Главная
Регистрация
Вход
Среда
25.12.2024
16:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Музеи Владимирской области

Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка»

Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка».



Здание Троицкой церкви

Экспозиция “Хрусталь, лаковая миниатюра, вышивка” была открыта в 1974 г. в Троицкой (красной) церкви г. Владимира на Театральной площади.

Хрусталь

Экспозиция «Хрусталь» используется как концертный зал, где в сказочном обрамлении органично звучит старинная и классическая музыка, романсы...






Прейскурантный сервиз. Кон. XIX – нач. ХХ в. Хрусталь бесцветный, алмазная грань.
Столовая посуда. II пол. ХIХ – нач. ХХ в. Хрусталь бесцветный, алмазная грань.







Изделия из стекла. Кон. ХIХ – нач. ХХ в. Стекло бесцветное и цветное, «иризация», «кракле», «миллефьоре», люстр, навивка, цветная крошка, роспись эмалевыми красками и золотом.
Прейскурантные изделия, декорированные механическим способом. Потешные сосуды. Кон. ХIХ – нач. ХХ в. Стекло бесцветное и цветное, техника гутная, гильоширное травление, «механическая нить».


Егоров Г.Г. (1895 - 1988 гг.). Набор для вина. 1940 г. Стекло бесцветное и цветное, выдувание, нацвет, алмазная грань.

Изделия из стекла. 1920 - 1930-е гг. Стекло бесцветное и цветное, выдувание, нацвет, роспись эмалевыми красками, матирование.

Изделия из хрусталя. 1930 - 1950-е гг. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, нацвет, алмазная грань.

Мышов А.И. (1919 -?). Лампа настольная. 1945 г. Стекло бесцветное и цветное, выдувание, нацвет, алмазная грань, травление глубокое.
Матушевская Н.П. (1925 г.р.). Набор для воды (внизу фото). 1959 г. Хрусталь бесцветный, металл, выдувание, алмазная грань.

Рогов Е.И. (1918 - 1999 гг.). Декоративная композиция «Цветы Урала». 1993 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание в форму, гранение.

Муратов В.С. (1929 г.р.). Юлюдо декоративное «Акварель».1973 - 1974 гг. Хрусталь цветной, выдувание, техника гутная.

Касаткин В.И. (1945 г.р.). Декоративная скульптура «Лебедь». 2000 г. Хрусталь бесцветный и цветной, обработка пескоструйная, гранение, техника гутная.

Корнеев В.В. (1927 г.р.). Декоративная композиция «Орхидеи». 2002 г. Хрусталь бесцветный и цветной, техника гутная, матирование.

Аксёнов Р.Н. (1939 г.р.). Декоративная композиция «Торжество». 1985 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, алмазная грань.

Чуканов Р.В. (1939 г.р.). Декоративная композиция «Пробуждение». 1985 г. Хрусталь бесцветный и цветной, техника гутная.

Рогов Е.И. (1918 - 1999 гг.). Декоративная пластика «Кристалл». 1994 г. Выдувание, резьба, алмазная грань.

Муратов В.С. (1929 г.р.). Ваза для фруктов. 1980 г. Хрусталь цветной, выдувание, нацвет, гранение.

Муратов В.С. (1929 г.р.). Декоративная композиция «Плоды путешествий». 1980 г. Хрусталь цветной, выдувание, техника гутная, обработка пескоструйная.
Пивоваров С.К. (1933 - 1999 гг.). «Царство Нептуна». 1987 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание в форму, гравировка.
Муратов В.С. (1929 г.р.). Декоративная композиция «Весна». 1975 г. Стекло бесцветное, выдувание, гравировка.

Зайцев В.С. (1954 г.р.). Декоративная композиция «Фантазия». 1984 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, нацвет, гранение.

Рогов Е.И. (1918 - 1999 гг.). Ваза декоративная «Слива». 1960-е гг. Хрусталь цветной, выдувание, алмазная грань.
Муратов В.С. (1929 г.р.). Декоративная композиция «Весна человечества». 1977 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, нацвет, техника гутная, гравировка.

Козлова О.И. (1942 г.р.). Блюдо декоративное «Лотос». 1973 - 1974 гг. Хрусталь цветной, выдувание, нацвет, алмазная грань.
Муратов В.С. (1929 г.р.).
Ваза декоративная «Прясло» (красная). 1975 - 1976 гг. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, нацвет, техника гутная.
Ваза декоративная «Московская снедь» (бесцветная). 1967 г. Хрусталь бесцветный, выдувание, техника гутная, шлифовка.

Муратов В.С. (1929 г.р.). Ваза для фруктов «Март». 1973 г. Хрусталь цветной, выдувание, алмазная грань.

Курилов А.С. (1937 г.р.). Декоративная композиция «Искушение». 2002 г. Стекло бесцветное и цветное, выдувание, гравировка.

Козлова О.И. (1942 г.р.). Декоративная композиция «И опять весна».1989 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, гранение.

Рогов Е.И. (1918 - 1999 гг.). Ваза декоративная «Ларец». 1965 г. Хрусталь цветной, выдувание, алмазная грань.

Рогов Е.И. (1918 - 1999 гг.). Ваза декоративная «Солнечная». 1960-е гг. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, нацвет, алмазная грань.

Козлова О.И. (1942 г.р.). Чаша декоративная «Прозерпина». 1974 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, нацвет, гранение.


Рогов Е.И. (1918 -1999). Декоративная композиция «Голубые дали». 1981 г. Хрусталь цветной, выдувание, гранение.
Матосян Л.С. (1958 г.р.). Декоративная композиция «Травы». 1987 г. Хрусталь бесцветный, выдувание, техника гутная, роспись силикатными красками.

Пивоваров С.К. (1933 - 1999 гг.). Вазы декоративные. 1968 г. Стекло цветное, выдувание, техника гутная.

Аксёнов Р.Н. (1939 г.р.). Кубок декоративный. 1980 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, нацвет, алмазная грань.

Старченко П.И. (1944 г.р.). Декоративная композиция «Утес». 1987 г. Хрусталь цветной, выдувание, техника гутная, гравировка.

Козлова О.И. (1942 г.р.). Декоративная композиция «Свежий ветер». 1981 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, нацвет, гранение.

Рогов Е.И. (1918 - 1999 гг.). Набор для вина «Кавказ». 1983 г. Хрусталь бесцветный, выдувание, гранение, гравировка.

Козлова О.И. (1942 г.р.). Набор для воды. 1988 г. Хрусталь бесцветный, выдувание, алмазная грань.

Рогов Е.И. (1918 - 1999 гг.). Декоративный сервиз «Рябинка». 1981 г. Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание, техника гутная, гравировка.

Пивоваров С.К. (1933 - 1999 гг.). Набор для вина «Кружевной» 1973 г.

















Лаковая миниатюра

В здании музея представлены промыслы такого уникального центра декоративно-прикладного искусства как Мстера. В отдельном зале (второй этаж) показана художественная вышивка и лаковая миниатюра. Этот раздел экспозиции оформлен так, будто вы находитесь внутри ларца. Вышивка и лаковые миниатюры предстают перед зрителем настоящими жемчужинами в витринах, которые своим дизайном поддерживают тему «шкатулки для драгоценностей». Кроме былинных, сказочных, исторических и других сюжетов лаковой миниатюры посетитель может увидеть святые образы, написанные в кон. XIX – нач. XX вв., и современные иконы мстерских художников.
Мстера, наряду с Палехом, Холуем и Федоскиным,- знаменитый русской лаковой миниатюры.
Первое упоминание о Мстере относится к 1628 г. Во II пол. XIX в. здесь развивались такие промыслы, как вышивка, изготовление лубочных картинок в литографии И.А. Голышева, но главным было иконописание. Мастера приглашались для выполнения росписей в храмах, на реставрационную работу в Москву, Санкт-Петербург, Новгород.
В нач. ХХ в. промысел резко пошел на спад. После 1917 г. иконописцы искали другие возможности применения своего мастерства.
В 1923 г. А.Н. Куликов, Н.П. Клыков, А.И. Брягин, А.Ф. Котягин, В.Н. Овчинников, Е.В. Юрин, А.М. Меркурьев организовали «Артель древнерусской живописи», которая в 1931 г. преобразовалась в артель «Протетарское искусство». Поначалу расписывались деревянные солонки, тарелки, матрешки, металлические подносы, клеенчатые коврики. Затем, по примеру художников Палеха, они позаимствовали технологию изготовления изделисй из папье-маше у миниатюристов подмосковного села Федоскино. Мастера делали шкатулки, ларцы, бисерницы, украшенные миниатюрами. Живопись выполнялась теми же, что и в иконописи, темперными красками, изготовленными по древнему способу на яичной эмульсии с добавлением воды и кваса.
Мстерская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Это проявляется и в условности композиций (ярусность построения, разномасштабность фигур, объединение разновременных событий) и в стилизации форм. Для произведений характерен яркий декоративный колорит. Местом действия персонажей чаще всего является пейзаж или архитектурный ансамбль «русских палат». Это отличает мстерскую миниатюру от палехской, которая выполняется на черном фоне. Еще одна ее особенность – полоска тонкого золотого орнамента, обрамляющая изображения. Темы миниатюры – исторические, сказочные, былинные, песенные сюжеты, а также сцены из повседневной жизни.
Собственный оригинальный стиль росписи создал художник Е.В. Юрин. Он любил изображать цветы, фрукты, птиц. Это орнаментальное направление получило развитие в творчестве его учеников.
Вскоре после создания артели произведения мстерских художников начали экспонироваться на отечественных и зарубежных выставках, а после всемирных выставок в Париже (1938), Нью-Йорке (1939), где были удостоены дипломов, золотых и серебряных медалей, они стали широко известными.
В годы Великой Отечественной войны большинство мастеров ушло на фронт. После войны промысел переживал трудный период. Только в 1960-1970-е гг. началось возрождение традиций, поиск новых направлений в развитии мстерского искусства. Это время творческого расцвета художников среднего поколения: Л.А. Демидовой, Е.Н. Зониной, В.С. Корсаковой, Н.А. Любомудровой, Н.А. Наумова, В.Е. Старковой, Л.А. Фомичёва, Н.И. Шишакова. В 1970-1990-е гг. вместе с ними начинают работать Ю.М. Ваванов, П.Ф. Заец, В.А. Лебедев, П.П. Можаев, В.Н. Молодкин, В.К. Мошкович, В.С. Муратов, В.Ф. Некосов, П.И. Сосин и др.
Ныне мастера «Центра традиционной мстерской лаковой миниатюры», возвращаясь к истокам промысла, пишут иконы. Творческая инициатива, бережное отношение к традициям способствуют дальнейшему развитию уникального искусства лаковой миниатюры.














См. Иконопись Мстеры

Вышивка

Вышивка - один из старинных видов народного искусства. В каждой местности женское рукоделие имело свои отличительные черты, выражавшиеся в предпочтении определенных мотивов орнамента, техники исполнения и цветового решения шитья. К кон. XIX в. Мстера славилась вышивкой белой гладью. В редкой семье не было мастерицы, владеющей сложными приемами работы в этой технике. Вышивание белой нитью по тонкой ткани стали называть «мстерской белой гладью».


Мстерская вышивка. Т. М. Дмитриева-Шульпина. Накидка.

Мстерская вышивка гладью зародилась в монастыре святителя Иоана Милостивого.

Гладь - двусторонний шов, стежки которого кладутся плотно друг к другу в горизонтальном или вертикальном направлении по рисованному контуру. Она оживляется разнообразными «сетками» и «разделками». «Владимирский шов» - второй характерный для Мстеры тип вышивки, с преобладанием свободно построенного растительного орнамента. В основу техники положена односторонняя гладь, при которой на лицевой стороне выполняются крупные стежки, а на изнаночной - мелкие, напоминающие пунктир. «Владимирский шов» - яркая вышивка мулине или шерстью, основу колорита которой составляет красный цвет, а вспомогательными являются синий, желтый, зеленый. Начало современному промыслу положено в 1923 г., когда была организована «Образцовая артель художественной вышивки» (позже - Строчевышивательная фабрика имени Н.К. Крупской). Здесь изготавливали столовое белье, покрывала, портьеры, женское легкое платье, мужские рубашки. В 1940-1950-е гг. мастерицы обращаются к темам сказок, песен, продолжает развиваться и орнаментальное направление. Популярны мотивы живой природы: причудливые цветы и травы, поющие птицы на ветках яблонь. В последующие два десятилетия появляются оригинальные художественные композиции, старинные техники обогащаются новыми приемами. Возрождается дореволюционный вид вышивки – «русская гладь». Это разновидность счетной вышивки, в которой весь узор выполняется плотно прилегающими друг к другу стежками, идущими в одном направлении. Использование толстых шерстяных нитей делает рисунок объемным. В 1990-е гг. мастерицы, стремясь к сохранению особенностей традиционной вышивки, возвращаются к украшению предметов одежды. Большой вклад в развитие промысла внесли художники Л.А. Ерофеев, А.И. Кислина, Н.М. Коткова, В.Н. Носкова. особое место среди них занимал заслуженный художник России, педагог Т.М. Шульпина. коренная мстерянка, одаренная ярким талантом, она всю жизнь посвятила вышивке. В 2003 г. фабрика преобразовалась в ООО «Мстерская вышивка». Продукция выпускаемая объединением, пользуется большим успехом. Ее успех - в самобытности, являющейся одной из граней богатой народной культуры древней Владимирской земли. Мастерицы, опираясь на многовековой опыт, создают авторские произведения, которые экспонируются на специализированных выставках.




Шульпина Т.М. (1913 - 1999 гг.). Вдоль деревни. Ковер. 1969 г. Ткань смесовая, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Ерофеева Л.А. (1948 г.р.). Полотенце декоративное. 1986 г. Лен, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Шульпина Т.М. Бой петухов. Панно. 1969 г. Ткань шерстяная, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».

Коткова Н.М. (1928 - 2000 гг.). Полотенце декоративное. 1983 г. Лен с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Юдина И.И. Цветы. Настольник. 1995 г. Лен, нити шерстяные, мулинэ шелковое, вышивка ручная «русская гладь».
Ерофеева Л.А. (1948 г.р.). Настольник декоративный. 1979 г. лен с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».

Шульпина Т.М. (1913 - 1999 гг.). Золушка. Панно. 1977 г. Маркизет, нити хлопчатобумажные, вышивка ручная «белая гладь».

Шульпина Т.М. (1913 - 1999 гг.). Миллионы алых роз. Панно. 1983 г. Маркизет, мулинэ, вышивка ручная «белая гладь».

Коткова Н.М. (1928 - 2000 гг.). Весенние зори. Полотенце. 1983 г. лен с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Кислина А.И. (1939 - 1992 гг.). Птичий отдых . Панно. 1984 г. Лен с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Коткова Н.М. (1928 - 2000 гг.). Дружная семейка. Наволочка. 1960-е гг. Ткань шерстяная, лен с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».

Шульпина Т.М. (1913 - 1999 гг.). Бам. Панно. 1975 г. Флахтух, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Кислина А.И. (1939 - 1992 гг.). Сказочноею полотенце. 1974 г. Лен с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Шульпина Т.М. Мстера. Панно. 1972 г. Флахтух, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».

Фирменный магазин хрустальной посуды Ю.С. Нечаева-Мальцова

Ю.С. Нечаев-Мальцов – известный во всем мире промышленник из Гусь-Хрустального. Владелец фирменных магазинов в Санкт-Петербурге и Москве. Поставщик посуды на крупнейшие ярмарки России.
Как выглядело в кон. XIX–XX вв. торговое заведение столь преуспевающего хозяина? Это можно узнать, посетив экспозицию.
Лицом магазина обычно является его витрина – как водится, более броская и яркая, чем у конкурента. В холле магазина – конторка для оформления заказа. Здесь же прейскуранты, знакомящие покупателя с ассортиментом. В торговом зале – образцы посуды. И это не только вазы, тарелки, но также сервизы (например, сервиз на 12 персон из 141 предмета). Кстати, покупатель - «толстосум» мог побаловать себя, заказав нечто более эксклюзивное. Например, чайный набор с монограммой.

Традиции Нечаева-Мальцова продолжили современные мастера-стеклоделы Гусь-Хрустального. И в 2001 г. в Москве вновь открылся фирменный магазин Гусевского завода.


В Троицкой церкви также работает художественный салон, где всегда можно купить замечательные произведения народных умельцев. Картины, лаковые шкатулки, изделия из бересты. Особенно радуют глаз изделия из хрусталя...
В 2020 г. открыта обновлённая экспозиция.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
- Интерьер Успенского собора.
- Экспозиция в Дмитриевском соборе.
- Экспозиции в Золотых Воротах.
- Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка».
- История Владимирского края (Исторический музей).
- «Старый Владимир» (Водонапорная башня).
- Экспозиция «Город камен именем Боголюбый».п. Боголюбово.
- Дом-музей Столетовых.
- Музей природы.
- Культурно-образовательный центр «Палаты»:
--- «Минувших дней очарование...»
--- Картинная галерея.
--- Комплекс экспозиций «Детский музейный центр».

ИСТОРИЯ города Владимира.

Музей хрусталя им. Мальцовых. г. Гусь-Хрустальный.
Категория: Музеи Владимирской области | Добавил: Николай (16.05.2015)
Просмотров: 5180 | Теги: Владимир, Музеи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru