьме, Медные - выход к реке Лыбеди и Иринины - недалеко от Золотых ворот.
Золотые ворота сохранились до наших дней и стали древнейшим оборонным памятником России. Это мощное сооружение из белого камня высотой более 20 метров, прорезанное высокой аркой. Створы ворот раньше были окованы золоченой медью и виделись издалека. Золотом сверкал и купол небольшого храма, завершающего постройку.
Сохранился Козлов вал — земляной вал, остаток древнего оборонительного сооружения, воздвигнутого в XII в. при Андрее Боголюбском. Земляной вал строили таким образом: в основании его ставили срубы, которые забутовывали камнем или глиной, а поверх их насыпали валы из глины и песка высотой в 9—10 метров и шириной у основания до 30 метров. По верху валов шла еще рубленная из дубовых бревен стена с башнями. Город, обнесенный такими оборонительными сооружениями, являлся настоящей крепостью.
Раскопками выявлены были остатки проездных Орининых ворот в виде деревянного основания и настила проезда. Иринины врата стояли, очевидно, близ Медных ворот, на выходе Монастырской улицы близ Успенского Княгинина монастыря (ныне улица Ильича) через Верхний Боровок. Оринины врата были, вероятно, небольшие, деревянные и служили для въезда в Княгинин монастырь. Большинство исследователей древнего Владимира определяют место Медных ворот на Ерофеевском спуске ко рву, у северной оконечности, в основании Земляного к Печернего городов, что является, с точки зрения некоторых исследователей, неверным, так как, по данным геологических скважин, здесь отмечается сильная заболоченность. Можно предположить место на территории самого Земляного города также с севера, но на проезде между Монастырским и Боровецким валами, где выходит улица Гагарина на залыбедскую часть города (бывшая Царицынская улица города). С Мономаховым городом Новый город соединялся торговым мостом через ров и Торговую башню. На юге, у самой Клязьмы, при окончании Николо-Галейского вала, - Волжские ворота. Место Волжских ворот остается неясным, но, вероятно, они могли стоять на выходе бывшего Пятницкого проезда (ныне Владимирский спуск) к валам у реки Клязьмы. В кон. XVIII в. еще стояла близ этих ворот церковь Сретения. От Волжских ворот города начинался Старо-Рязанский тракт, который проходил вдоль русла рек Поль и Бужа, в обход озер – к левому берегу Оки, на Рязань.
«Новый город» (Белый город) XVII века
В XVII в., вероятно и ранее того, территория почти всего этого города-посада была занята огромной торговой площадью, которая тянулась вдоль его почти от Торгового моста до Золотых ворот, и отходя влево в район нынешней Георгиевской улицы, а вправо почти до самого надлыбедского вала. Лишь по краям этого города-посада стояли церкви и монастыри, дворы ремесленно-торговых посадских людей. Сама же площадь была занята торговыми помещениями и учреждениями, ведавшими жизнью и делами посада.
Торговые ряды, состоявшие из деревянных лавок, полков, сундуков, скамей, шалашей, согласно описи 1684 г., начинались у самого торгового моста и тянулись к Золотым воротам по обеим сторонам Большой улицы. Последняя пересекала торговый посад в том же месте, как и теперь, но была значительно уже современной.
Сохранившаяся опись всего сгоревшего во время пожара 1719 г. дает нам некоторые сведения относительно строений непосредственно связанных с этой частью города и, вероятно, существовавших здесь в XVII в., а может быть и раньше. Согласно этой описи, почти посередине Торговой площади (Комсомольский сквер) за нынешним кукольным театром в то время стоял Гостиный двор, бывший, в отличие от частных лавок, государственным торговым зданием, где производился оптовый торг с приезжими купцами и с сельским людом. Обычно это обширный двор, обнесенный забором, с кровлей и воротами под навесом со специальными торговыми отделениями - амбарами, где и хранились предназначенные к продаже товары. На владимирском гостином дворе имелось 11 государственных амбаров, в том числе один с приемной солью. Кстати сказать, эта опись свидетельствует о крайне незначительной торговле тогда на Владимирском торговом дворе, как видно из перечня уцелевших от огня запасов. Оказывается, что торговля Гостиного двора производилась преимущественно солью. Ее сгорело 117 кулей - 1403 пуда 20 фунтов, уцелело же 52 куля - 411 пудов 20 фунтов.
На этом же Гостином дворе помещалась Земская изба – центр выборного управления посадом. Изба эта, как видно из описи, состояла из двух сеней с пристроенными к ним чуланами. Подле Гостиного двора находилась примерно на месте бывших городских бань (ул. Гагарина, д. 11) Таможня с важнею, то есть с весами и принадлежностями к ним. Возле таможенной избы, ближе к Торговым воротам стояла Конская изба, вероятно, на месте бывшего двора Константина, а впоследствии манежа (Манежный тупик, д. 2в).
План города Владимира 1715 г. 8 — Слободы Посадские (или «Посацкие»). 9 — винокурни. 13 — река Клязьма 18 — дорога круг города рвом. 34 — башня двойная. 35 — башня Торговая, под ней проезжие ворота. 36 — башня средняя. 37 — башня наугольная, что против девичья монастыря. 41 — слободы монастырские (или «монастырские слободы»). 71 — Торговой мост через ров. 72 — дворы посацкие 73 — таможня 74 - Кузнешные ряды. 75 — дорога из посацких слобод от Юрьева Польского к городу 76 — Соборной церкви слобода 77 — слободы всяких чинов жителей 78 — Успенский девичь монастырь 79 — вал городовой земляной 80 — церковь Никиты Мученика 81 — дорога от Успенского монастыря на большую улицу 82 — дорога на большую улицу 83— земская изба 84 — торговые лавки 85 — Золотые ворота 86 — дорога от Золотых ворот в город 87 — Никицкая трапеза 88 — церковь Николая Чудотворца Златоврацкого 89 — Пищая изба 90 — лавки 91 — церковь нарицаемая Пятница 92 — Слободы посадские и бобыльские 93 — дорога в слободы 94 — Георгиевский монастырь 95 — богаделка государева 96 — Спасский Златоврацкой монастырь 97 — патриарший сад 98 — дорога к реке Клязьме на перевоз 99 — дорога к церкви к Сретению Пресвятыя Богородицы 100 — дорога подле осыпа рвом 101 — Квасницы 102 — церковь Николая Чудотворца что в Галеe
Влево от Торговых ворот при входе через них в Новый город стояла Пищая изба - вроде позднейшего трактира, а напротив нее, по-видимому, Стольная изба, где помещались стойки, за которыми сидели целовальники и продавали вино. Изготовление и хранение его производилось на Большом Кружечном дворе. Он в целях безопасности от пожаров должен был помещаться вне скученных строений посада и вблизи от реки. Поэтому вполне правильным кажется нам указание чертежа 1715 г. о нахождении Кружечного двора за Золотыми воротами, возле бывшего Никитского пруда. Он указан здесь на чертеже 1715 г. О наличии запасов этого Кружечного двора дает понятие выписка о его убытках в пожаре 1719 г.: «из-под границ и из выхода, - говорит она - пролилось простого вина из разных бочек 32 ведра в подряде по 17 коп., по две деньги ведро, итого на 16 руб. 21 коп. 22 деньги, двойного вина бочонок расшибли мерою 10 ведер в передвойне по 1 руб. по 2 коп. ведро, итого на 10 руб. на 20 коп., меду сырцу растащено на 4 руб. на 6 коп. 4 деньги, да выставлено питья: простого вина на 10 ведер, итого на 5 руб. на 6 коп., 4 деньги, пива 35 ведер, пиво стало по 9 коп. 4 деньги ведро, итого на 2 руб. на 26 коп., 4 деньги, меду 11 ведер по 5 коп. 2 деньги ведро, итого на 1 руб. 27 коп. 4 деньги». Вероятно, в данном случае разумеется кабак называемый «Борисоглебский», стоявший возле Борисоглебской церкви. Приведенные данные о винных потерях при пожаре свидетельствуют и о значительных запасах вина на кружечном дворе, это и понятно ввиду того значения, какое в то время имела винная торговля в общефинансовой политике Московского государства. Эта политика помимо массового обнищания вообще, оказывала растлевающее влияние на народ. Вследствие этого буйства и бесчинства были частыми явлениями в жизни тогдашнего Владимира. Вот, например, что писал в челобитной от 9 сентября 1663 г. боярский сын Василий Гурьев: «в нынешнем, государь, 171 году сентября в 8 день стоял я, холоп твой, во Володимере у Торговых
ворот... а он, Михайло едет пьян и почал меня... бранить всякою неподобною скаредною бранью и на лошади наезжал, плетью бил и слезжи с лошади за мною гонялся, а я от него, Михаила, убоясь смерти, ушел на двор внутри города к Харитонову сыну сапожника к Богдану, насилу жив, и он, Михайло, на дворишко мое на лошади въезжал и на крыльцо и в сени всходил и за женишкой моей гонялся и челединцев моих перебил».
Служилые люди государева кабака - «кабацкие головы» - сотоварищи стараясь, чтобы государевой казне было прибыльно, не стеснялись ничем и проникали с вином повсюду, даже за пределы самого Владимира. Они не только всемерно развивали торговлю вином на владимирском кружечном дворе и в кабаках, но высылали от себя так называемые «летучие кабаки» по окрестностям города преимущественно в наиболее подходящие для этого праздничные дни.
Вот что говорится в царской грамоте воеводе владимирскому Михаилу Марнозину (Михаил Мартюхин) от 15 июня 1687 г.: «в Боголюбов монастыре в день празднования Пресвятой Богородицы Боголюбивой съезжаются всяких чинов, многие люди по обещанию своему молятся и из Владимира приезжают к тому же монастырю кабацкие головы и целовальники с вином и со всякой питейною продажею и многие от того пьяные люди... во время чинят драки велие и... смертные убийства чинят, тою питейною продажею кабацкие головы многих богомольцев приводят в бесчинство и отлучают от Божии церкви и от святого пения».
Посадская торговля «в рядах» на Торговой площади согласно сохранившейся описной книги 1684 г. рисуется в следующем виде. Непосредственно от Торгового моста по правой стороне Большой улицы идя к Золотым воротам, тянулся ряд Москательный (Москательный товар (от перс. мошк - мускус), также химико-москательный товар - устаревшее название предметов бытовой химии (красок, клеев, технических масел и др.) как предметов торговли.), он же Большой ряд, в две линии лавок: по левой линии 29 лавок, по правой 25, всего 54 лавки. Проезд между обеими линиями этих лавок составлял Большую улицу. Этот Москательный ряд существовал еще ранее 1684 г., так как упоминание о нем встречам в писцовой книге Головленкова и Львова от 1625-26 гг. Согласно ей, в этом ряду между прочим значились дьякона Новодевичьего монастыря Тихона Остафьева вдоль 2 саж. с пядью, поперек полторы саж. с пядью, и оброку 10 алтын, лавка того же дьякона Остафьева вдоль полторы саж., а поперек 2 саж. без чети, оброку 8 алтын, лавка того же дьякона Тихона Остафьева вдоль 2 саж., поперек две саж. с пядью, оброк 8 алтын, две деньги.
Почти в начале этого ряда справа отходил от нее Новый ряд в 10 лавок, по пять лавок на каждой стороне. К нему примыкал и шел к северному валу, как бы продолжая Новый ряд, Рыбный ряд с 9 лавками по левой стороне и 11 на правой, всего 20 лавок. Продолжением этого ряда был Соляной ряд из 26 сундуков. Все эти три ряда таким образом шли в одном направлении к нынешнему сходу от городских бань на залыбедь по тропе через вал.
От Рыбного ряда в месте соединения его с Новым рядом параллельно Москательному, шел также рыбный ряд с 23 лавками: 11 на левой и 12 на правой стороне. За этим рядом также параллельно ему шел Мясной ряд из 31 лавки: 17 на левой и 14 правой стороне. За ним шел ряд Солодяной в составе 9 лавок. Пересекая этот ряд от Москательного ряда отходили Сапожный ряд в 22 лавки по 11 на каждой стороне, Красильный ряд в 15 лавок и Калачный ряд, соединявший собою москательные и мясные ряды. В Калачном ряду было 27 лавок. За москательным рядом ближе к Золотым воротам, выходя непосредственно на Большую улицу, стояли десять полков
свечных и масленых, далее 13 полков чесночных, а еще далее 10 скамей масленых. Эти полки и скамьи тянулись до самой Николо-Златовратской церкви. Последняя в XVII в., а именно в 1628 г., как видно из патриарших данных книг, была деревянная и стояла на том же месте, где находилась одноименная каменная церковь, построенная здесь в 1690 г. и сломанная в 1929 г. Лавки с калачами входили в район 2-ой Никольской улицы и к Девичьему монастырю, где была еще и квасница.
С западной стороны вся Торговая площадь с указанными на ней Гостиным двором и рядами замыкалась улицей, которая шла от алтаря Николо-Златовратской церкви к Девичьему монастырю. Вероятно это тот «Никольский переулок», который упоминается в писцовой книге Головленкова и Львова от 1625-26 гг. Согласно ей, здесь, в Никольском переулке, на монастырской земле находились дворы попов девичьего монастыря. Двор попа Ивана Здвиженского вдоль 47, поперек 16 саж. На этом же дворе стояла изба проживавших здесь Игошки Агафонова сапожника и вдовы Дарьицы. Двор второго попа Васильева 19x21 саж. с проживавшим здесь бобылем Михалком Окуловым, двор попа Козьмы Александрова 25x21 саж. За этим переулком ближе к женскому монастырю стояла Царицына слободка, отделенная от Торговой площади улицей, название которой не сохранилось.
Никитская церковь, доныне существующая, к которой примыкала Царицына слободка в патриарших окладных книгах 1628 г., значится как «церковь великого Христова мученика Никиты в земляном городе». Она тогда была, вероятно, деревянная и заменена на каменную уже впоследствии.
Более подробные сведения мы имеем о состоянии в XVII в. Княгинина женского монастыря, стоявшего, как и ныне, в непосредственном соседстве с Никитской церковью. Главный храм монастыря, знаменитый памятник XIII в., к XVII в. уже частично утратил свою первоначальную архитектуру: прежние узкие окна в алтарных абсидах были заменены более широкими, покрытие самого храма по сводам было заменено четырехскатным деревянным, у храма имелись уже два придела, к юго-западному углу этого храма примыкала каменная шатровая колокольня. Против этого главного храма находился храм в честь Иоанна Златоуста (сейчас Казанская церковь), бывший в то время, по-видимому, домовым храмом великой княгини при ее келье в этом здании. Можно думать, что последний, подвергнувшись впоследствии значительным переделкам, но в основе сохранив стиль гражданского строительства, и был теми Царицыными хоромами, которые в 1626 г. осматривали, как видно из росписных тетрадей игумений за тот же год, воевода Карп Неронович с дьяком Семеном Кирилловичем и с подьячими. Тут, внутри монастыря, вокруг его храмов, как видно из описи 1665 г., находились соборных и рядовых стариц 45 келий, в которых проживали 64 старицы, да безместных 6 стариц.
Более подробные сведения о монастыре дает нам опись стольника Ивана Васильевича Борятинского от 1701 г. Подле храма Иоанна Златоуста находилась трапезная, рядом с нею двойная игуменская келья на жилом подклете, против нее сени с чердаком наверху, а позади два погреба с надпогребницами, у входных в монастырь ворот и у задних, противоположных им стояли 48 келий «старых и новых и всяких», построенные от себя самими старицами на свои деньги. В этих кельях жили: игуменья, казначея, 20 клирошанок, 80 стариц родовых, 9 стариц безплатных, 4 старицы в искусе, 48 престарелых вдов и девок в келейницах, из них 2 скорбных, одна слепая и 2 срамных (под началом). Сам монастырь еще в 1652 г. с входной в него южной стороны был обнесен каменной стеной, «крытой до углов тесом, с прочих же трех сторон кругом деревянной крытой тесом и рубленой в тарасы оградой». В 1697 г., согласно описи от того года, длина стены-ограды исчислялась в 259 саж. 1 арш. без четверти, поперек же 66 саж. 3 четверти.
Позади монастыря, согласно писцовой книге 1625-26 гг. находились: двор дьякона Тихона Остафьева 29x22 саж.
К востоку от монастыря над Лыбедью и дальше вдоль восточного вала или, как говорит поручная запись от 1648 г. «от Торговой площади в осыпи против городу ото рву», тянулся огород Девичьего монастыря, данный в осадное время царице Прасковье Михайловне «овощи пахать про ее обиход». Рядом с этой огородной землей ближе к монастырю находилась слободка Вознесенского+ девичьего монастыря, что на Москве. Тут же, вероятно, возле самого монастыря находились, по-видимому, те 14 дворов которые упомянуты в описи Головленкова под 1625 г., как находившиеся «в осыпи на монастырской земле», среди них монастырский конюшенный, коровий дворы. Вот эти дворы в последовательности описи: двор Ганки Собаки 14x7 саж.; Фомки Гаврилова 14x4 саж.; Боженки Истомина, сына калашника 14x4 саж.; двор Ивашки Карпова 14x4 саж.; Илюшки Федорова 14x15 саж.; Полунки Герасимова 14x7 саж.; Терешки Федорова хлебника 6x6 саж.; двор Дружинин Полуехтова 12x6 саж.; двор монастырский конюшенный 30x8 саж.; двор Микитки Федорова овчинника 30x8 саж.; двор коровий, в котором проживал Лазарко Иванов сапожник да Панко Иванов гулящий, да Евдокимка Родионов; двор Фомки Федорова 30x6 саж.; двор Гришки Купреянова кузнеца 20x9 саж.; двор Андрюшки Карпова 20x9 саж.
Вероятно, это та слободка Успения Пречистыя Богородицы девичья монастыря на монастырской земле, о которой говорит описная книга 1646 г. указывая, что здесь живут дворами монастырские служки и сторожа в 24 дворах, всего 39 человек, да еще здесь же двор бобылки бездетной. Под 1678 г. здесь значится служебных и сторожевых 23 двора того же монастыря, и в них 64 человека.
Таковы сведения писцовых книг о северной части владимирского Китай-города XVII в.
Обращаясь к южной его половине, мы видим здесь «в земляном городе» от Золотых ворот по Большой улице 54 посадских двора, которые, по-видимому, тянулись к Торговой башне, частично заходя вправо к Егорьевскому (Свято-Георгиевский храм ) и Спасскому монастырям.
В числе владельцев этих 54 дворов имеются прозвища и фамилии: Кузнецовы, Костелин, Селин, Бессонов, Бережковы, Моторин, Латышовы, Рязанцев, Ворошатин, Верещагин, Гробовиков, Палкин, Постников, Бормот, Третьяков, Чистяков, Собольчеев, Шипк-кузнец, Горохов, Овдеев, Умной, Шитов, Ременников, Морозов, Суханов.
Возле Спасского Золотоворотского монастыря «в осыпи на монастырской земле в слободке» под 1646 г. значится церковных сторожей 9 дворов, в них 6 человек, да двор вдовы бобылки бездетной, а в 1678 г. здесь значились: двор дьячков, 4 двора сторожевых, в них 19 человек.
Возле Егорьевского монастыря, что в осыпи на монастырской земле под тем же 1646 г. показаны 10 дворов бобыльских, в них 20 человек, а в 1678 г. здесь же сторожевых 12 дворов, в них 23 человека.
Линия дворов тянувшихся от Золотых ворот разрывалась «Площадью в Зарядье», где на церковной земле храма Параскевы Пятницы за попом значилось 5 бобыльских дворов, в них 15 человек. Бобыли эти, как говорит писцовая книга 1646 г., «кормятся черною работою, а иные скитаются Христовым именем».
Церковь Параскевы Пятницы, покровительницы торговли, называвшаяся «Пятница в Зарядье» (за рядами) значилась «построенной издревле». В XVII в. при этой деревянной церкви имелись 4 амбара, харчевная изба и 11 неизвестно с каким товаром лавок.
Всего же в посаде было 11 харчевен и 393 торговых помещений. До самого пожара 1719 г. «на торговой площади и в других местах имелись лавки со всякими товарами, а именно: москательные, свечной, крашенинный, дегтярный, рыбные, мясные, хлебные, калашные, соляные, рукавишный, сыромятный и прочие анбары и квасной».
В «Описи городам» 1678 г. о Золотых воротах сказано следующее: «церковь каменная в старой осыпи была пуста, а под нею ворота без запоров, а слывут те ворота Золотые, кровля на церкви вся обвалилась». Лишь в 1684 г. «на тех воротах церьков и кровля построены вновь».
Источник:
Косаткин, Михаил Васильевич. Город Владимир в XVI, XVII, XVIII веках / Департамент культуры администрации Владим. обл., Владим. обл. науч. б-ка им М. Горького; (отв. ред. А.А. Тихомирова).- Владимир, 2018. 156 с.
Далее » » » Старая Ямская Слобода, Стрелецкая слобода
К кон. XVIII в. почти вся Большая улица была обновлена по «образцовым» проектам. Только на участке от Золотых ворот до Торгового моста было поставлено 35 новых больших каменных особняков. Здесь поселились преимущественно состоятельные купцы. Эта часть губернского города отличалась от прочих улиц большей представительностью и нарядностью, зрелищным разнообразием, общественной значимостью и стала называться даже «Китай-городом» по образцу московского.
Оборонительные укрепления г. Владимира
|