Главная
Регистрация
Вход
Суббота
18.05.2024
02:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1587]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [202]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2395]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Свято-Ризоположенский женский монастырь города Суздаля

Свято-Ризоположенский монастырь

Религиозная Организация "Ризоположенский Женский Монастырь Города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 24 января 2000 г.
Игуменья - Иванова Елена Александровна.
Адрес: г. Суздаль, ул. Ленина, д. 79.

Средневековое кладбище на территории Ризоположенского монастыря.


Ров и вал на улице Нетёка

На рубеже XII—XIII веков суздальцы, желая укрепить город и особенно северные границы посада, прорыли ров, соединив им русло Каменки и Гремячки. Но глубина рва оказалась недостаточной, и вода на восток по нему не потекла. С тех пор ров, а потом и улица, протянувшаяся вдоль него, получили название «Нетёка». Этот своеобразный памятник старины сохранился до наших дней. Около рва, на большой ярославской дороге за посадом, в 1207 году основывается Ризоположенский девичий монастырь епископом Владимирским и Ростовским Иоанном I. Этот епископ был уроженцем Суздаля. В Суздале он основал еще два монастыря: Введенский и Козмодамианский, сейчас на их месте приходские церкви.

В древности земли монастыря располагались вне городских укреплений, состоящих из насыпных валов, стен и башен. В древних описях и писцовых книгах Суздаля местоположение монастыря определялось так: В Суждале на посаде, идучи от острожной осыпи к Спасскому монастырю большею улицею на леве монастыръ преподобные княжны Евфросинии Суждальские.


Евфросинья Суздальская

В древнем житии преподобной Евфросинии, составленном в XVI в., местоположение монастыря определяется точнее: В преименитом граде Суждале монастырь во имя Пресвятыя Богородицы честные и славныя Ея ризы положение иже в Лахерне бе под стеною градною Анания Федоров, соборный ключарь, в историческом описании Суздаля, положение Ризоположенского монастыря определяет к северо-востоку от Кремля и от соборной церкви на расстоянии не более 4-х стадий (1 стадия = 1/5 версты). По свидетельству монаха Григория, автора жития преподобной Евфросинии, монастырь существовал до нашествия татар в 1238 г. на русскую землю.

После гибели дружины Суздаль оставался совершенно беззащитным и был обречен. Татаро-монголы подошли к Пассадским укреплениям с южной стороны и появились на Ироновой горе в непосредственной близости от кремля. Многие насельницы монастырей при виде жестоких завоевателей, убежали в город, надеясь найти защиту в его укреплениях. Суздаль подожгли и разграбили. Всех кто не успел убежать, увели в рабство, стариков и больных перебили. Целым и невредимым остался только Ризоположенский монастырь, несмотря на то, что находился вне городских укреплений и ничем не был защищен.


Взятие Батыем Суздаля. Миниатюра из «Жития Ефросиньи Суздальской».

Когда полчища татаро-монгол окружили Суздаль преподобная с игуменьей и сестрами не побежали из монастыря. А стали усердно молиться. Молитва эта стала крепостью спасавшимся в монастыре. На захватчиков сошел мрак в виде облака, а над обителью воссиял нестерпимый свет в котором был виден крест. Устрашенные татаро-монголы не могли даже приблизиться к месту обители и только теснили и давили друг друга, падая навзничь с конями вниз. Не смог приблизиться к монастырю и сам хан Батый, прибывший на другой день к месту, где произошло чудо. Предание говорит, что Батый, узнав об этом, пытался с холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него. Завоеватель приказал более не пытаться овладеть монастырем и отойти.

Первые постройки монастыря были деревянными и ни одна из них не дошла до наших дней.

Благодаря ходатайству епископа Варлаама пред царем Иоанном Грозным и митрополитом Антонием, пр. Евфросиния была канонизована и с благословения митрополита Антония (1572 — 1581) при гробе ее стали торжественно совершать службы, каноны и молебны, а днем празднества было назначено 25-е сентября. Благодаря богомольцам, теперь усердно посещавшим монастырь, средства монастыря увеличились. В нач. XVI в., вероятно, был выстроен доселе существующий каменный Ризоположенский собор.
Трехглавый Ризоположенский собор (1520—1560 гг.) — пример бесстолпного храма, к алтарной части которого примыкают три апсиды.


План Ризоположенской церкви

Есть основания думать, что храм строил в двадцатых годах ближний боярин Василия III Иван Шигоня-Поджогин, причастный к темной истории заточения жены Василия III Соломонии в суздальский Покровский монастырь.
Четверик храма перекрыт крещатым сводом и, будучи лишенным внутренней опоры, увенчан облегченными тонкими и высокими главками, что необычно для подобных сооружений того времени. Гладкие стены храма прорезаны простыми амбразурами окон, а боковые фасады украшены ложными закомарами и разделены пилястрами на три части с порталами в центральной из них. Паперть, пристроенная к западной части собора в 1688 г., отличается богатым декором, включающим резной портал, а также украшенные «дыньками», «косицами» и полихромными изразцами узорчатые наличники. Главки собора претерпели несколько трансформаций. Исходные шлемовидные купола были в XIX в. заменены луковками, в 1929 г. барабаны и главки превращенного в электростанцию собора были вовсе снесены и только в кон. 1960-х гг. в ходе реставрации им была возвращена первоначальная форма.





Ризоположенский собор

В описи 1628 г. монастырь называется ружным, получавшим ругу «из большого приходу, а хлебную из дворца». Размер этой руги известен только к концу XVII ст. Из грамоты от 1700 г, июля 11 дня видно, что руга эта состояла из 244 р. 13 к. и хлеба 280 четвертей 1 ½ четверика, ежегодно выдаваемых из приказу большие казны игуменье Ризоположенского монастыря с сестрами и попом с причетниками. Руга эта давала возможность безбедно существовать монастырю и способствовала его благоустройству.

В 1699 г. торжественно открыты были мощи пр. Евфросинии святителем Илларионом, митр. Суздальским, известным подвижником благочестия. Мощи пр. Евфросинии, не смотря на церковное чествование ее (с 1571 — 1581) оставались, под спудом до 1699 г. Что было побудительной причиной к открытию мощей преподобной из жития невидно. Анания Федоров в Истор. собр. о гр. Суждале передает очевидно заимствованную им из жития преподобной современную событию запись открытия мощей таким образом: «В лето от сотворения мира 7207 от воплощения же Бога Слова, 1699 месяца сентемврия, при державе благочестивейшего, самодержавнейшего Великого Государя Императора Петра Великого, самодержца Всероссийского, по благословению святейшего Кир Андриана архиепископа Московского и всея России и всех северных стран патриарха, правящу тогда в Суздале престол великия церкве, пресвятыя владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии честнаго и славнаго ее рождества, преосвященному Иллариону митрополиту Суждальскому и Юрьевскому, бысть благочестивейшего Великого Монарха повеление и святейшего патриарха благословение, дабы во граде Суждале в монастыри девичье пресвятыя Богородицы, честныя ее ризы положения, изыскав гроб преподобныя благоверныя Великия княжны Евфросинии открыта и открыв освидетельствовати, и сотворити память, яко же лепо святым».
Преосвященный Илларион, пригласив епископа Леонтия, бывшего Тамбовского и проживавшего в Суздале в Спасо-Евфимиевом монастыре под началом, — архимандрита Спасо-Евфимиевого Варлаама, Васильевского монастыря арх. Кириака, Николаевской Пищуговой пустыни игумена Гавриила, соборного протоиерея Евфимия и ключаря Феодора, и причт церковный — отправился в Ризоположенский монастырь 17 сент., отслужил вечерню, молебен и всенощное бдение и после всего при пении псалмов и молитвословий приказал копать землю, над гробницей преподобной, а в 1-м часу дня (т. е. на рассвете) обрели гроб и нетленные мощи пр. Евфросинии. Нетленными оказались и погребальные ризы, несмотря на 450-летнее пребывание их в земле. Пр. Илларион повелел учинить «звон велик» и совершил торжественное богослужение при громадном стечении народа и затем 25 сентября, в день памяти пр. Евфросинии, устроен им был торжественный крестный ход из Суздальского собора в Ризоположенский монастырь. Мощи преподобной были переложены в новую раку и поставлены близ северных врат, где они пребывают и доселе. На это торжество прибыло много народа и из окрестных местностей и также совершилось несколько чудесных исцелений «для памяти и на пользу будущим родом».
Это великое торжество и многие чудеса, совершившиеся при открытии мощей пр. Евфросинии, снова оживили внимание благочестивых чтителей обителей к этому монастырю, слава коего в это время вторично стала было затеняться Покровским женским монастырем, принявшим к себе в 1698 г. в число инокинь опальную царицу Евдокию Лопухину, как и ранее в ½ XVI в., когда Покровский монастырь прославлен был иноческими подвигами вел. кн. Соломонии Сабуровой.
Ризоположенский монастырь имел теперь драгоценную святыню — открыто почивающие мощи пр. Евфросинии, к коим теперь усердно стекались богомольцы, и монастырь сделался более известным под названием «Преподобенского» пр. Евфросинии монастыря, чем под древним названием Ризоположенского.


Фото С.М. Прокудина-Горского

Интерьер Ризоположенского собора. Ковчег с мощами пр. Евфросии. Фото нач. ХХ в.

Мощи преподобной Евросинии находились в арке, высеченной в северной стене Ризоположенского храма и покоились в серебряной раке.
Рака эта со всех сторон обложена серебром. На двух сторонах изображен герб гор. Чернигова, а в клеймах тексты из жития преподобной Евфросинии. Крышка на раке серебряная 28 ф. 36 зол. Рака эта сделана в XIX столетии. В XVIII столетии мощи преподобной Евфросинии находились с 1701 по 1791 г. в деревянной гробнице, которая доселе хранится на паперти в южной ее части. Постамент и роскошный столярный вызолоченный балдахин над ракой сделан в недавнее время, в 1886 году, известной благотворительницей и украсительницей церквей в г. Суздале и во Владимире, московской купчихой, уроженкой г. Суздаля, А.А. Шишкиной. Рядом с этой аркой пробитые в той же стене двери ведут в северную придельную церковь во имя пр. Евфросинии.
Придел во имя преподобной Евфросинии выстроен в 1720 году. В этом году игуменья Екатерина с сестрами и причтом била челом преосвященному Варлааму, Епископу Суздальскому, о том, что в пожар 1719 года, бывший в Суздале 10 сентября каменная придельная церковь во имя преподобной Евфросинии, бывшая с южной стороны теплой церкви, сгорела, и они просили дозволения построить эту церковь вновь, на новом месте с левой (северной) стороны при настоящей (т. е. Ризоположенской) церкви.
В писцовой книге г. Суздаля 1628—29 гг. в Ризоположенском монастыре была «теплая церковь древяна клецки Знамения Пресвятыя Богородицы». Судя по миниатюрам рукописного жития преподобной Евфросинии, церковь эта была на юго-восток от Ризоположенской. Вероятно, при этой Знаменской церкви и была приделом церковь во имя преподобной Евфросинии.
Во время пожара Знаменская церковь сгорела; придел во имя преподобной Евфросинии был разобран и выстроен вновь с северной стороны Ризоположенского храма. Придел этот составляет продолжение левого крыла паперти, идущей с трех сторон Ризоположенского храма, и оканчивается алтарным полукружием с одним окном в алтаре, с другим около клироса. Иконостас в Евфросиниевском приделе трех ярусный, сделан в XIX столетии, иконы написаны также недавно и древних икон в иконостасе нет. В алтаре престол и жертвенник устроены на дубовых столбах, антиминс новый, священ в 1879 году.

В 1700 г. в числе многих других монастырей, получавших ругу государеву из Приказу Большого Дворца в виде денег и хлеба, Ризоположенский монастырь лишен был государева жалованья. Эта выдача из казны была заменена пожалованием поместий, разбросанных очень далеко в разных уездах. Монастырю были пожалованы поместья кн. Семена Романовича Пожарского «46 крестьянских дворов; 163 четверти с половиною в поле, а в дву потому ж», и в Суздальском уезде. «176 четвертей, а вдву потому ж, крестьянских 45 дворов с пустошьми и со всеми угодьи».
В переписных книгах Галицкого (Костромской губернии) уезда поместье князя Семена Романовича Пожарского, перешедшее в казну по смерти его и вдовы его кн. Авдотьи Васильевой, — состояло из следующих земельных владений: «в доровской и шарицкой волости в деревне Немцове пашни средния земли шестьдесят девять четвертей, в деревне Бетелеве, Белоутово тож, тридцать девять четвертей с полуосминою и четвериком; в деревне Даниловой тридцать семь четвертей без четверика; в деревне Исакове тридцать одна четверть с полуосминою; в деревне Подлесской двадцать восемь четвертей с четвериком». В Суздальском уезде были отданы в пользование Ризоположенского монастыря следующие земли вотчины кн. Семена Пожарского: «в Стародубско-Ряполовском стану в трети села Троицкого пашни добрыя земли шестнадцать четвертей; в деревне Мелехова девять четвертей; в сельце Фалалееве, Федотово тож, двадцать четвертей; в пустоши Селиверстове шесть четвертей; в пустоши Косково-аполосов и полянка тож восемь четвертей; в пустоши Нефедове двенадцать четвертей; в пустоши Борисково шесть четвертей; в пустоши Чернеево пятнадцать четвертей; в пустоши Подрякнино двенадцать четвертей; в пустоши Васково двадцать пять четвертей».
Доходы с этих вотчин кн. Пожарского, состоящие из оброчных денег и хлеба, а также с печей, в которых выжигалась известь (в с. Троицком), были не велики, так что ни в Монастырский Приказ, ни в Коллегию Экономии не поступило никаких сборов с этих вотчин и все эти доходы целиком поступали в пользу монастыря. По ведомости Коллегий Экономии 1739 — 41 года Ризоположенский монастырь получал «по окладам и неокладных денежных, хлебных и протчих доходов... по окладу денег с крестьян оброчных 50 рублей, — с известных печей 10 рублей; неокладного хлеба с пашни приплодной ржи и ярового 43 четверти 4 четверика.
Это уменьшение доходов монастыря, а главным образом - запретительные указы того времени, которые издавались тогда правительством, по желанию Петра 1-го с целью уменьшить количество монашествующих, отчасти повлияли на сокращение числа инокинь монастыря, хотя и не в таких размерах, как в других обителях. Так по описи монастыря 1628 г. инокинь в Ризоположенском монастыре было кроме игуменьи Ливии 51 старица; к началу XVIII в., в 1700 году число инокинь увеличилось до 72. К половине XVIII в., то есть, ко времени составления Ведомости Коллегии Экономии в 1739 — 41 г. в Ризоположенском монастыре количество монахинь снова уменьшилось и было только 56, — почти столько же, сколько и в 1628 году.
Аспекты хозяйственной и социальной жизни суздальского Ризоположенского монастыря в XVIII веке.

В кон. XVII в. при митрополите Суздальском Илларионе монастырские постройки претерпели значительное изменение. Под руководством трех известных суздальских зодчих Андрея Шмакова, Ивана Мамина и Ивана Грязнова были возведены знаменитые двухшатровые ворота Ризоположенского монастыря (1688 г.), к западной части Ризоположенского собора была пристроена богато украшенная паперть.


Паперть Ризоположенского собора работы И. Мамина, А. Шмакова, И. Грязнова.


Изразцы паперти Ризоположенского собора

Строгий и сдержанный облик Ризоположенского собора казался людям кон. XVII в. излишне скупым. Поэтому в 1688 г., одновременно с постройкой Святых ворот, их зодчие Мамин, Грязнов и Шмаков окружили древний храм с юга и запада галереей. Здесь полностью проявилась их страсть к богатой украшенности здания. Особенно щедро убрана главная западная стена паперти с сочной обработкой пилястр, роскошным порталом и играющими белой, зеленой, желтой и коричневой поливой изразцами.


Памятник в честь 190-летия Бородинской битвы
Памятник воздвигнут по инициативе военно-исторических клубов, в память Суздальского Суворовского и Московского гренадерского полка . Он изготовлен из белого камня, и имеет вид георгиевского креста с золотым Георгием Победосцем в центре. Крест этот стоит на основании и трех каменных цоколях; на каждом цоколе и прямоугольных камнях ограды золотом высечены памятные надписи. Главная надпись - на общей памятной доске; она гласит «Сынам отечества, чудо-богатырям».

Святые ворота


Святые ворота Ризоположенского монастыря. Фотография Прокудина-Горского, 1912 год.

См. Святые ворота Ризоположенского монастыря

После 1741 года Коллегия Экономии положила определенное жалованье монастырю, — игуменье 12 руб. в год, рядовой монахине по 6 рублей каждой и белицам, что значились «на монашеской порции», по три руб., — всего монастырь получал до 1764 года по 162 руб. на свое содержание от казны ежегодно. Кроме этого выдавалось особое жалованье духовенству Ризоположенского монастыря: двум священникам и дьякону по 12 рублей в год каждому, и двум пономарям по 6 рублей, а всего 48 рублей. Особых слуг из крестьян, как это бывало в других монастырях, в Ризоположенском монастыре не было, — жил только один дворник, которому платили в год по 1 руб. «за часовождение монастырских колоколенных часов».
Особых рукоделий в роде золотошвейного, как промысла, могшего давать средства к жизни, в монастыре не было, монахини занимались только «пряжей» (как значится в описи XVIII ст.).
Правительство в XVIII веке, назначая скудное жалованье монастырям, требовало, по мысли Петра 1-го, чтобы монастыри несли наравне с прочими государственными и общественными учреждениями государственную службу и доставляли материальную пользу государству. Исходя из того убеждения, что монастырские имения суть имения нищих, правительство того времени заставило монастыри устраивать благотворительные заведения, брать на свое содержание нищих и калек, подкидышей, а затем после шведской войны 1701 — 1721 года, когда скопилось много увечных и больных отставных солдат, правительство издало целый ряд указов, коими предписывалось принимать в монастыри на монастырское содержание больных и увечных воинов, иногда даже семейных. Такие лица «из отставных» жили и в женских монастырях, в том числе и в Ризоположенском монастыре. По описи, «учиненной прапорщиком Иваном Григорьевым в 1761 году», при Ризоположенском монастыре жил отставной подпоручик Дмитрий Афонин, от роду 42 лет «из купечества», женатый «на солдацкой дочери», отставленный из полку «за слабостию здоровья»; он получал из монастырских средств определенное жалованье по 16 руб. 66 коп. в год.
Монастырская реформа 1764 года, по которой все монастырские вотчины, заселенные крестьянами, были отобраны в казну, нанесла весьма тяжелый удар монастырям того времени, лишив их главных материальных средств, нужных для содержания монастырей с их церковными зданиями и другими учреждениями, заведенными при них в прежнее время. Не маловажный ущерб в материальном отношении нанесен был монастырской реформой 1764 года и Ризоположенскому монастырю, владевшему вотчинами в двух уездах.
Жалованье, положенное монастырю, как второклассному, было не велико. Из указа Суздальской консистории 1765 г. декабря 28 за № 1956 видно, что оно состояло из 475 р. 80 к. в год и выдавалось по полугодиям; из этих денег выдавалось игуменье — 60 р., казначее 20 р., 15 рядовым монахиням по 12 р. каждой, двум священникам по 20 р., диакону 15 р., двум церковникам по 10 р. и четырем служителям 13 р. 25. к. в год.
В 1768 г. эта сумма была не много увеличена: особым указом от 25 ноября того года на ремонт монастыря велено отпускать добавочных 20 р. 85 к., да на платеж оброка и подушных за служителей 2 р., так что казна отпускала всего на содержание монастыря 498 р. 65 к. в год.
При сравнении цифр положенного жалованья по новому штату с количеством денежного содержания, получавшегося до этого времени Ризоположенским монастырем с вотчин, разница кажется небольшой, — денежные суммы, получаемые из казны, даже увеличились, но за то монастырь лишился многих доходов, получавшихся ранее с монастырских вотчин в виде разных припасов, кои не были записаны счетчиками Коллегии Экономии, и даровой помощи от крестьян-работников.
Кроме этого по реформе 1764 г. закрыт был Троицкий женский монастырь, как безвотчинный и приписан к Ризоположенскому монастырю, — то есть все монахини Троицкого монастыря должны были войти в штат Ризоположенского монастыря, хотя на содержание их и зданий монастыря от казны ничего не было положено. Таким образом Ризоположенский монастырь на те же почти средства, которые он получал до реформы 1764 г., должен был содержать оба монастыря.
В Троицком монастыре было монахинь по Ведомости Коллегии Экономии 1739 — 41 г. всех 54 кроме игуменьи и до реформы они получали жалованье из Суздальской Провинциальной Канцелярии по 69 р. 29 ½ к., да на церковные потребы по 72 ¼ к. на год. Монастырская реформа отняла и это скудное жалованье. Священник и дьякон еще ранее, — в 1736 г. — перестали получать свое казенное жалованье в количестве 2 р. 35 к. каждому в год и им повелено кормиться доходами от прихожан, которые были у этого монастыря из посадских людей.
Только что введена была эта реформа, как Ризоположенский монастырь постигло большое бедствие. 13 августа 1769 г. случился «от купецких домов» в Суздале пожар. Пламя охватило значительную часть города, загорелся и Ризоположенский монастырь с Троицким монастырем и все деревянные стройки выгорели «без остатку». Пожар был настолько силен, что медные колокола на колокольне растопились и после пожара было найдено разбившейся и растопившейся меди 62 пуда. Многое погибло и из монастырского имущества. Мощи пр. Евфросинии были вынесены во время пожара и помещены в приходской церкви Праведного Лазаря.
Денег, выданных из Коллегии Экономии, конечно, далеко не хватало на поправку погоревших зданий и из консистории выдана была игуменье сборная книжка для сбора доброхотных пожертвований. На эти средства монастырь и обстраивался в течение более 20 лет. Кельи были выстроены вновь, церкви, колокольня и ограды были перекрыты железом мастерами Глятковскими, жителями Никольской слободки, принадлежавшей Покровскому монастырю. Перекрыты были башни и сделаны вновь из железа ворота въездные и водяные в ограде монастыря, которая была во многих местах исправлена, а в деревянных частях выстроена вновь. Колокола были, перелиты из старой меди с добавлением новой. Словом понемногу монастырь был приведен в прежнее благоустроенное состояние.
Пожар повредил многое и внутри церквей. Игуменье Ираиде пришлось поправлять иконостас и другие образа в церкви, которые в 1783 г. согласно заключенному контракту суздальский купец Таврило Иванов сын Иконников подрядился «в Ризоположенской церкви имеющиеся образа что ни есть все возобновить, а в тунбах написать вновь иконостас и по сторонам киоты какие в оной церкви состоят по старому грунту почистить и где надлежит починить и прикрыть масляной краской и потом золотом позолотить на гурьфабру за 280 рублей». Самый иконостас был также починен, а царские двери вырезаны вновь резчиком из слободки Скучиловой, принадлежавшей Спасо-Евфимьевскому монастырю.
Дмитрием Прокофьевым за 22 рубля и вызолочены позолотчиком, штатным служителем Суздальского архиерейского дома Гаврилом Сытиным за 43 р. 80 коп. Еще ранее, в 1775 г. иконописцы того же Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Андрей Васильев и Таврило Иванов расписали «тайную сень над царскими вратами» в Трапезной церкви.
Пользуясь благосклонным отношением к монашествующим и монастырям правительства в царствование Императора Павла I, издавшего в 1797 г. указ о наделении монастырей рыбными ловлями, пашенной землей и покосами, Ризоположенский монастырь исходатайствовал себе несколько угодий. После упразднения суздальского архиерейского дома и перевода его во Владимир оставались свободными многие земельные дачи архиерейского дома, которые и были распределены между суздальскими монастырями. Ризоположенскому монастырю в 1799 году достались сенные покосы внутри сел Гнездилова, Туртинского, Янева, Кибола, Ивановского и Крапивья — в количестве пяти десятин. Тогда же монастырь получил в пользование мельницу о двух поставах близ с. Михайловой стороны на реке Каменке.
В силу того же указа 1797 г. об улучшении материального положения монастырей, Ризоположенский монастырь получил 25 десятин пашенной земли близ дер. (ныне села) Шиповой слободки и рыбные ловли в копаном пруде в с. Мордыше.

Преподобенская колокольня

В памяти суздальцев также живет легенда о том, что Преподобенскую колокольню Свято-Ризоположенского монастыря начали строить во время Отечественной войны 1812 г. В книге Варганова А.Д. «Суздаль» есть сведения о том, что во время Отечественной войны, после окончания Бородинского сражения, в Суздале оказался один из полков русской армии и жители города, видя страдания и смерть офицеров и солдат, дали обет в случае победоносного завершения войны построить в городе самую высокую колокольню.





Нижний ярус Преподобенской колокольни

По мнению суздальского краеведа Юрия Белова, ее начали строить еще до войны. «Вопрос о строительстве колокольни впервые был поднят в 1803 г. ...игуменьей Апполинарией», которая обратилась с ходатайством в духовную консисторию. Ходатайство было вызвано тем, что старая шатровая колокольня XVII века, построенная И. Маминым, И. Грязновым и А. Шмаковым... во многих местах треснула и грозила падением. Разрешение было получено. С самого начала игуменья Апполинария, посоветовавшись с руководством других суздальских монастырей, с духовными властями, решила сделать колокольню «грандиозной», так как Ризоположенский монастырь располагался в самом центре древней столицы княжества и был древнейшим из сохранившихся в Суздале. Для строительства колокольни была образована специальная комиссия из представителен суздальского духовенства, настоятелей Спасо-Евфимиева, Покровского и Ризоположенского монастырей. В этой же статье он приводит данные о том, кто строил колокольню.
А.Д. Варганов в своей книге утверждал, что в 1813 г. под «руководством крестьянина каменщика Кузьмина суздальцы приступили к исполнению своего обещания - закладке огромной колокольни при Ризоположенском монастыре». Откуда Алексей Дмитриевич взял эту фамилию - неизвестно... А вот в книге глубокого знатока суздальской старины В. Георгиевского «Суздальский Ризоположенский женский монастырь», изданной в начале XX в., говорится, что «взялся строить колокольню крестьянин с. Ставрово Иван Филиппов» по контракту, заключенному с комиссией. Активное участие в сооружении Преподобенской колокольни принимали братья Пономаревы из Никольской слободы. Автор этого фундаментального труда об истории и архитектуре Ризоположенского монастыря пишет также, что строительство было начато в 1811 г., т.е. опять-таки до начала войны. На строительство колокольни требовалось около десяти лет и очень много средств. Т.П. Тимофеева в своей работе приводит следующие данные: «В январе 1812 года началось заготовление материалов, для чего Владимирская духовная консистория выдала приходно-расходную книгу: «Книга, данная Владимирской духовной консистории к строению в Суздальском Ризоположенском монастыре новой каменной колокольни»: в мае 1812 года было заплачено «за работу нанимаемых с площади работников для рытья под бут колокольни рвов и ношение в оные камни с 15 по 30 число сего мая». Таким образом, началом строительства новой колокольни следует считать май 1812 года». Эти сведения подтверждает и один документ из архива ВСМЗ за 1812 г., в котором есть данные о том, что в феврале 1812 г. монастырем велась заготовка материала для строительства Преподобенской колокольни. «Куплено Суздальской округи удельного ведомства села Лопатницы у крестьянина Григория Иванова со товарищи под колокольню бутового дикого камня сто тридцать шесть возов разными ценами, всего заплачено пятьдесят четыре рубли сорок четыре копейки». На основании вышеперечисленных сведений следует вывод: колокольню начали строить еще до начала Отечественной войны 1812 г., а легенда о строительстве колокольни как выполнение обета горожан в случае победоносного завершения войны не соответствует действительности.
На Ризоположенской старой шатровой колокольне были устроены боевые часы. За их заводку монастырь в XVIII в. платил сторожу по 1 рублю в год. Вероятно часы были уничтожены при построении новой колокольни.
Башня и часть стены выстроены были вновь в 1816 г. суздальцами каменщиками «бобылями» из Никольской слободы (что принадлежала Покровскому монастырю) Михаилом, Егором и Николаем Ивановыми Пономаревыми.
72-метровая Преподобенская колокольня выполнена в стиле классицизма и является типичной для своего времени, хотя и совершенно не вписывается в общий архитектурный стиль города. Уменьшающиеся ввысь ярусы колокольни опираются на мощный классический портал с аркой и увенчаны шпилем, а для ее отделки использованы сдвоенные колонны с декоративными фронтонами.
Нижний этаж Ризоположенской колокольни заключает в себе арку и святые ворота. Лицевой фасад украшен порталом с фронтоном на парных колоннах, напоминающим стиль «ампир». По бокам нижнего этажа колокольни в виде контрфорсов, для большей устойчивости здания пристроены особые палатки флигеля с помещениями. Второй этаж состоит из трех глухих частей, постепенно суживающихся,— третий ярус с пролетами, украшенными теми же колоннами с фронтонами, как и в первом этаже. В четвертом ярусе подвешены колокола. Во все этажи ведет внутри глухая обшитая досками лестница.
Всех колоколов на колокольне 12; из них самый большой 289 пудов 9 фунтов, слит в 1829 году; второй неизвестного весу, вероятно, слит в 1770 году после пожара из растопившейся меди с надбавкой новой; третий — 82 пуда 8 фун. и остальные малые; кроме этих колоколов на Троицкой колокольне шесть, из них большой в 69 пудов слит в 1784 г., а второй 40 пудов 22 фунта.

Подвиги юродивой Марфы Яковлевны Сониной в кон. XVIII - нач. XIX вв.

Благодаря энергии игумении Максимиллы в начале 1840-х годов Троицкая церковь, после упразднения Троицкого женского монастыря в 1764 г. бывшая приходской, приписана была к Ризоположенскому монастырю и сделана монастырской церковью. Игумения Максимилла устроила вместо старой деревянной новую каменную стену кругом Троицкой церкви, так что эта каменная стена составила продолжение монастырской стены Ризоположенского монастыря. Игумения Максимилла даже высудила в пользу монастыря дом, бывший на церковной земле и принадлежавший ранее протоиерею Виноградову, а затем проданный мещанину Перепелицыну. Но следующая за ней игумения Митрополия не могла удержать за монастырем Троицкой церкви принадлежащих ей земель. В 1851 году несколько бывших приходских людей Троицкой церкви подали прошение в Синод о восстановлении Троицкого прихода и в этом году церковь снова сделана была приходской. Дом мещанина Перепелицына, который был приобретен Ризоположенским монастырем по решению Сената за небольшую сумму, оставался собственностью монастыря до 1862 г., но в этом году, благодаря хлопотам старосты и местного причта, был передан по указу консистории Троицкой церкви за 395 р. 95 к., хотя он стоил гораздо дороже и приносил каждогодно доходу 85 р. в год.
Но бедность и малочисленность прихожан были причиною того, что Троицкая церковь доведена была до значительной степени упадка. Церковь внутри обветшала, стекла были выбиты, в верхних окнах водились голуби, отчего в церкви была крайняя нечистота, и в 1871 году, при сокращении церковно-приходских штатов, Троицкий приход снова был упразднен, а Троицкая церковь опять приписана к Ризоположенскому монастырю.

Игумения Серафима (в мире Дарья Александровна Лотова), из купеческой семьи г. Владимира, с детства воспитывалась в монастырях — сначала во Владимирском Успенском, затем в Муромском Троицком и наконец в Суздальском Ризоположенском, где и была пострижена в монашество. После восьмилетнего исполнения обязанностей казначеи в Суздальском Покровском монастыре, монахиня Серафима указом от 24 февраля 1874 г. определена на должность настоятельницы Ризоположенского монастыря. Обладая неустанной энергией, предприимчивостью и трудолюбием, игумения Серафима много потрудилась над благоустройством монастыря.

Сретенская церковь


Теплая Сретенская церковь в Ризоположенском монастыре

См. Сретенская церковь


Башни монастырской ограды

В сер. XVIII в. ограда монастыря была каменной только с восточной стороны. По «Ведомости Коллегии Экономии» 1739 — 41 г. каменной стены «здвух сторон своротами было на 64 саженях», и деревянной стены «с других двух сторон на 124 саженях»; да кругом Троицкого монастыря ограды деревянной забором было на 69 саженях». В описи, составленной офицерской Комиссией в 1761 году длина ограды определялась приблизительно: «в передней и задней стенах по 48 сажен, а в двух боковых по 52 сажени». Более точное и верное определение длины стен монастырской ограды мы находим в описи, специально составленной коллежским архитекторским учеником в 1767 г. по указу из Коллегии Экономии от 28 февраля того года. По этой описи «в первой передней стене, на которой святыя ворота, сорок девять сажен и два вершка»; «во второй половине, что по большой дороге пятьдесят три сажени; в третьей от Троицкого монастыря сорок семь сажен да еще прибавлено 6 сажен ¾ и 2 вершка; в четвертой, что от посаду пятьдесят шесть сажен».
Передняя стена и та, что от большой дороги были каменные и очень ветхи, во многих местах были подперты бревнами и столбами и грозили падением. Вся ограда была крыта тесом; каменные стены были в высоту 2 сажени с полуаршином и в толщину два аршина. Каменная ограда около Троицкого монастыря вдоль большой дороги и деревянная с других сторон была выстроена на средства купца Иосифа Петрова Изюмова, умершего в 1754 г. В пожар 1769 года тесовые крыши на ограде и башнях сгорели и их пришлось крыть вновь — тогда же переложены и самые кирпичные стены, грозившие раньше падением.
Воспользовавшись землей Троицкой церкви, только что переданной 6 ноября 1871 г. Ризоположенскому монастырю, игумения Серафима сломала ограду, разделявшую оба монастыря, увеличила новую ограду и построила несколько келлий для бедных сирот духовного звания.

Устроивши и украсивши монастырские храмы, игумения Серафима изыскала средства для устройства в монастыре общей трапезы для сестер. Она нашла таких благотворителей, которые пожертвовали деньги на устройство обширного здания для трапезной, выстроенного в 1881 — 1884 г., а также дали и самые средства для пропитания всех сестер, число коих при игумении Серафиме достигло до 200. Сестры, благодаря заботливости игумении, избавлены теперь от необходимости заботиться «об утрии». Кроме того она завела в монастыре золотошвейное мастерство, коим теперь несколько монахинь доставляют себе заработок и приносят, пользу монастырю.
Желая дать тем сестрам, которые по тем, или другим причинам не могут заниматься рукоделиями, какое-либо свое домашнее дело и вместе с тем имея в виду ту громадную пользу, которую может принести монастырю свое домашнее хозяйство, игумения Серафима приобрела в собственность монастыря несколько участков пахотной огородной и сенокосной земли, и завела свое хозяйство. На этих участках все работы исполняются, и теперь всеми сестрами монастыря. В особенности ценно приобретение четырех участков огородной, земли в самом г. Суздале, в общей сложности достигающей до четырех десятин.
Помимо того, что сестрам дано было этим свое домашнее дело, с огородов стало получаться много своих овощей, нужных для общей трапезы. Игуменией же арендовалась у города пахотная земля, которая возделывалась самими монахинями, а также заведено было молочное хозяйство. Словом, монастырь, повел правильное хозяйство и сестры перестали, нуждаться в пропитании. Благодаря ее же ходатайствам монастырь получил из казны большой участок леса в 200 десятин в полную свою собственность.
Игуменией же Серафимой при монастыре устроена церковно-приходская школа для девочек в 1893 году. Сначала школа помещалась в келлии игумении, затем, в виду увеличения количества учениц, выстроено особое здание, обширное и светлое, вмещающее свыше 60 учениц. Школа снабжена от монастыря всеми учебными пособиями и кроме того обеспечена капиталом в 2100 р., проценты с которого идут на нужды школы.

28 февраля 1899 года был торжественно отпразднован суздальцами 25-летний юбилей управления монастырем Игуменией Серафимой.
В 1899 г. Св. Синод особым указом, упразднивши Свято-Васильевский мужской монастырь, приписал его к Ризоположенскому монастырю, переименовав его в женский. Благодаря монастырской реформе 1764 г., монастырь этот обеднел и до последнего времени еле влачил свое существование. Число братии в нем было ничтожно, храмы и строения в обители от бедности, стали приходить в упадок, благотворители мало поддерживали благолепие монастыря, и Св. Синод приписавши его к Ризоположенскому монастырю, имел в виду улучшить его благосостояние. И действительно, в течении первого же года заботливой игуменией Серафимой весь Васильевский монастырь обновлен. Храмы окрашены внутри и снаружи, братский корпус ремонтирован и сюда переведено для жительства 20 сестер из Ризоположенского монастыря, надворные и хозяйственные постройки частью перестроены, частью воздвигнуты вновь.
Это присоединение Васильевского монастыря к Ризоположенскому и обращение его в женский в особенности благоприятно для Ризоположенской обители. Васильевский монастырь владел 386 дес. и 146 кв. саж. пахотной, покосной и огородной земли, рыбной ловлей в с. Гнездилове и мукомольной мельницей на р. Каменке. Для Ризоположенского монастыря особенно важны земельные владения Васильевского монастыря. Ранее инокини снимали в аренду пахотную землю у города, а покосную у Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря, — теперь они получили во владение для обработки собственную землю. Так как монахини все полевые и сенокосные работы производят сами своими руками, то эта земля является для них большим подспорьем в их монастырском хозяйстве.
Замечательно, что почти все эти земельные владения подарены Васильевскому монастырю инокиней Мариной, женой Ростовско-Суздальского князя Василька Константиновича Ростовского, в мире Марией Михайловной, родной сестрой преподобной Евфросинии, младшей дочерью Михаила Черниговского, в 1253 г. на помин души брата своего мужа Дмитрия Константиновича, князя Угличского, скончавшегося в 1249 г. Притом большая часть этой земли состоит из урочища Минина селища, принадлежавшего некогда жениху пр. Евфросинии Суздальской Мине, где был построен загородный дворец его.

В 1913 г. был уничтожен пожаром архив Ризоположенского монастыря.
Священник с. Оликова, Влад, у., Иоанн Лебедев 28 августа 1915 г. перемещен к Суздальскому Ризоположенскому монастырю.

ИГУМЕНИИ Ризоположенского женского монастыря:

Ливия, 27 ноября 1627 г. (она упоминается в писцовой книге г. Суздаля 1628 г.)
Елена, в апр. 1643 г.
Марина, 26 ноябр. 1653 г.
Анастасия, в авгус. 1656 г.
Ираида, 1676 — 1681 г.
Каптелина, 1683 — 1687 г.
Евпраксия, 1692 г.
Наталия, 1695 г.
Александра, 1696 — 1706 г. (она упоминается в указе 1700 г.).
Екатерина, 1708 — 1720 г.
Евлампия, в февр. 1723 г. (в 1737 г. она уже пишется бывшей).
Маргарита, 1740 — 1749 г. В конце 1749 года она уволена за жестокое обращение с сестрами и временной правительницей монастыря сделана была монахиня церковница Таифа впредь до выбора игуменьи.
Ксения, 1750 — 1756(?)
Евфросиния, 1759 до 1778 г. (первый указ на ее имя в архиве монастыря сентяб. 28-го 1759 г.)
Ираида, 1778 — 1783 г. (из крестьян), уволена за старостью и получала пенсии по 25 р. в год из Синода, живя в Ризоположенском монастыре до смерти, последовавшей после 1795 г.
Евфросиния, Побединская от 20 мая 1783 по 31 мая 1791 года, затем уволена за старостью и дряхлостью от должности и жила в отставке, получая по 30 р. в год пенсии, в Ризоположенском монастыре.
Евфросиния (Максимовичева из дворян) с 1-го июня 1791 по 1799 г.
В конце XVIII и начале XIX столетия в Ризоположенском монастыре подвизалась и пользовалась большим уважением Суздальцев юродивая Марфа Яковлевна Сонина.
Аполлинария, с 1800 — 1811 г.
Аркадия с детства была в Ризоположенском монастыре, исполняя клиросную должность по 1801-й год; в этом году была определена казначеей в Александровском женском монастыре, марта 30 в 1811 г. произведена в игумении Ризоположенского монастыря и была до 1826 г.
Аполлинария (Николаева) 1826 — 1836 г. 2 марта 1836 г. переведена в настоятельницы Александровского женского монастыря, откуда 8 июня 1845 г. уволена на покой.
Македония 1837 — 1840 г.
Максимилла 1840 — 1846 г.; в 1846 году переведена в Покровский Суздальский монастырь, где и провела до 1862 г.
Митрополия, 1846 — 1862 г. (была казначеей Владимирского Успенского женского монастыря, с 1845 г. игуменией Муромского Троицкого женского монастыря, откуда и переведена в Суздаль).
Евфросиния (Бобкова) 1863; — 1873 г.
Серафима (в мире Дарья Александровна Лотова) из купеческого сословия, род. 1823 г. в г. Владимире, 10 лет от роду поступила во Владимирский Успенский женский монастырь, в 1845 г. вместе с игуменией Митрополией поступила в Троицкий Муромский монастырь, откуда перешла вместе с той же Митрополией в Суздальский Ризоположенский монастырь. В 1862 г. пострижена в монашество и в 1866 г. определена казначеей Суздальского Покровского женского монастыря, откуда переведена вновь в Ризоположенский монастырь и назначена игуменией 24 февраля 1874 г., в коей должности находится до сего времени.


Гостиница «Ризоположенская»

Келейный корпус

В феврале 1919 года в Рождественском соборе, Ризоположенском и Спасо-Евфимиевом монастырях были грубо вскрыты раки с мощами суздальских святых. «Акт 1919 года 11 февраля в 3 часа пополудни Комиссия, выделенная из представителей от Суздальского Уездного Исполкома, от Местной Коммунистической Партии и отдела Здравоохранения, в составе председателя т. Шеенкова, членов: тт. Кузнецова, Силаева а Протопопова и Секретаря т. Шахова в присутствии представителей от духовенства священника Входо-Иерусалимской церкви Александра Цветкова, священника Ризположенского монастыря Сергея Виноградова, представительниц от монашествующих Ризположенского монастыря благочинной монахини Таиссии Белиной, монахини Мариамны Гурьяновой и Секретаря Местной Коммунистической партии А. Силаева согласно постановления Президиума Суздальского Уездного Исполнительного Комитета от сего числа производила осмотр раки с мощами, находящихся в Суздальском Ризположенском женском. Монастыре, при этом оказалось следующее: при вскрытии раки преподобной Евфросиньи...» Далее идет описание мощей, «завернутых в черную мантию и схиму, обвязанных черной шелковой лентой, концы которой опечатаны сургучной печатью». «Оказавшиеся кости в надлежащем порядке были сфотографированы местным фотографом Соболевым, после чего к осмотру оказавшегося в раке были допущены как все монашествующие, так и посторонняя публика. После осмотра публикой рака с вышепоименованным содержимым была закрыта и заперта на ключ».
Из протокола № 13 от 04.02.21 г. коллегии Суздальского отдела управления: «Слушали: О конфискации вещей хозяйства и прочего, найденных на колокольне в Ризположенском женском монастыре и зафиксированных в акте. Постановили: Все поименованные в акте вещи конфисковать и поделить таковые по соответствующим отделам исполкома (в колокольне — 4 железные решетки, гиря в 2 пуда, хоз. инвентарь; в Каретнике — старые колеса, бочки, борона, дуга возовая, плуг, санки дорожные с верхом...)».
Спасо-Евфимиев монастырь летом 1923 г. был передан в бесплатное пользование ОГПУ, для устройства концлагеря для политзаключенных. Ризоположенский монастырь был закрыт, его 12 колоколов отправлены в переплавку, а в помещениях монастыря расквартированы охранники политизолятора, располагавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре.
Заведующий музеем В.И. Романовский отчаянно боролся за сохранение памятников. Он в 1923 году не побоялся выступить в защиту креста с командованием воинской части, разместившейся в Ризоположенском монастыре. Среди красноармейцев родилась мысль: снять со шпиля самой высокой в городе колокольни (Преподобенской) крест и водрузить вместо него красный стяг. Узнав об этом, Василий Иванович Романовский написал письмо-протест командованию воинской части, в котором сообщал, что, во-первых, без разрешения музея нельзя нарушать целостность памятника, во-вторых, если снять крест со шпиля, то от влаги скоро начнет разрушаться памятник архитектуры. Командование выразило неудовольствие тем, что «он не хочет, чтобы крест был заменен красным знаменем республики...» Однако с мнением энтузиаста и компетентных органов пришлось согласиться.
В главный храм Ризоположенского монастыря в октябре 1924 года неизвестные злоумышленники проникли ...через крышу. А ведь на территории бывшей женской обители находился особый дивизион по охране концлагеря в Спасо-Евфимиевом монастыре!.. С разрешения губернского начальства. Охраняемая зона, военный городок, как называли его.

Весной 1927 г. руководство Суздальского ОГПУ приняло решение о размещении электростанции в Ризоположенском соборе и направило в Главнауку письмо на согласование. 1 июля 1927 г. получен ответ: «Владимирское ОНО по музейному управлению, Копии - в Суздальский Политизолятор, в Суздальский Музей. Главнаука считает, что использование собора б. Ризположенского монастыря в Суздале под электростанцию, несомненно, является опасным для сохранности этого ценного памятника сер. ХѴІ-го века и может повести к его разрушению. Поэтому Главнаука, высказываясь против осуществления данного проекта, отмечает, что в том Ризположенском монастыре имеется вполне пригодная для этой цели новая церковная постройка (красная). В случае её неудобства под электростанцию можно приспособить одну из многочисленных церквей города, менее ценных в историко-архитектурном отношении».
1 июля 1928 г. начальник политизолятора (бывшего лагеря) Ян Брамбат написал письмо зав. музеем В.И. Романовскому с просьбой передать собор Ризоположенского монастыря в распоряжение дивизиона ОГПУ для установки в нём «новой электростанции». Василий Иванович был категорически против.
Несмотря на столичное мнение, однако, свое решение ОГПУ менять не собиралось. Вероятно, на Главнауку «нажали», потому что уже 18 августа 1928 года разрешение все-таки поступило.
В.И. Романовский получил приглашение «...просим Вас прибыть 22 августа с/г к 9 часам для участия в комиссии по передаче здания собора под оборудование в нем электростанции на основаниях, указанных в отношении ГЛАВНАУКИ. (№ 50/603 от 18 августа 1928 г.). Нач. изолятора — Брамбат Cm. счетовод - Коринфский».
Поскольку памятник «на охране», фиксируется ход работ: «Выемка земли для фундамента динамо-машины закончена, и фундамент на цементном растворе сложен. Глубина выемки = 2,2 м, площадь = 4,5x5,6 м. Расстояние фундамента машины от стен здания не менее 1 м, так что он нигде не соприкасается со стенами здания».
Перед монтажом динамо-машины Романовский вежливо обращается к руководству политизолятора: «Суздальский Музей считает весьма опасным для сохранности западного портала т.н. Ризоположенской церкви, ввиду его первоклассного значения в художественно-историческом отношении, - установку динамо-машины внутрь здания через западные двери, а потому находит необходимым произвести эту установку через южные двери, которые не имеют архитектурного портала. Романовский».
А насчет внутреннего убранства собора вопрос был решен просто: «Все металлические части культовой утвари — разобранных паникадил, подсвечников... не имели музейного значения — являются в настоящее время металлическим ломом, который должен пойти в качестве Госфондового имущества на реализацию». Об иконостасе и речь не велась. Мощи св. Евфросиньи были переданы в музей.
В 1929 г. в соборе заработала электростанция. Вскоре в результате вибрации на барабане среднего купола появилась трещина. 14 июня 1929 года комиссия приняла решение о разборке трехглавого собора. Василий Иванович Романовский не побоялся высказать «особое мнение» в адрес ОГПУ и попытаться спасти редкое для архитектуры XVI века трехглавие храма. «Принимая во внимание незначительные размеры имеющейся трещины с восточной стороны среднего барабана, и что своды перекрытия, на которые опирается барабан, вполне крепки, и что стенки барабана выполнены всего в 2 кирпича, а потому крепкие своды вполне могут выдержать тяжесть давления этого барабана, Суздальский музей полагает, что вполне возможно спасти этот барабан заделкой трещины новой кирпичной кладкой на цементе, а с наружной стороны закрепить барабан двумя железными обручами, - писал В.И. Романовский, а в конце убедительно обосновывал своё предложение фразой: - Среди архитектурных памятников храмы с 3 верхами представляют довольно редкий тип, а потому этот памятник зодчества XVI в. должен быть сохранён».
28 сентября 1929 года из центра получено разрешение на разборку барабанов. Барабаны были снесены вместе с тремя золотыми куполами.


Ризоположенский собор, переоборудованный под электростанцию. 30-е годы.

В 1931 году настал черед главной вертикали города - Преподобенской колокольни. Старожил Суздаля Алевтина Константиновна Баташова, которой в 1931 году было 16 лет, отлично помнит, как сбрасывали колокола: «Сброс колоколов с Преподобенской колокольни привлек внимание всего города, вокруг колокольни было милицейское оцепление. Самый большой колокол висел внутри верхнего яруса звона. Его (колокол) спустили на два бревна, привязали веревки, оттянули и сбросили. Он упал, от него откололась часть, а весь он как бы вонзился в землю, на земле осталась вмятина, видимая много лет. Разбитый колокол увезли, видимо, ночью». Тогда же были сброшены и остальные одиннадцать колоколов...
Александра Сергеевна Панова, 1927 года рождения, вспоминает рассказы старших, как на Красной площади в предвоенные годы «жгли иконы — был огромный костер».
В игуменском доме, в кельях жили семьи работников политизолятора. После его закрытия в 1939 году в освобожденные помещения въехали местные жители.
По проекту талантливого архитектора Ольги Гавриловны Гусевой в 1969 году реставрирован Ризоположенский собор, восстановлено его трехглавие, шлемовидные купола, покрытые серебристым лемехом. Один из замечательных древних памятников возрожден и ...сдан под склад культтоваров. А в монастыре, в келейном корпусе, в деревянных домиках-кельях ещё проживало много семей, в Сретенской церкви был кинотеатр.
По перспективному плану создания туристического центра в г. Суздале, утвержденным Правительством РСФСР в 1967 году, на территории ансамбля Ризоположенского монастыря пректировался крупный центр народных ремесел и художественных промыслов. После переселения жильцов из старых домов – бывших келий в новый жилой район началась работа по расчистке территории для сооружения благоустроенных мастерских и ателье. Однако, с началом перестройки работы прекратились и за четверть века за монастырскими стенами в самом центре города на фоне остатков домов и разрушенных памятников выросли заросли деревьев, кустарника и бурьяна, вызывающих недоумение у каждого случайно заглянувшего за монастырские стены.
В 1979 году открылась гостиница в Ризоположенском монастыре в бывшем келейном корпусе.
В 1999 г. монастырь был передан русской православной церкви и возобновлен в качестве женского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.
Здесь почивают в соборном храме мощи святой княгини Евфросинии Суздальской (+1250).





Дом на территории монастыря

Территория, где располагался Троицкий женский монастырь

Музей колоколов в Преподобенской колокольне

См. Музей колоколов.
Троицкий женский монастырь
Храмы и монастыри города Суздаля.
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (07.05.2015)
Просмотров: 9296 | Теги: монастыри, церковь, Суздаль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru