Икона Святого апостола Андрея Первозванного, иконописец Юрий Кузнецов
- Второе крещение «Руси» - от патриарха цареградского Фотия. «…во время царства греческого царя, Василия Македонского, и при великом князе Рюрике всея Руси. И при киевских князех при Асколде и Дире (КАТ л.27 об.; цит. по ФОМ14 с.307).
- Третье крещение «Руси» - при княгине Ольге. Оно произошло, согласно «Катехизису», в 6463 г. «от сотворения мира» (963).
- Четвертое крещение «Руси» - крещение при князе Владимире.
Второе крещение Руси
«Русы, как стаи саранчи» - говорится в арабских источниках, которым не менее тысячи лет, - появлялись на улицах древнего Дербента, на южном берегу Каспия. Это было в 860 - 880 гг. «ПВЛ» приписывает этот поход правившим в Киеве варягам Аскольду и Диру, независимым от Рюрика. Поход привел к так называемому первому крещению Руси, известному по византийским источникам, после которого на Руси возникла епархия и христианство приняла правящая верхушка (по-видимому, во главе с Аскольдом).
Считается, что в 867 г. от р.х. патриарх Фотий обратился с «Окружным посланием» к подчиненным Константинополю церковным иерархам с призывом приехать в столицу империи на собор. В послании говорилось следующее: «Ибо не только этот народ (болгары) переменил на веру христову прежнее нечестие, но и тот, ставший известным и превосходящий всех жестокостью и кровопролитием, и этот народ (так называемая Русь) переменил эллинское и безбожное учение, в котором прежде содержался, на чистое и неповрежденное христианское исповедание. И так возгорелись они ревностью и любовью к вере, что приняли к себе епископа и пастыря и с большим усердием и вниманием исполняют христианские обряды» (УСП с. 78-79). Вот как расценивает эти события О. Рапов: «Можно с уверенностью говорить, что первое массовое крещение русов имело место между концом сентября 865 г. и январем-февралем 867 г. от р.х.» (РАП с. 80). Другие сведения дают О.Рапову основания уточнить свою точку зрения: «Первое массовое крещение русов произошло летом или в начале осени 866 г. от р.х., когда часть их приняла христианство от епископа, присланного византийским императором Михаилом III и константинопольским патриархом Фотием» (РАП с. 361).
Итак, по «Посланию Фотия» Русь крестилась в интервале 865-870 гг. от р.х.
Болгария приняла крещение в 865 г. В ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Ильи пророка в Киеве в русско-византийском договоре (944).
После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил Вещий Олег. Через 2 года он подчинил своей власти Смоленск, Любич, отобрал у Аскольда и Дира Киев и сделал его второй своей столицей. Из Киева и из других русских городов Вещий Олег выгнал не только иудейских ростовщиков, но и их верных союзников по святому писанию - христиан. Олег сразу после того, как им был убит перешедший в христианство киевский князь Аскольд, заключил против Хазарии долгосрочный союз с правителями печенегов.
Третье крещение Руси
912 - 945 гг. - правление в Киеве князя Игоря.
945- 961 гг. - правление в Киеве княгини Ольги. Ольга родилась в 893 г., в 16 лет она вышла замуж в первый раз, в 19 - во второй. Первым мужем Ольги был христианин из Хазарии, он являлся представителем довольно знатного рода. В память о первом муже Ольга очень хорошо и относилась к хазарским христианам, и они ей тоже полностью доверяли.
Икона Святой равноапостольной княгини Ольги, иконописец Юрий Кузнецов
Согласно ПВЛ крещение княгини Ольги произошло в 957 г. в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».
ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись ее разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили ее царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крестной дочерью царю. Тогда тот богато одарил ее и отпустил домой.
В 962 г. пришел к власти Светослав Игоревич, который придерживался ведической традиции. Ольга еще 2 года пыталась удержать власть. У Игоря, кроме Ольги были еще жены, поэтому скорее всего Светослав и его младший брат Владислав не были сыновьями Ольги. В 865-866 гг. Святослав вел войну с Хазарией. В 968 г. русский князь полководец (каганом Светослав себя не называл, наверное, считал, что такого звания он еще не достоин) наголову разгромил мощную армию византийцев под командованием лучшего полководца империи Варды Склира. Битва эта произошла ранней весной под Аркадиополем. Как раз перед тем грандиозным сражением и сказал Светослав свои знаменитые слова: «Мертвые срама не имут»...
В 969 г. в Киеве христиане подняли мятеж. Воевода Претич, которого оставил Светослав с небольшой дружиной в Киеве, растерялся. Он не знал, как ему поступить. Бунт подняли родственники князя: бывшая правительница Киева и ее повзрослевший внук Ярополк. Разбираться с волнениями должен был не воевода, а сам Светослав. Поэтому Претич ушел со своей дружинной из Киева. Переправился на левый берег Днепра и стал дожидаться прихода Светослава. Печенеги, тем временем, взяли Киев в кольцо. В болгаро-византийском походе Светослава участвовало 4000 печенежских витязей. Печенеги были ведическим народом и родственные узы у них были священны. Это значит, что печенеги не собирались захватывать Киев, они видимо не хотели чтобы мятеж христиан вышел за пределы Киева. Печенеги на самом деле отошли от Киева при приближении русского правителя. Светослав подавил христианский мятеж в Киеве и предал огню церкви хазар и византийцев. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба. Ольга была похоронена в земле в 969 г. по христианскому обряду.
После смерти Светослава пришла к власти хазаро-болгарская династия княгини Ольги.
972 - 978 гг. - правление в Киеве Ярополка Святославича. В 977 г. разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем Владимиром. «Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом.
Четвертое крещение Руси
28 июля Православная церковь отмечает день памяти великого киевского князя Владимира по прозвищу «Красное Солнышко».
Памятник князю Владимиру Святому в городе Владимире
Икона Святого равноапостольного князя Владимира, иконописец Марина Филиппова
Святой равноапостольский великий князь Владимир был сыном Святослава (по другой версии Ярополк, Олег и равноапостольный святой Владимир не были сыновьями Святослава, их отцом был старший сын Ольги от первого брака) и внуком первой русской княгини, принявшей христианскую веру,- Ольги. По ее примеру он убедился в лживости языческой религии и занялся поисками истинной веры. Бояре посоветовали Владимиру испытать разные вероисповедания, и Владимир послал 10 мудрых мужей в разные стороны. Послы посетили богослужения у иудеев, магометян, немцев и в конце своего путешествия прибыли к грекам. Сам патриарх совершил в их присутствии Божественную литургию. Послы пришли в неописуемый восторг от стройного пения и множества священнослужителей в богатых облачениях. Возвратившись на родину, послы рассказывали Владимиру: «Когда греки ввели нас в храм, где они служат своему Богу, то не знаем, на небе ли мы находились или на земле. Нам казалось, что сами Ангелы с небес поют вместе с клиром. Узнав веру греческую, мы не хотим иной». Выслушав рассказ послов, Владимир решил стать христианином.
«Великий князь Владимир избирает религию», И. Эггинк, 1822
Гордый князь пожелал принять новый закон от греческого патриарха, но просить его об этом он счел ниже своего достоинства. С другой стороны, Владимир мечтал жениться на сестре греческого императора - царевне Анне. Князь решил добиться всего этого войной. Он овладел Херсоном, принадлежавшим в те времена грекам, и направил посла к греческому императору просить руки царевны. Ему отвечали, что царевна христианка, поэтому не может выйти замуж за язычника, тогда Владимир сказал, что он желает принять крещение.
«Крещение князя Владимира», Бронников Ф.А., 1883
Препятствий к заключению брака больше не было, и царевна отправилась в Херсон. Узнав, что у Владимира сильно болят глаза, Анна посоветовала ему поскорее креститься, чтобы избавиться от «слепоты и телесной, и душевной». Немедленно призвали корсунского епископа, и крещение состоялось, после чего Владимир избавился от своего недуга. Почувствовав, что прозрел, князь воскликнул: «Теперь я узнал истинного Бога!» За крещением последовало и венчание.
В Киев Владимир вернулся вместе с греческими пастырями - первым русским митрополитом Михаилом и другими священниками-и привез также святые мощи, множество святых икон, крестов и сосудов. В первую очередь Владимир предложил окреститься своим 12 сыновьям. Их крещение состоялось в источнике, который в Киеве известен под названием Крещатика, в 988 г. Вслед за княжескими сыновьями святое крещение приняли многие знатные люди. Затем Владимир приказал уничтожить языческие капища и истребить идолов по всей Руси, от древних городов до самых глухих поселений, а на месте капищ воздвигнуть христианские храмы.
***
Чтобы уразуметь воистину необъятные масштабы исторических и метаисторических последствий, предопределенных этим деянием князя Владимира, достаточно вдуматься в то, что сулило бы молодому русскому сверхнароду присоединение к католичеству, к исламу или, тем паче, к хазарскому иудаизму; какое нелепо искаженное, почти абсурдное будущее было бы вызвано к жизни подобным выбором религии. Масштаб этот до сих пор недооценен из-за отдаленности и малоизвестности эпохи и благодаря тому предутренне-сумеречному освещению, в котором фигура этого деятеля возвышается у истоков нашей истории. Вероятно, только метаисторическое созерцание и размышление способны привести к углубленному пониманию подлинного значения того, кого народ чтил, любил и воспевал почти тысячу лет, связав с его именем прозвище, одно из самых теплых и нежных, какие только знает всемирная история: Красное Солнышко (прозвище, непереводимое на другие языки, так как только в русском, кажется, допустимо применение к солнцу ласкательной формы). Во всяком случае, акт крещения Руси был почти единовластным деянием князя Владимира, деянием полностью провиденциальным, сколь примитивны и сторонни ни были бы мотивы, активизировавшиеся в сознании реформатора.
Эта инвольтация Яросвета начинается в Х веке и очень быстро знаменуется появлением, вслед за Владимиром, ряда крупнейших исторических имен: Ярослава Мудрого, летописца Нестора, Антония и Феодосия Печерских, затем Владимира Мономаха. Это будущие человекодухи, нисшедшие в Небесную Россию во дни ее основания, теперь направлялись демиургом в Энроф ради выполнения особых задач, с миссиями праведников и родомыслов. Даниил Андреев См. Киевская Русь как явление метаисторическое.
Преемник Владимира, князь Ярослав Мудрый, был действительным основателем русской церкви. В 1037 г. митрополитом становится грек Феопемт, прибывший из Византии. Киевская митрополия входила в состав византийской патриархии. Митрополитов назначала патриархия. Постепенно русские князья старались сами назначать митрополитов. Они организовали обучение приходских священников. Князья должны были замещать епископские кафедры.
В 1157 г. князь Юрий Долгорукий в Киеве был отравлен во время пира у одного из киевлян по имени Петрила, который был осмеником, т.е. старшим над восьмью дружинниками. Его смерть повлекла за собой грабежи дворов и самого князя, и других суздальцев. После того как утих бунт, киевляне стали ждать возмездия со стороны его сына - князя Андрея Боголюбского - князя Владимира. Но он не торопился идти на Киев с мечом, чтобы силой, подобно его предшественникам, утвердиться на «золотом» киевском столе. Он остался на северо-востоке, чтобы именно здесь создать новую столицу Руси - Владимир, основываясь на политике укрепления единой и абсолютной власти.
После смерти отца Андрей был избран князем Ростово-Суздальским, но он не остался жить ни в Ростове, ни в Суздале, а уехал в свой любимый г. Владимир. Для того, чтобы укрепить единовластие, Андрей изгоняет несколько боярских семей из Ростова и Суздаля, самых верных слуг своего отца, а также отправляет своих четырех сводных братьев с их матерью, второй женой Юрия Долгорукого, византийской принцессой в Константинополь, чтобы уменьшить опасность возникновения междоусобных разногласий и посягательств на его княжеский авторитет.
За годы княжения им было выстроено свыше 30 церквей. Всех приезжих: и латинян, и язычников, князь Андрей приказывал водить в воздвигнутые храмы и показывать им истинное христианство. Благодаря созидательной работе князя и его просветительской деятельности Православная вера распространялась и укреплялась повсюду, становясь государственной религией. Православие сплачивало разноплеменное население края в единую нацию-русский народ. Разрозненные земли объединялись вокруг г. Владимира, ставшего на тот момент духовным и культурным центром Руси. «Св. князь пришел на север Руси, чтобы исполнить свое предназначение: создать единодержавную и самодержавную государственную власть в России, тем самым подготовить страну и народ к выполнению в будущем функции Третьего Рима, удерживающего мир от апокалипсиса». В 1162 г., желая создать в новой столице Руси - стольном граде Владимире - епископскую кафедру, Андрей Боголюбский, просил Константинопольского патриарха выделить из Ростовской епархии город Владимир и создать отдельную от Киева митрополию. Кандидатом на митрополичью кафедру он предлагал своего любимца игумена Феодора. Но патриарх Лука Хрисоверг на это не согласился, а льстивого и пронырливого Феодора, оклеветавшего Ростовского епископа Нестора, советовал удалить от себя. В 1168 г. в Киеве был созван большой Собор, состоящий из 150 духовных лиц, по случаю споров о посте в среду и пяток. От Владимирского князя Андрея Боголюбского был прислан на Собор игумен Феодор с предложением свергнуть Киевского митрополита Константина и избрать нового, но предложение принято не было. Тогда игумен Феодор с запасом золота и серебра отправился в Царьград к патриарху с донесением, что в Киеве якобы нет митрополита, и просил, чтобы его поставили митрополитом Киевским. Патриарх не согласился. Но это не смутило игумена Феодора. Он принес патриарху богатые дары и просил поставить его епископом Ростовским, говоря, что там якобы нет епископа, а в России некому поставлять во епископы, так как в Киеве нет митрополита. Патриарх внял его мольбе, и 16 июня 1170 г. Феодор был хиротонисан во епископа Ростовского (см. епископ Феодор II). В то же время, стремясь сохранить расположение князя Андрея, наиболее могущественного среди владетелей Русской земли, он почтил епископа Феодора правом ношения белого клобука, что было в древней Руси отличительным признаком церковной автономии.
В 1167 г. умер в Киеве святой Ростислав, двоюродный брат Андрея, умевший вносить умиротворение в сложную политическую и церковную жизнь того времени, а из Царьграда был прислан новый митрополит Константин II. Новый митрополит потребовал, чтобы епископ Феодор явился к нему для утверждения. Святой Андрей вновь обратился в Царьград за подтверждением самостоятельности Владимирской епархии и с просьбой об отдельной митрополии. Сохранилась ответная грамота патриарха Луки Хризоверга, содержащая категорический отказ в устроении митрополии, а также требование принять изгнанного епископа Леона и подчиниться Киевскому митрополиту.
Святой князь Андрей убедил епископа Феодора с покаянием - поехать в Киев для восстановления канонических отношений с митрополитом. Покаяние епископа Феодора не было принято. Без соборного разбирательства митрополит Константин, в соответствии с византийскими нравами, осудил его на страшную казнь: Феодору отрезали язык, отрубили правую руку и выкололи глаза. После этого он был утоплен слугами митрополита.
8 марта 1169 г. войска союзных князей во главе с сыном Андрея Мстиславом овладели Киевом. Город был разгромлен и сожжен. Участвовавшие в походе половцы не щадили даже церковные сокровища. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: «се же здеяся за грехи их, паче же за митрополичью неправду». Город был взят приступом «на щит», чего прежде русские князья никогда не делали по отношению к Киеву. Победители два дня грабили его, не было ничему и никому помилования. «Были в Киеве тогда на всех людях стон и тоска, плач неутешный и скорбь непрестанная».
На Руси увеличивалось количество монастырей. Они служили источником кадров епископов, ведь в монастыри шли многие представители высших слое вобщества.
В 1326 г. в Москве была установлена митрополичья кафедра. Центр духовенства русской православной церкви был перенесен из Владимира в Москву. Если митрополит назначался князем, то он должен был быть утвержденным патриархией в Византии. Дмитрий Донской попытался изменить этот порядок, но некоторые епископы противились этому. По мере того как центральная власть обретала силу, епископы стали подчиняться московскому митрополиту.
В 1439 г. на Флорентийском соборе была заключена уния (союз) между католиками и православными. Московский митрополит, грек Исидор подписал это соглашение. Но по возвращении в Москву он был заключен в монастырь. С этого момента Русская православная церковь освободилась от зависимости от константинопольской патриархии. Назначение митрополитов проводилась собором русского духовенства. Вскоре пала и сама Византийская империя. Епископы были феодалами. Епископские кафедры выполняли и судебные функции. У них был огромный бюрократический аппарат: десятильщики, дворецкие, дьяки, тиуны, праветчики, волостели, приказчики и т.д.
Борьба русской церкви с ересью со смертельным исходом начала вестись с 1504 г., когда на соборе были приняты решения о беспощадном искоренении ереси. За этим решением последовали массовые казни.
Иван Грозный добивался централизации государственной власти, за которой должна была последовать и централизация власти духовенства. Он созвал собор ( Стоглавый собор ). Его решения изложены в ста главах по всем вопросам жизни, как церкви, так и государства. По решению собора мирянам запрещалось играть на музыкальных инструментах, брить бороды, играть в шахматы, читать книги недостаточно благочестивого содержания, устраивать и смотреть представления скоморохов. Запрещалось общаться с иностранцами, которые считались еретиками и безбожниками.
Московская патриархия была основана после Ивана Грозного, который не торопился создавать конкуренцию своей собственной власти. Патриархию создал царь Федор, царица Ирина и ее брат Борис Годунов. Вопрос решался без участия духовенства.
В 1589 г. автокефалия РПЦ официально признана восточными патриархатами и учрежден Московский патриархат, который занимает пятое место в диптихе поместных Православных церквей.
В 1613 г. на царский престол был избран Земским собором Михаил Романов. Его отец Филарет был патриархом. Филарет правил за сына, и это создало прецедент для последующих патриархов. Царь Алексей Михайлович вынужден был поставить все на свои места - светская власть возобладала. Алексею Михайловичу пришлось бороться с патриархом Никоном. Никон представлял собой образец высшего духовного лица, которое за счет веры за короткое время нажило себе беспредельное состояние. Это был богатейший в стране после царя человек. Борьба царя с Никоном была продолжительной, но в конце концов Никон решением собора с участием православных патриархов или их представителей, был лишен патриаршего сана и приговорен к ссылке в отдаленную пустынь.
Московский период: Феогност, Алексий (1354—1378), Михаил (Митяй), Пимен, Дионисий (1383 – 1385), Киприан (1389-1407), Фотий, Герасим, Исидор Киевский, Иона Митрополиты Московские: Феодосий, Филипп I, Геронтий, Зосима, Симон, Варлаам, Даниил, Иосаф, Макарий, Афанасий, Филипп II (Колычев), Кирилл, Антоний, Дионисий, Иов. Патриархи Всея Руси: Святитель ИОВ - Первый Патриарх Московский. 23 января 1589 - июнь 1605 гг. ИГНАТИЙ - не включен в список законных патриархов. Был поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове. 30 июня 1605 - май 1606 гг. Священномученик ГЕРМОГЕН - 3 июня 1606 - 17 февраля 1612 г. ФИЛАРЕТ - 24 июня 1619 - 1 октября 1633 гг. ИОАСАФ I - 6 февраля 1634 - 28 ноября 1640 гг. ИОСИФ - 27 мая 1642 - 15 апреля 1652 гг. НИКОН - 25 июля 1652 - 12 декабря 1666 гг. ИОАСАФ II - 10 февраля 1667 - 17 февраля 1672 гг. ПИТИРИМ - 7 июля 1672 - 19 апреля 1673 гг. ИОАКИМ - 26 июля 1674 - 17 марта 1690 гг. АДРИАН - 24 августа 1690 - 16 октября 1700 гг. После кончины Адриана преемник не избирался. Митрополит Ярославский СТЕФАН в 1700-1721 гг. являлся блюстителем Патриаршего престола.
В 1721 г. институт патриархата был ликвидирован Петром I. Действовал только Священный синод. Институт восстановлен на соборе Русской Церкви в 1917-1918 гг. Святитель ТИХОН - 5 ноября 1917 - 25 марта 1925 гг. После его кончины в 1925 г. власти воспрепятствовали созыву нового Собора для выборов Патриарха, разрешив провести их лишь в 1943 г. на Соборе епископов, состоявшем из 19 человек. СЕРГИЙ - 8 сентября 1943 -15 мая 1944 гг. АЛЕКСИЙ I - 2 февраля 1945 - 17 апреля 1970 гг. ПИМЕН - 2 июня 1971 - 3 мая 1990 гг. АЛЕКСИЙ II - 10 июня 1990 - 5 декабря 2008 гг. КИРИЛЛ - с 1 февраля 2009 г.
День памяти святого князя Владимира День Крещения Руси
15/28 июля Русская Православная Церковь вспоминает Крестителя Руси - святого равноапостольного князя Владимира. С 2010 года этот праздник вышел и на государственный уровень, подобно Дню славянской письменности и культуры (в православном календаре – День памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия). Указом президента в День памяти равноапостольного князя Владимира установлен новый российский праздник – День Крещения Руси, который празднуется всенародно. Президент РФ Дмитрий Медведев 1 июня 2010 года подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона ″О днях воинской славы и памятных датах России″». В перечне памятных дат России появился новый праздник – День Крещения Руси, который стал отмечаться 28 июля, когда Русская Православная Церковь чтит память равноапостольного князя Владимира. С инициативой всенародно праздновать этот день выступили еще в 2004 году ученые из России, Украины и Белоруссии. Патриарх Алексий II обратился к властям трех государств с предложением учредить новый праздник. Принимая решение о новой памятной дате, Совет Федерации подчеркнул: «Утверждение христианства на Руси способствовало единению государства, его процветанию, а также оказало большое влияние на сохранение целостности России в сложные исторические периоды».
Русская Православная Церковь. РПЦ. Христианский миф и прароссианство. Навна - Идеальная Соборная Душа русской нации. Демиург Яросвет. Эгрегор православия и инфрафизический страх.