Главная
Регистрация
Вход
Четверг
31.10.2024
06:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1615]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [351]
Камешково [249]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [182]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2402]
архитекторы [30]
краеведение [73]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [174]
Боголюбово [20]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Уездный город Вязники в 1852 году

Уездный город Вязники в 1852 году

Газета «Владимирские Губернские Ведомости», № №3, 4, 5, 1852 год.

Город Вязники находится при судоходной реке Клязьме и возле гор, называемых Венечной и Мининской, из коих часть первой - Венечной, занята строением жителей города, где прежде была деревня Пестрекалова, а часть горы Мининской, отделенной оврагом, занимается строением бывшей слободы Ярополча; по плоскости - же гор или так сказать по косогору оных разведены жителями в значительном количестве сады с вишневыми и яблочными деревьями.
Сам город расположен по низкому месту, так что весной, во время разлития воды, от луговой стороны часть садов и огородов заливается оной и в противоположную сторону от города разлив делается не менее 10 верст, но не причиняет городу большого вреда, а несколько теряет только сады, которые портятся от воды в теплое время.
Через город проходит Нижегородская шоссейная дорога и протекает речка Волшник, впадающая в реку Клязьма. Выше этой речки находятся изобильные родники, вода из коих проведена в устроенные купцами Сеньковым и Обуховым на двух площадях бассейны, откуда она проходит на их фабрики. Таковых водопроводов в городе до пяти и сверх того имеются подобные на фабриках почти у каждого фабриканта. Этой водой довольствуются не только одни жители города, но и приезжающие и рабочий народ. В особенности эти водопроводы во время пожарного случая для города необходимы и приносят не малую пользу.

Улиц по плану - 24, кварталов - 68, площадей в городе - 4: Шоссейная, Хлебная, Сенная и Конная. Мостов через речку Волшник - 4 и через речку Выдерку - 1.
Домов в городе каменных: казенных - 3, в одном помещается уездный и земской суды, дворянская опека, городская полиция и казначейство, во втором тюремный замок, а в третьем уездное училище; дворянских домов два, духовенству принадлежит один, купеческих и мещанских - 27.
Деревянных домов - 628, из них принадлежат обществу три дома, из них один занимается городовыми присутственными местами, другое отдается в арендное содержание, а третье по ветхости ничем не занимается.
Лавок общественных - 3 корпуса - один каменный в нем 21 номер. Корпус сей построен по усердию купца и почетного гражданина Демидова, а два корпуса деревянные - выстроены обществом, в них 48 номеров. Доход со всех лавок собирается в общество до 1500 рублей серебром в год.
Из богоугодных заведений здесь имеется при Никольской церкви небольшая каменная богадельня, выстроенная иждивением купца Водовозова и больничный дом, который нанимается и содержится обществом.

Трактирных заведений одна гостиница, ренсковых погребов - 4, белая харчевня одна, питейных домов - 7, водочный завод - 1, фабрик полотняных - 17, красилен при домах - 5, салотопен - 2, кузниц - 12, из них две принадлежат Благовещенскому монастырю, прочие мещанам, ветряных мельниц за городом - 10, постоялых дворов в городе до 10.

Жителей в городе обоего пола считается до 4000 человек, из них мужского пола: дворян - 55, разночинцев - 65, духовенства и монашествующих - 40, купцов по 2-й гильдии 60 капиталов, мещан 1450 душ, инвалидных солдат - служащих 144, не служащих отставных - 66, этапных - 45, по водяной и инженерной части до 10 человек, сверх того проживающих из крестьян в городе обоего пола до 100 человек.

Земли у города Вязников двухверстной пропорции нет, полагать надобно от того, что город окружен со всех сторон удельного ведомства и церковными, а посему есть только у города выгонной земли до 357 десятин. По недостатку оной для продовольствия скота и беления полотен, платится из городских доходов Благовещенскому монастырю по 50 рублей в год. Земля эта значится по плану в черте города.

К достопримечательным древностям можно отнести здесь Храмы Божии и может быть замечательную бывшую слободу Ярополч. Слобода эта, как видно, устроена была из давних лет, где прежде, по преданию здешних старожилов, находилось село Мининское и по именному указу царя Алексея Михайловича, в лето от мироздания 7165 с марта 22 дня высланному в дворцовую Ярополческую волость, значится, что в той слободе на Мининской горе велено было построить град Ярополь, который с того времени и получил на-звание города и существовал немалое время и с 1748 года по 1764 год, епископы Владимирской епархии титуловались Владимирскими и Яропольскими и тогда, как из описания видно Ярополч назывался «стариннный городок Ярополец».
С одной стороны бывшей слободы Ярополча и доныне сохраняется земляной вал и была на оном построена каменная башня, которая по ветхости в 1836 году разобрана. Вал и башня устроены по указу царя Алексея Михайловича при открытии города Ярополч собранными на это дело из разных мест мастеровыми и рабочими людьми. Вокруг оного сделана была деревянная стена, которая во время бывшего пожара в 1703 году сгорела. С другой стороны к городу были расставлены чугунные пушки, которые в последствии времени по распоряжению начальства уничтожены. Стало быть Ярополч в тогдашнее время походил на небольшую крепость и мог тем быть обеспечаем от набегов татарских.

Церквей в городе - 8. Из них, судя по событиям и хронологическому порядку, сколько могли в себе сохранить оставшиеся грамоты и рукописи, обращает особое внимание соборная церковь Казанские Богоматери. Постройка начата 25 июля 1670 года, а завершена в августе 1674 года. Стенное писание сделанное усердием купца Василия Максимовича Кривцова в 1849 году, а по сторонам оного храма сооружены для икон места вроде иконостасов с изящной резьбой и хорошей позолотою старанием мещанина Кашникова.
Далее, между прочим сказано, что по указу царя Михаила Федоровича были нарочно присланы архимандрит из Владимира Порфирий и игумен Варсонофий с прочим духовенством в 1624 году октября в 11 день для обследования чудес от Казанской иконы Божий Матери, при чем 13 числа во время литургии произошло два чуда, чему архимандрит «был самовидец, и потому и прочие бывшие чудеса приказал вписать, коих было числом до 258. Сих чудес свидетельство было до устроения каменной церкви, потому полагать надобно, что тогда еще была деревянная церковь или небольшая каменная, но ясных о том преданий нет.
К храму Казанской Богоматери в сопредельности есть теплая церковь во имя Чудотворца Николая. При этой теплой церкви два предела: 1) Великомученицы Екатерины; 2) Федора Стратилата. О построении церкви этой видно из грамоты патриарха Адриана в лето 7202 (1694) мая в пятый день был благословен вязниковец посадский человек Михаил Лаврентьев Городецкий, который сей храм и выстроил, а на том месте где ныне каменная Никольская церковь, была прежде деревянная.
К соборной церкви принадлежит кладбищенская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, сооруженная за городом вместо ветхой деревянной в 1804 году, иждивением первостатейного купца Василия Устиновича Водовозова, в коей имеются два предела: во имя св. Симеона Богоприимца и Иоана Златоустого. Пределы устроены: первый иждивением купца Воронкова Семена Яковливеча (фабрикант и откупщик, прим. Змеева), а второй купцом Кашиным. В настоящей церкви Покрова Богородицы имеется иконостас с хорошей резьбой и позолотою и сделана роспись по стенам, как в настоящей церкви, так и в пределах, в первом усердием бывшего здесь 1 гильдии купца Щеголева, а в приделах усердием купца Соколова.
О Яропольской церкви сказано, что она начата строением в 1756 году на место ветхой деревянной, бывшей отдельно от Троицкой и окончена в 1759 году.
Кладбищенская Воздвиженская церковь построена в 1794 году иждивением купцов Водовозовых.
Введенская церковь сооружена в 1764 году, где прежде находился девичий монастырь, церковь тогда была деревянная, построенная в 1669 году.
Благовещенский монастырь основан в 7151 (1643) году.

Промышленность граждан вообще в городе Вязниках заключается в следующем: 1) в производстве полотен; 2) в торговле шелковыми, бумажными и шерстяными товарами; 3) в продаже съестных припасов и других жизненных продуктов, в садоводстве и огородничестве.
Фабрикантская полотняная промышленность почитается в городе первейшею, потому что она из давних лет производится и не только для одних жителей города, но и для других разного класса людей делается полезною.
Здесь первоначально открыто производство полотен купцом Иваном Петровичем Крапивниковым (умер 14 мая 1783) назад тому более ста лет и фабрика его была привилегированною, которая впоследствии времени переходила из рук в руки к разным владельцам, а ныне находится во владении купеческой вдовы Петровской.
В городе Вязниках имеется 17 полотняных фабрик, из них есть много таких, кои имеют не малое число каменного строения, занимаемые ткацкими светелками и другими службами. На фабриках устроено до 6 голландр, а у купца и почетного гражданина Сенькова сделан паровой котел для варки пряжи в 16 сил и на каждой фабрике имеются для пряжи теплые размывальни. Это простое устройство не сколько служит к пользе фабрикантов, сколько можно отнести к человеколюбию к рабочим людям, потому что они занимаются размывкою в тепле и даже без обуви.
Производством полотен занимаются в городе из купечества до 13 семейств: по 2-й гильдии - 4, по 3-й гильдии - 9 семейств. По производству сему необходимо требуется пряжа льняная, которая приготавливается крестьянами в домах своих в свободное время и большей частью в зимние вечера, нисколько не отвлекая себя от своих обыкновенных занятий.
Приготовлением пряжи занимаются не только женщины, но и мужчины и торгующие из крестьян. Собран оной до нескольких пудов продают уже фабрикантам на фабриках или их прикащикам на установленных торгах и ярмарках.
В город Вязники доставляется суровая пряжа из губерний: Владимирской, Нижегородской, Костромской, Тверской и Ярославской до 70000 пудов в год и сверх того фабрикантами делается закуп пряжи до 5000 пудов в Ростовской ярмарке. Самая пряжа на фабриках требует немалого числа рук, как при вываривание и обращении в основы и уток, так и в тканье полотен.
Занимающихся работою разного возраста людей не менее 5000 человек. Из них есть много таких, кои пользуются доверием хозяев, снабжаются и деньгами вперед и тем удовлетворяют свои нужные потребности. Здесь работа полотен начинается с сентября и оканчивается всегда в июле месяце. В общем объеме выработка полотен простирается в год от 70000 до 80000 кусков, в этом числе беленых разных сортов бывает до 10000 кусков. Полотна делают по ширине от 1 до 4 аршин, а на бывшей выставке в Санкт-Петербурге 1850 года от фабриканта 3 гильдии Обухова был представлен кусок полотна шириною более 8 аршин.
Лучшие фабрики по количеству выработки у купцов и почетных граждан Сенькова и Демидова. У сих фабрикантов с раздачею основ в крестьянские светелки выделывается в год до 40 000 кусков, а по доброте полотна признаются покупателями лучшими купца Никитина. Полотна работал тонкие, очень хорошие, в особенности беленые его фабрики требуются для жителей Санкт-Петербурга и продаются дороже. Вообще полотна вязниковских фабрик поступают в продажу преимущественно в Москве по подрядам для казенных надобностей и частью отправляют к Санкт-Петербургскому порту и в Нижегородскую ярмарку. Годовой оборот или так сказать выручка за полотна простирается до 500000 рублей серебром.
Сверх сего не имеющие фабрик из семейств купечества и мещан набирают пряжу у крестьян и посредством найма делают тонкие, 5/4 ширины полотна, сбывая оные здесь в городе проезжающим и в Нижегородской ярмарке весьма низкою ценою; потому что частью делают полотна не из одной льняной пряжи, но пускают в основу или уток некоторые пряжу бумажную. Полагать надо, что тонкая льняная пряжа невыгодна производителям. Если бы в России устроились льнопрядильные машины, то пряжа их продавалась бы дешевле ручной и тогда вероятно и наша полотняная фабрика деятельностью своей подалась бы вперед, а ныне русских полотен за границу покупают весьма мало, и более это требование заменяется льном.

Второй род торговли в городе Вязниках производят из купечества и мещан разными тканями шелковых, бумажных и шерстяных товаров, чаев, сахару, вин и галантерейных вещей, потребных большей частью облагороженному классу людей. Сим торгом по здешнему гостиному ряду занимается постоянно до 20 человек. Сумма их торговых оборотов в течение года простирается от 150 000 до 200 000 рублей серебром. Товары или покупаются в Москве, в Нижегородской ярмарке, частью в городе Шуе и селе Иваново. Нельзя умолчать и того, что из здешнего купечества некоторые занимаются торговлею и в отдаленных городах. Таких торговцев, за переходом в сибирские города на жительство, остаются у нас известными по торговле шелковых и бумажных товаров; купец 2 гильдии Шанин, по приискам золотопромышленности, купец и почетный гражданин Сеньков, а купец мануфактур советник почетный гражданин Елизаров ведет с своими компаньонами торговлю даже с Персией, выменивая русские товары на персидские (Московский торговый с Азией дом продавал хлопок, миндаль, корицу, гвоздику, кардамон, чернильный орех, крупчатку, железо, сталь и пр.).

Третий род промысла граждан составляет торговля хлебом, как-то: рожь, пшено, горох, овес, гречневая крупа и пшеничная мука. Сим торгом из купечества занимаются до 10 семейств и из них некоторые доставляют хлеб на собственных судах своих, а другие на наемных на пристань к городу Вязникам из Моршанска Тамбовской губернии. Привоз простирается до 20000 и более четвертей. Таковых судов здесь на пристани бывает от 5 до 10. Торговцы с судов и лодок продают хлеб весом и мерой по состоящим ценам и даже с уступкой против базарных цен. Хлебным промыслом занимаются многие из мещан, покупая с судов рожь и перемалывая ее в муку и кроме торговых дней продают ее из лавки каждодневно. Таковая закупь и продажа простирается, быть может, от 100 000 до 150 000 рублей серебром в год. Сверх того рожь, мука ржаная и семя льняное отправляются в Санкт-Петербург. Большая часть жителей из числа купечества и частью из мещан занимаются салотоплением, литьем свеч, крашением холста и других льняных и бумажных изделий на собственных при домах своих небольших заведениях, а некоторые из мещан занимаются столярной, кузнечной и плотничной работою, портным и чеботарным мастерством и разными другими промыслами.

Садов и огородов в Вязниках считается более 500, есть довольно обширные сады, как-то у купцов Демидовых и Никитина. Они при урожае яблочных и вишневых плодов, получают дохода до 1 500 рублей серебром. Впрочем в городе есть много и таких, кои служат только к продовольствию семейств своих и доходу владельцам не приносят. Плоды большей частью продают на деревьях, а торговцы развозят яблоки и вишни по разным местам: в села Иваново, Васильевское, Дунилово и в город Шую, частью отправляют в Ярославль и на Нижегородскую ярмарку.
Плоды здесь замечательные из яблочных: анис, апорт, боровинка, пальцовое, плодовитка, белый и желтый налив, фокинское, харламовское, хорошавка, перехорошавка, звонка, литовка, рождественское, черное дерево; из вишен: родительская, левинская, васильевская, есть сайка и алуха, груши разных сортов, сливы, смородина красная и белая, крыжовник, малина.
Занимаются и возделыванием гряд, на них садят: огурцы, капусту, лук, редиску, морковь, частью в парниках дыни и арбузы. Огородные овощи разводятся почти только для продовольствия жителей города. Огуречные семена продаются в Ростовской ярмарке. Занятие огородничеством время от времени уменьшается, потому что ныне огурцы и капусту садят почти в каждом селении. При урожае от садоводства и огородничества в городе Вязниках быть может пользы хозяевам в год от 5 000 до 10 000 рублей серебром.

В городе Вязниках ярмарок не учреждено, и хотя и бывает съезд во время праздника Казанской Богоматери, 8 июля, но сей съезд нельзя почесть ярмаркой; потому что из других городов купечество почти не бывает, а приезжают крестьяне и только с одной каменной и деревянной посудой и более привозят обыкновенное и нужное для поселянской жизни.
Торговые дни бывают по вторникам, съезжаются и по воскресным дням. Летом и зимою привозится в торговые дни из Нижегородской губернии разных хлебных припасов, соленой и свежей рыбы несколько возов.

«Статистическое описание города Вязников». Член-корреспондент Владимирского статистического Комитета купец Л. Никитин.

***

Опустошительный пожар в городе Вязниках 14-го июля 1873 г., в продолжении 8 часов истребил более 200 домов со всеми строениями и имуществом большей частью бедняков, оставшихся без крова и всяких средств к существованию, дома которых застрахованы не были,- и таким образом они находятся в самом бедственном положении. С разрешения Владимирского губернатора ныне открыта местная по городу и уезду подписка пожертвований. Долгом считаю сделать это известным за пределы Вязниковского уезда, в том предположении, что свет не без добрых людей и на Руси их еще довольно. Может быть, найдутся и в отдаленных местностях, которые отзовутся посильной помощью ближним. Пожертвования, если угодно, адресовать на имя Вязниковской земской управы, которую будут переданы в особую, для того образованную начальником губернии, комиссию, с наблюдением о распределении и выдаче пособий по всей строгой справедливости.
/Владимирские Губернские Ведомости./

ВЯЗНИКИ 26 февраля 1878 года.

Пребывание Архиепископа Владимирского Феогноста в гор. Вязниках 14 и 15 июля 1890 года

В одиннадцатом часу утра 14-го июля торжественный звон на всех колокольнях Вязниковских храмов возвестил гражданам о прибытии в Вязники Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимирского Феогноста. Народ толпой спешил из всех улиц к местному собору для сретения Владыки, чтобы получить от него Архипастырское благословение. В папертях холодного Казанского собора Владыка был встречен всем городским духовенством, которое, получив от него благословение в алтаре собора, разошлось по своим храмам в ожидании посещения Его Высокопреосвященства. Обозрев собор, Архипастырь, не воспользовавшись ни одной минутой отдыха в квартире, отправился в городскую Троицкую церковь. Здесь в святых вратах церковной ограды местный священник встретил Его Высокопреосвященство следующим приветствием:
«Высокопреосвященнеший Владыко!
В пределах вверенной от Бога Твоему управлению Владимирской епархии, куда бы ни были направлены святительские стопы Твои, всюду они оставляют за собою ясный след Твоей отеческой любви, взаимно возбуждающей в пасомых Твоего обширнейшего стада чистую любовь к Тебе. С такою же любовью и глубокою сердечною радостью сретаем и мы Тебя, наш благостнейший Архипастырь. Твое, преисполненное любовью и благожеланиями пасомым, сердце всецело отдано заботам о вечном спасении их. В этих благих целях, всеми силами души Ты стремишься к образованию и воспитанию молодого поколения на началах веры и христианской нравственности по установлениям и указаниям Христовой церкви.
Призванному Тобою к служению на этом поприще и руководимому Твоими мудрыми указаниями, при содействии Твоих святительских молитв, мне судил Господь подготовить рассадники, в которых по возможности было бы удобно сеять семя слова Божия на юную почву детских сердец. Ныне, Святитель Божий, Ты узришь эти рассадники: о сем и радуется душа моя.
Твои стопы, уже не в первый раз направлены в святилище нашего храма, в котором призывал Ты на нас милости Господни. Сотвори же и ныне, Первостоятель наш пред Господом, молитву Богу о благополучии и спасении нашем! Удостой своим милостивым посещением стоящие под сению и покровительством нашего храма, по Твоей мысли и желанию устроенные школы, — призови благословение Божие и на учащих, а равно и обучающихся в сих школах детей. Где узришь недостатки наши по служению пастве или обучению детей, милостиво прости, а затем научи и вразуми нас! На всю же нашу приходскую общину призови благословение Божие, и да пребудет оно с нами во вся дни шишей жизни!»
При Ярополческом храме устроены и открыты две церковно-приходские школы, мужская двухклассная и женская одноклассная. В них, в общей сложности, обучается до 170 детей. Кроме того, при мужской школе в пришедшем году устроен дом общежития. На обозрение трех упомянутых зданий и испытание детей Владыка употребил времени, вместе с посещением дома заведующего школами, около 2-х часов. Затем обозрел храмы тюремный Александро-Невский и Введенский приходский. В четвертом часу пополудни Владыка изволил кушать у местного протоиерея И. Смирнова, куда приглашены были все городские священники, церковные старосты и некоторый высшие лица города. Здесь же Владыка сделал распоряжение относительно предстоявшего на утро, 15 числа, своего служения в Казанском соборе.
Прекрасное утро 15-го июля, как будто гармонировало сердечным чувствам Вязниковцев, с радостью ожидавших Архиерейского служения, редко здесь видимого. Оставляя в стороне некоторые нравственные слабости, неизбежные повсюду, наш город без преувеличения можно назвать поистине православным городом. Отсюда понятно, что первый удар семисот-пудового соборного колокола, как электрическая искра, тронул сердца горожан, возвестивши им о наступлении времени совершения божественной литургии, когда самим Архипастырем будет принесена бескровная жертва «о всех и за вся», а преимущественно в этот день о гражданах гор. Вязников. Владыка прибыл в собор в половине 9-го часа. Обширный храм наполнен был молящимися, так что к половине литургии у всех трех входов в собор снаружи стояли толпы богомольцев, не имевших возможности за теснотой войти в храм, но желавших соединить свои сердечные воздыхания с благоговейною молитвою Архипастыря. Стройное пение небольшого отделения Архиерейского хора производило заметное впечатление на молящихся.
После херувимской песни совершалось рукоположение во священника юного кандидата священства, доселе невиданное большинством жителей нашего города. Нужно было видеть, с каким сосредоточенным благоговением взирали предстоявшие в храме на этот торжественный акт: слезы умиления появились на глазах многих.
Вместе с Высокопреосвященнейшим Феогностом, в совершении литургии участвовали Флорищевой пустыни архимандрит Антоний, сопутвующий Его Высокопреосвященству Владимирского Дмитриевского собора протоиерей В. Косаткин и местные протоиерей И. Смирнов и свящ. A. Розанов.
По окончании литургии Владыка обозревал Покровскую кладбищенскую церковь и за тем удостоил своим посещением старосту Троицкой церкви С. К. Матренинского, у которого изволил кушать чай.
День 15 июля есть день Ангела нашего достоуважаемого городского головы и вместе соборного старосты Елизарова В.В., от которого Его Высокопреосвященству угодно было принять обеденный стол, приправленный искренним радушием именинника. Здесь Его Высокопреосвященству представлялось все лучшее Вязниковское общество, доселе восторгающееся ласковым и любвеобильным обращением Архипастыря.
В 4 часа пополудни, опять без малейшего даже отдыха, Владыка отправился обозревать расположенные за рекой Клязьмой близь города Вязников сельские храмы, откуда возвратился на ночлег в Благовещенский монастырь в 9-ть часов вечера.
16-го числа в 6 часов утра, отечески благословив все городское духовенство и всех явившихся за прощальным благословением граждан, при торжественном звоне на всех колокольнях города, Владыка отбыл из Вязников, оставив по себе самые приятные и благодарные воспоминания!

Священник Константин Веселовский.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 15-й. 1-го августа 1890).

Вязники 27 мая 1892 года

В половине восьмого часа утра, 27 мая, на всех Вязниковских городских колокольнях раздался звон, возвестивший жителям города о прибытии Преосвященного Тихона Епископа Муромского, Викария Владимирской епархии. В один миг по улицам города и особенно на перекрестках собрались кучки народа, низкими поклонами приветствовавшие новоприбывшего дорогого гостя.
Преосвященнейший Тихон проследовал прямо в Вязниковский Благовещенский монастырь, где во Святых вратах был встречен строителем монастыря иеромонахом Макарием с братией, в сопровождении которых Его Преосвященство посетил монастырский храм, где и преподал благословение братии и всем посторонним лицам, бывшим в храме и в стенах монастыря.
После кратковременного отдыха в келиях настоятеля, Преосвященный отправился, вместе с сопровождавшим его о. протоиереем В.В. Косаткиным, в Ярополческую двухклассную Кирилло-Мефодиевскую церковно-приходскую школу для производства испытания обучающихся в оной детей. В воротах школьного сада заведующий школой протоиерей Веселовский встретил Его Преосвященство приветственной речью.
В 9 ½ часов началось испытание учеников младшего отделения 2-го класса, а старшие в то время писали изложение. Всех учеников старшего (2-го) класса Преосвященный испытывал сам, а о. протоиерей Косаткин в это время производил испытание в первом и приготовительном классах и в женской школе.
Мы не берем на себя права входить в оценку научного состояния школы, если только эту оценку можно считать правильной после кратковременного испытания учащихся, — скажем несколько слов об общем состоянии школы. Ярополческая образцовая школа одна из многолюднейших церковно-приходских школ Владимирской епархии. Цифра учащихся в ней мальчиков, особенно в зимнее время, доходит до 150 человек. Многолюднейшей можно назвать и женскую Ярополческую школу, если взять ее отдельной, самостоятельной единицей. В этой школе в зимнее время обучались 61 девочка. Мы смело можем утверждать, что в епархии таковой по многолюдству нет еще женской церковно-приходской школы.
При такой, сравнительно, большой цифре учащихся, естественно есть не мало учеников и слабых; но вот вопрос: чем объяснить такой наплыв учеников и учениц в Ярополческие школы? Вязники — город далеко не бедный учебными заведениями. Здесь, собственно в центре города, имеются: четырехклассное городское училище, женская трехклассная прогимназия, городское приходское училище, Сеньковское фабричное училище и, невдалеке от города, Ярцевское фабричное училище. Население города с небольшим в 5 тысяч душ обоего пола. Ни в одном из упомянутых учебных заведений нет такой цифры учащихся, как в Ярополческой двухклассной церковно-приходской школе, тогда как и самая местность Ярополч стоит на некотором отдалении от города. Да и женская школа в Ярополче немного уступает своею численностью женской прогимназии, а в общей сложности мужская и женская церковно-приходские Ярополческие школы представляют количество учащихся в 200 человек. С наступлением весны и, следовательно, сельско-хозяйственных работ, некоторые ученики и ученицы Ярополческих школ оставляют школы и не являются сюда до октября,- это такие, которые довольствуются только толковой грамотностью, без претензий на получение свидетельств. Тем не менее в проезд Преосвященнейшего Тихона держали экзамен 127 мальчиков и 47 девочек, — цифра сравнительно немалая, свидетельствующая о значительном наплыве учащихся в Ярополческие церковно-приходские школы. А такой наплыв, как засвидетельствовано гражданами и окрестными жителями, объясняется строгим и неуклонным стремлением заведующего школами не только к обучению детей предметам, в программе Святейшего Синода указанным, но и к достижению главной задачи церковно-приходских школ — сближения детей с церковью и воспитания их в духе веры, для чего ведется постоянное ознакомление детей с церковностью, особенно через исполнение школьниками различных псаломщичьих обязанностей по храму.
Из Вязников Преосвященнейший Тихон отбыл в половине 8-го часа вечера, напутствуемый колокольным звоном и искренними благожеланиями значительной части граждан, стоявших на видных местах.
Ц. К. В. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 15-й. 1892).
Город Вязники
О состоянии народной промышленности города Вязников в 1838 году
Народная промышленность и ярмарочная торговля в Холуйской слободе, Владимирской губернии
Город Вязники в 1861 году
ВЯЗНИКИ 26 февраля 1878 года
Посещение г. Вязники Архиепископа Владимирского и Суздальского Алексием в 1915 г.
Категория: Вязники | Добавил: Николай (01.08.2016)
Просмотров: 2102 | Теги: Вязники | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru