Главная
Регистрация
Вход
Четверг
31.10.2024
06:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1615]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [351]
Камешково [249]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [182]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2402]
архитекторы [30]
краеведение [73]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [174]
Боголюбово [20]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Село Марьино Ковровского района

Село Марьино

Марьино — село в Ковровском районе Владимирской области России, входит в состав Новосельского сельского поселения.
Село расположено на берегу реки Нерехта (приток Клязьмы) напротив села Крутово в 16 км на юг от центра поселения посёлка Новый, в 18 км на юг от райцентра города Ковров и в 3 км от федеральной автодороги М7 «Волга». «Село Марьино, при речке Нерехте, от уездного города (Ковровский уезд) находится в 19 верстах, а от губернского в 60 верстах». [1]
Напротив села Крутово, на левом берегу небольшой речки Нерехты раскинулось село Марьино. Оба села связаны между собой узким деревянным мостиком.

Потомки татарского мурзы Енгулея, носившего прозвище «Язык» и выехавшего в 1387 г. на службу к московскому князю Дмитрию Донскому, дворяне Языковы были довольно многочисленны в России и оставили свой след и в истории Владимирской губернии.
Подробных биографических сведений о предках основателя села Марьино, к сожалению, не сохранилось. В начале XVIII столетия ковровский помещик капитан Павел Степанович Языков решил построить усадьбу напротив села Крутое, на противоположном берегу Нерехты. К вновь построенному барскому дому были переселены несколько крестьянских семей из других вотчин Языкова, дав начало сельцу Маринино (Маритино тож). Отставной капитан Павел Языков в 1714 году подал прошение патриарху о строительстве в своем новоустроенном сельце Марьино деревянного храма. Уже в августе того же года разрешение было получено, и в течение весны и лета 1715 г. крепостные помещика Языкова срубили из заранее приготовленного леса небольшую деревянную церквушку. Указ из Патриаршего Казенного Приказа о строении церкви дан был в 1714 году 14 августа, а об освящении церкви указ дан 1715 года октября 6 дня: «и велено тое новопостроенную церковь во имя Похвалы Пр. Богор. освятить Володимирскаго уезда села Великаго Благовещенскому попу Силе Алексееву, а у той церкви двор попов, в приходе 8 дворов, пашни церковныя 11 чети в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов полтретья копны».
26 октября 1715 г. храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы в Марьине был освящен священником Благовещенской церкви села Великово, что в Медушах, Силой Алексеевым.
По желанию устроителя марьинской церкви первым ее настоятелем стал дьячок Никольского храма погоста Омутец-Пестьянский Владимирского уезда Андрей Яковлев.
Об этом назначении в книгах патриаршего казенного приказа записано: «1715 года октября в 1 день капитан Павел Стефанов сын Языков в Патр. Каз. приказ писал во Володимир. уезде в Медушском стану, в вотчине моей в селе Марьине у новопостроенной церкви Похвалы Пр. Богор. попа нет, и ныне я в ту свою вотчину, в село Марьино, к церкви приговорил в попы того ж Володимир. уезда Боголюбскаго стану погоста Николая Чудотв. Песьянскаго дьячка Андрея Яковлева, сына попова, а человек он добрый и не пьяница, и не монастырской и не боярской, и женат на свободной жене и по переписке на смотре в солдаты не написан, а от роду ему 35 лет, и прошу того дьячка Андрея к новопостроенной церкви Похвалы Пр. Богор. посвятить во дьяконы и совершить в попы».
По наведенным справкам означенный дьячок оказался вполне достойным сана священства, и потому был допущен к экзамену, о результатах которого в патриарших книгах сообщается: «по свидетельству слушанья во чтении книжном добр; в поучении катехическом не ведан». «По исповеди иеромонаха Иринарха, достоин во священство». Отметка: «февраля в 1 день отпущен к поставлению в Ростов».
После соответствующих испытаний дьячок Андрей Яковлев был поставлен священником в село Марьино печально известным митрополитом Ростовским Досифеем (Глебовым). В то время новопоселенное село Марьино состояло из 12 дворов: четыре двора церковного причта, два двора помещиков и шесть дворов крестьянских.
К концу ХѴIIІ века владельцами Марьина стали помещики Владыкины, которые принадлежали к древнему дворянскому роду.
Прасковья Петровна Ошанина (р. 1772-ум. ок. 1839/1840) была единственным ребенком Ошаниных. Отец выдал се замуж за отставного гвардии прапорщика Ивана Михайловича Владыкина, дворянина хорошей фамилии, имевшего две с половиной сотни душ. Жили И. М. и П. П. Владыкины в селе Марьино Ковровского уезда.
Первая деревянная церковь простояла до конца XVIII века и, вероятно, к 1790-м гг. обветшала. Новые владельцы Марьино братья Степан и Иван Владыкины решили вкупе с прихожанами построить каменный храм на смену прежнему деревянному. В 1791 г. по инициативе отставного прапорщика лейб-гвардии Преображенского полка Ивана Михайловича Владыкина в Марьине, по благословению епископа Виктора (Онисимова), началось возведение каменного храма. Теплый придел во имя св. пророка Илии был закончен и освящен в 1797 г., а строительство главного храма завершили в 1802 г. В ноябре 1802 г. новая каменная Похвалынская церковь в Марьине была освящена священником ковровской Христорождественской церкви Михаилом Петровым.
Сельскую церковь венчали пять куполов, небольшая трапезная соединяла ее с трехъярусной колокольней. Узорный пол в церкви был выложен плитками четырех цветов: красного, голубого, белого и песочного, стены расписаны священными изображениями. Из старого деревянного храма была перенесена местночтимая храмовая икона Похвалы Пресвятой Богородицы.
Из священников Похвалынской церкви более всех прослужил Федор Иванович Дубенский. Родился он в 1818 году в селе Дубенки Судогодского уезда в семье пономаря тамошней Пятницкой церкви Ивана Васильева. Обучаясь во Владимирской духовной семинарии, которую закончил в 1844 году, Фёдор Иванович получил фамилию по названию места своего рождения (такой был тогда обычай). Женившись на дочери марьинского священника Евпраксии Алексеевне Ильинской он через жену унаследовал место в церкви в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Почти сорок лет, с 1844 по 1882 г., он был настоятелем Марьинского храма. Ревностный пастырь, он завоевал искреннюю любовь и уважение местных жителей, а епархиальное начальство неоднократно отмечало его служение наградами, до камилавки включительно. В 1873 году о. Фёдор спас тонущую в реке Нерехте девочку из села Крутово, за что получил благодарность от владимирского губернатора. Ф.И. Дубенский умер 10 июля 1887 года. Наследником священнического места Похвалынской церкви стал его зять Александр Андреевич Стразов.
Сыновья Фёдора Ивановича, окончив Владимирскую духовную семинарию, священнослужителями быть не пожелали.
Определенную известность в ковровской истории получил сын Ф.И. Дубенского коллежский асессор Федор Федорович Дубенский - агент «Московского» страхового общества, член Ковровской городской управы, член попечительского совета Ковровской женской гимназии и председатель Ковровского добровольного пожарного общества.
Василий Михайлович Сперанский (1795 - 18.4.1846 г. в Коврове) - сын священника села Марьино. С 1816 г. и до самой кончины 30 лет прослужил он в Ковровском уездном суде, но далее должности столоначальника и чина титулярного советника не продвинулся.
В 1870-х годах за бедностью прихода причт Благовещенской церкви села Крутово был сокращён, а сама церковь приписана к храму села Марьино, раскинувшегося на противоположном берегу Нерехты. Богослужения в Крутово стал совершать причт марьинской Похвалынской церкви. В пользу Марьинского причта получалось дохода (1897 г.): от земли 75 руб., от сбора хлебом 30 руб., за требоисправления 160 руб., а всего в год 265 руб.
В церкви хранилась старинная икона Похвалы Пресвятой Богородицы, особенно чтимая прихожанами и почитавшаяся ими чудотворной. Церковные документы: копии метрических книг с 1803 г. и исповедных росписей с 1829 года хранятся в храме. Опись церковного имущества, составлена в 1877 году. [1]
Церкви принадлежали деревянная входная часовня и каменная сторожка. [1]
Земли при церкви: усадебной одна десятина, сенокосной 3 десятины и пахотной 30 десятин. Земля значилась в общем с крестьянами плане. [1]
Причта положено: священник и псаломщик. На содержание причт получал: от земли 50 руб., от сбора хлебом 30 руб. и за требоисправления 360 р., а всего в год 440 р. Дома причт имел собственные. [1]
Приход: село, д. Макарово и сельца: Княгинино и Сенино; расстоянием от. церкви селения находятся не далее 6 верст; препятствий к сообщению с ними не было. Всех дворов в 1897 г. в приходе 120, душ мужеского пола 454 и женского пола 483 души. [1]
16 сентября 1916 г. священник с. Марьина Алексий Забелин согласно прошению перемещен к Вязниковскому женскому монастырю.
Священник с. Марьина, Николай Пономарев 25 окт. 1916 г. оставлен на прежнем месте в с. Матушкине, Вязн. у.
При храме находился сельский погост, где, в частности, был погребен ковровский уездный предводитель дворянства надворный советник Рогановский Аркадий Петрович, убитый своими крепостными летом 1812 года. Он был родственником Ивану Михайловичу Владыкину. Могила утрачена.
А. Е. Преображенский 4 января 1918 г. был определен в настоятели Похвалынского храма села Марьино, соседнего с селом Данильцево-Языково, где служил его отец.
Как и всем представителям духовенства, о. Александру пришлось в 1920 г. для чекистов заполнять анкету. Наряду с биографическими данными, в указанной анкете настоятель марьинской церкви высказал свое отношение к принятому советским правительством декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви: «декрет приветствовать не приходится, обождать, как он будет проведен в жизнь». Свое отношение к новой власти о. Александр Преображенский определил как «сочувственное». К 1920 г. семья А.Е. Преображенского состояла из супруги и двухлетнего сына, и доход семьи от выполнения треб священником составлял 300-400 руб. в месяц.
«Марьинский поп А. Преображенский — «не промах, не поедет зимой по мох», обдирает прихожан, как белок.
На днях приходит к нему молодой человек.
— Баюшка у меня брат во двор уходит, нельзя ли выводную.
— А денег принес?
— Да принес, робко отвечает посетитель.
Написав справку с десяток строк, поп говорит:
— Будет стоить 450 руб., меньше никак нельзя.
Молодой человек вынимает бумажник, расплачивается и, ошеломленный, уходит восвояси, а батя, довольный, ехидно улыбается.
А. Мартьянов» (газета «Призыв», 5 августа 1923).
В конце октября - начале ноября 1937 г. в Ковровском районе было арестовано несколько священников: Смирнов Николай Алексеевич (с. Русино), Доброцветов Николай Иванович (с. Любец), Хваленский Валентин Константинович (с. Марьино), Лекторский Афанасий Сергеевич (с. Крутово).
В 1939 г. церковь в Марьине решением Ивановского облисполкома была закрыта, а ее последний настоятель Валентин Константинович Хваленский, участник Первой мировой войны, приговорен к расстрелу. С тех пор Похвалынский храм пустует и все более разрушается.
К сожалению, сейчас от былой красоты Похвалынского храма ничего уже не осталось. Рухнувшие своды, уничтоженные купола и кресты, выломанный пол, стертый с лица земли церковный некрополь - все это навевает грустные мысли.

Помещикам Владыкиным и их родственникам Малышевым Марьино принадлежало вплоть до отмены крепостного права. Так в 1840-е годы селом владели отставной прапорщик Алексей Михайлович Владыкин и его племянник майор Алексей Степанович Владыкин.
До реформы Марьинские крестьяне платили своим господам оброк по 4 рубля 54 копейки серебром с одной души мужского пола. После 1861 года такая же сумма вносилась уже в счет выкупных платежей за полученные от помещиков земельные наделы.
Среди марьинских крестьян широкое распространение получил офенский промысел. Сельские коробейники уходили со своим немудреным товаром вплоть до Сибири и входившей тогда в состав Российской империи Польши.
В начале XX века в Марьино действовала бакалейная лавка, которую держал крестьянин соседней дер. Патрикеево Максим Шашков. А марьинский крестьянин Иван Гусаров вел достаточно крупную бакалейную и мучную торговлю в Коврове, где держал лавку на Павловской улице (нынешней Дегтярева).

В 1913 г. в селе начали работать детские ясли, учрежденные уездным земством.
Ясли для детей были открыты в селе Марьине в первый раз в 1913 г.; «функционировали с 15 июля по 17 августа. Помещались ясли в здании земской школы в двух комнатах. В одной из них были приспособлены нары с соломенными тюфяками, корзинки и люльки, где дети спали. В другой комнате дети обедали и пили чай. Заведывала яслями жена священника Е. В. Янова с жалованьем 20 р. в месяц.
Для ухода за детьми наняты были 2 няни по 6 руб. в месяц, одна 5 руб. и три няни по 3 руб. Обед готовила кухарка за 8 руб. в месяц. В первое время много было грудных детей (до 16 чел.), а потом сократилось вследствие того, что, как заявили матери, далеко ходить днем для кормления детей грудью. Больные дети не принимались (коклюш, чесотка). Общее число принятых детей было 97, наибольшее количество в день 82, наименьшее 22 и среднее 51. Всего проведено ими 1340 дней. Распорядок дня и питанья было тоже, как и в прошлом году, в яслях в д. Клюшникове, что указано в прошлогоднем отчете. Общий расход на ясли — 172 р. На продовольствие истрачено — 112 р. 39 к. Содержание каждого ребенка в день — 12 коп., стоимость продовольствия вместе с прислугой 9,4 коп.
Крестьяне очень охотно отпускали детей в ясли, просили и на следующий год открыть у них ясли. В тоже время с их стороны не заметно никакого желания принять самим участие как по содержанию, так и по организации яслей. Случаев открытия яслей самими крестьянами не было и просьб об открытии яслей в других местах не поступало.
Врач А. Катаева» (см. Летние ясли-приюты для детей в Ковровском уезде в 1913 году).

Марьинское земское училище, Великовской волости, в селе Марьине основано Ковровским купцов Иваном Андреевичем Треумовым в 1879 г. Ближайшие училища: Великовское в 7 в. и Федотовское — 8 в. В 1884 году «Помещение собственное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 10, шириной 9, вышиной 4 ½ ар. Учебных пособий достаточно — на 59 руб. 14 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Федор Дубенский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1879 г.; учитель Юрий Шевелкин, окончивший курс в Киржачской учительской семинарии, преподает с ноября 1882 г. Попечитель Ковровский купец Иван Андреевич Треумов; пожертвовал прежде дом со всею мебелью, а теперь ежегодно ремонтирует, отопляет, освещает и нанимает прислугу. Учащихся к 1-му января 1883 г. 57 м. и 5 д. Выбыло до окончания курса: по решению начальства 2 м., по желанию родителей 6 м. и 4 д. Окончило курс со свидетельствами 5 м. Вновь поступило 15 м. и 2 д. К 1-му января 1884 г. состояло 59 м. и 3 д. Учатся все вместе. Возраст: 8 — 9 л. 5, 9 — 10 л. 10, 10 — 11 л. 11, 11 — 12 л. 15, 12 — 13 л. 10, 13 и выше 11. Из учащихся: 12 из с. Марьина, 21 из с. Крутова в ½ в., 9 — д. Сонина — 3 в., 8 — д. Княгинина — 2 в., 4 — д. Барановой — 5 в., 5 — д. Мартемьянова — 2 в., 2 — д. Макарова — 8 в. и 1 — д. Пестова — 5 в. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 15 уч., с платой по 50 к. в месяц. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 3 м., мещан. 2 м. и 2 д., крест. 54 м. и 1 д. Средства: от земства 365 р., от попечителя 35 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 35 р.; жалованье — законоучителю 40 р., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 85 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили 2 грамотн., остальные все не грамотными. За теснотой помещения отказано 3. Учебный год с 27-го сентября по 11-е мая. Пению обучаются простому, хора нет. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 3, по Русскому языку 11, по Славянскому языку 3, по арифметике 6, по пению 1. Получило награды 15. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 3 л. Обозревал училище 1 раз и. д. председателя училищного совета Н. П. Муратов. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет».
Иван Андреевич Благосклонов (1874 - ум. после 1919) - учитель земского училища села Марьино (сентябрь-октябрь 1896). Для училища в 1907 году было построено отдельное деревянное здание.
1912 г. «при осмотре Великовского и Марьинского училищ Комиссия обратила внимание на отсутствие при них бань, а потому полагала-бы поручить Управе выстроить бани при этих училищах. При этом лесной материал на баню в Великове жертвуется попечителем училища. Постройки эти могут быть произведены из пар. XIII сметы. Переданный в прошлом году отчет по народному образованию за 1911 г. Комиссия полагала-бы утвердить».
Бывшая начальная школа в Марьино в 1930-е стала семилеткой, а потом - средней школой. Занятия там продолжались вплоть до 1987 года. 1 сентября 1986 года в пос. Нерехта был заложен первый камень новой восьмилетней школы, в которую должна переселиться старая Марьинская. В 1987 году новая школа гостеприимно распахнула свои двери.
- Подарок для всех нас поистине замечательный,- счастливо улыбается директор, заслуженный учитель школы РСФСР Е.Г. Шубина.

В 1779 году в Марьино насчитывалось 130 жителей. В 1859-м году там проживал 181 человек в 20 крестьянских дворах.
С начала 1860-х гг. Марьино вошло в состав Великовской волости.
В 1904-м численность жителей в этом селе сохранялась на том же уровне - 181 человек.
С начала 1920-х село оказалось в Крутовском сельсовете. В 1923 году был зафиксирован исторический максимум числа жителей в Марьино - 217 человек. В дальнейшем население села лишь сокращалось.
В середине 1930-х гг. был основан Марьинский колхоз «Красный восход», который в начале 1950-х влился в укрупненный колхоз «Прогресс».
18 выходцев из Марьино не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны, что дополнительно повлияло на сокращение населения. К 1961 году там оставалось 77 жителей, к 1983-му - 63 постоянных обитателя, а в 1994 году - всего 46 человек.
По данным переписи 2010 года в Марьино было зарегистрировано 38 граждан.

Одним из известных жителей Марьино был ветеран-фронтовик Федор Иванович Карпов, служивший перед Великой Отечественной матросом на легендарном крейсере «Аврора», а потом воевавший под Ленинградом и в составе Балтийского флота.
В 1930-е гг. в Марьинской сельской школе работали супруги-учителя Анатолий Константинович и Елизавета Ефимовна Шумиловские, позже отмеченные за самоотверженный труд высшими наградами страны - орденами Ленина, что стало почти уникальным случаем для сельской глубинки. Об этих уникальных педагогах марьинцы хранят благодарную память до сих пор.

Николай ФРОЛОВ

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Город Ковров
Категория: Ковров | Добавил: Николай (14.08.2018)
Просмотров: 1881 | Теги: Ковровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru