Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
13:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Общества трезвости во Владимирской губернии

Общества трезвости во Владимирской губернии

«Селения Монаковской волости Муромского уезда: Пертово, Мартюшиха, Монаково, Александрово, Базарово и Болотниково составили приговоры о прекращении пьянства. Приговоры эти представлены Монаковским волостным правлением местному мировому посреднику. Крестьянские общества упомянутых селений положили: во избежание разорения, с того, кто только напьется пьян, за каждый раз взыскивать штраф по одному рублю в пользу мирских сумм, а с 1874 г. вовсе не дозволять открывать питейных домов, и в необходимых случаях, в виду невозможности исправления штрафом, виновных наказывать розгами» (Владимирские Епархиальные ведомости. 1873).
«Крестьяне 2-го мирового участка Захаровской волости, Меленковского уезда, двух деревень — Пошатовой и Анфимовой — составили приговор о прекращении чрезмерного употребления крепких напитков, обязываясь не распивать их вовсе в питейных домах. Пошатовское сельское общество первое поняло весь вред от поголовного пьянства, и приняло меры к его уменьшению. Нельзя не пожелать, чтобы этот благотворный пример вызвал в среде крестьянских обществ подражателей, по примеру Калужской губернии и в особенности Пензенской, в коей составлено уже более 600 приговоров об уменьшении кабаков и других мест продажи вина, и водок, и вообще против неумеренного употребления их в настоящее время» (Владимирские епархиальные ведомости. Неофициальная часть № 16 (15 августа 1873 года).

11-го апреля 1890 г. вышел циркуляр за № 166 Архиепископа Владимирского и Суздальского Феогноста (Лебедева) на имя Владимирской духовной консистории, коим предлагалось протоиереям и священникам Владимирской епархии открывать в своих приходах «Общества Трезвости».
Всем известны гибельные последствия пьянства. Злоупотребление вином губит человека, пробуждает в нем худые влечения, доводит до нищеты и преступления. Подверженный несчастному недугу не только гибнет сам, он и семью пускает по миру и передает своему потомству ту же порочную наклонность. Поэтому понятно, что правительство и общество старались всеми силами бороться с этим страшным общественным злом. К несчастью, это зло коренится глубоко: его причины – бедность и невежество. Поэтому для успешной борьбы с пьянством необходимо улучшить материальные условия жизни, распространить широко в народной массе просвещение, создать возможность и стремление к разумным развлечениям. На этом пути борьбы с пьянством необходимы громадные соединенные усилия и правительства, и частных лиц.
Ввиду сказанного, нельзя не приветствовать быстрое распространение, так называемых, обществ трезвости, которые имели благую цель соединенными силами частных лиц способствовать искоренению и ослаблению пьянства. Для достижения указанной цели общества трезвости и словом, и делом распространяли в народной массе понятия о пользу трезвой и трудовой жизни. С этой целью общества открывали чайные и дешевые столовые, народные библиотеки и читальни, устраивали публичные народные чтения (см. Публичные духовно-нравственные чтения во Владимирской епархии), книжные склады, разумные народные развлечения, воскресные школы, организовывали материальную помощь нуждающимся, конторы для приискания занятий, лечебницы для алкоголиков, издавали полезные книги и т.п.
Полезное значение всех этих учреждений, устраиваемых обществами трезвости, очевидно для всякого не предубежденного человека. За границей уже давно и в широких размерах действуют на этом пути общества частных лиц, в Англии, например, для борьбы с пьянством и невежеством, для пробуждения в народе духовных стремлений, для приобщения низших классов к приобретениям культуры и цивилизации, на частные средства воздвигали «народные дворцы», устраивали для рабочего люда университетские лекции и просветительные учреждения в самых мрачных притонах темного люда.
За недостатком средств и сил общества в России, к сожалению, не могли рассчитывать на столь широкую деятельность. Им по необходимости приходилось довольствоваться очень малым. Обыкновенно, общество трезвости начинало свою деятельность с устройства чайной. Чайная, доставляя за умеренную плату невинный напиток, отвлекала рабочий люд от питейных домов и кабаков, этих рассадников безнравственности и разрушителей здоровья, и служила для простого народа учителем порядка и дисциплины. При чайной в скором времени возникала народная библиотека и читальня, которая служила проводником полезных знаний. Таковы обыкновенно первые шаги обществ трезвости на пути к осуществлению своей деятельности. Около чайной в начале и ютился кружек трезвенников. Здесь он постепенно разрастался и сплачивался. Понемногу у общества накапливались материальные средства, которые давали возможность перейти к осуществлению дальнейшей деятельности.
8 апреля 1890 года в приходе Николаевской церкви села Щербова открыто общество трезвости.
5-го августа 1890 года в селе Шапкино, Ковровского уезда, священник Василий Строев, открыл общество трезвости.
17-го октября 1890 года в селе Усолье, Ковровского уезда, Александром Смирновым открыто общество трезвости.
6 декабря 1890 года в приходе села Глядкова Суздальского уезда открыто общество трезвости.
В декабре 1890 г. было открыто общество трезвости в приходе села Огренева Суздальского уезда.
«От священника села Огренева, Суздальского уезда, Николая Добротворского.
23 декабря 1890 г. в моем приходе, в селе Огреневе, открыто общество трезвости, состоящее пока из десяти человек. С сентября месяца я особенно усилил свое слово о вреде пьянства, о мерах к прекращению сего гибельного порока и о необходимости открыть в приходе общество трезвости. В означенный день, после вечерни и молебного с акафистом пения преподобному Сергию, Радонежскому Чудотворцу, мною предложена была беседа о трезвости, а затем последовало и самое открытие общества трезвости. В члены общества я первый записал свое имя; за мной вписали свои имена девять человек. Все десять человек дали обет воздерживаться в продолжение года от пития браги, пива, вина и водки,— словом, от употребления всего хмельного, опьяняющего».
«От священника села Тейкова Петра Виноградова (благочинного 4-го округа Шуйского уезда).
В селе Тейкове, после частных с прихожанами бесед, было неоднократно говорено мной и священником Невским с церковной кафедры о вреде пьянства и необходимости нести с ним общественную борьбу; было, затем, более подробно говорено о том же на народных чтениях, причем мной роздано 50 экземпляров брошюр Михайловского «друзьям трезвости» с тем, чтобы желающие принадлежать к обществу трезвости возвратили 1-й листок брошюры с надписью своих имен, фамилий, звания и проч. Когда из розданных экземпляров возвращено было мне 24 первых листка с упомянутыми надписями, я счел возможным 31-го декабря 1890 г., в воскресенье после литургии, открыть в с. Тейкове общество трезвости. По совершении особо-торжественного, с акафистом Спасителю, молебна, оказалось еще несколько лиц, желающих стать членами общества, так что в настоящее время Тейковское общество трезвости, не считая членов причта, состоит из 41-го человека, внесенных в книгу, с заявлением большинства хранить воздержание от вина в течение года, некоторых — на 3 и на 5 лет, и весьма немногих — навсегда.
Число членов Тейковского общества, сравнительно с населением, доколе ничтожно; но это объясняется отчасти тем, что иные не ознакомились еще надлежащим образом с задачами общества; многие говорят, что они, понимая вред от винопития, не будут пить вина, не связывая однако себя, как выражаются, клятвой. Притом, торговое, фабричное, большое село, против устройства и расширения общества трезвости, представляет таких борцов, коих в обыкновенных приходах нет, или почти нет; это — многочисленные кабаки, трактиры, винные лавки и т. д. со штатом деятельных лиц, наживающихся за счет народного невоздержания. Здесь поле для борьбы с недугом винопития слишком заросшее колючими терниями; но, сделавши первые открытые шаги к возделанию его, мы не теряем надежды, с Божией помощью, иметь дальнейший успех в деле, нами предпринятом. Каких-либо, для членов общества трезвости, иных условий, кроме хранения данного обещания, кроме каждомесячной общественной молитвы и нравственного воздействия со стороны каждого на близких ему лиц, нами не предлагается доколе, в предположении, что обстоятельства укажут те мероприятия, кои могли бы быть полезными для дела общества».
«От священника погоста Инивеже, Шуйского уезда, Василия Орлова.
20-го июля 1890 года в приходе Златоустовском погоста Инивеж открыто общество трезвости. Открытию его предшествовало разъяснение прихожанам о вреде пьянства. Некоторые прихожане, движимые религиозным чувством и сознавая всю гнусность порока пьянства и худые oт него последствия, выслушавши молебен св. пророку Илии, дали обещание воздержаться от всего опьяняющего на один год.
Цель учреждения общества трезвости состоит в том, чтобы по возможности содействовать словом и примером, если не искоренению, то по крайней мере ослаблению сильно развившегося в приходе пьянства. Изъявившие желание вступить в общество трезвости внесли (по своему желанию) в братскую кассу по рублю с тем, чтобы в конце года на эти деньги приобрести свечи к местным иконам св. пророка Илии и Божией Матери «Утоли моя печали». Члены общества трезвости нравственно обязались, по мере их сил и возможности, уговаривать, усовещивать и приглашать других к поступлению в общество, в особенности же подверженных пороку пьянства, строго наблюдать друг за другом в выполнении данного обещания. Не выполнившие же сего обещания исключаются из общества и лишаются права на получение внесенных ими в кассу общества денег, одна половина которых назначается на устройство церковно-приходской школы, а другая на поддержание хора певчих. Имена лиц, вступивших в общество трезвости, читаются на заздравной эктинии после акафиста Божией Матери каждый месяц» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1891 г.).
«Донесение священника села Левина, Вязниковского уезда, Иоанна Знаменского на имя местного благочинного.
Во исполнение предложения Его Высокопреосвященства, от 11-го апреля 1890 г. за № 166, об устройстве «Обществ Трезвости», я, сознавая важность долга своего вести борьбу с пагубным пороком пьянства, среди своих прихожан, старался разъяснять в поучениях, внебогослужебных собеседованиях и в частных беседах гибельность пьянства и располагать к решимости воздерживаться, при помощи Божией, от излишнего употребления хмельных напитков, как в простые дни, такт, и в праздники. Мой труд шел не без успеха желаемого. Некоторые из прихожан склонились к решимости не пить водку. В подкрепление решимости к совершенному воздержанию от пива, я предложил им из себя образовать общество трезвости, которое и открыто в храмовой праздник — 6-го декабря 1890 г. В день памяти Святителя и Чудотворца Николая на литургии произнес я поучение против пьянства и о пользе учреждения общества трезвости. Потом объявил остаться тем, кои пожелают составить общество трезвости. Каждый, заявивший желание вступить в общество трезвости, записывался в книгу. Всех записавшихся оказалось 20 лиц, в том числе я и диакон Александр Чижев. Затем пригласил записавшихся закрепить свое обещание воздержания, данное в душе, и ознаменовать вступление в общество участием в молебствии покровителю св. храма и учителю воздержания Святителю и Чудотворцу Николаю, который избирается устрояемому обществу трезвости покровителем и ходатаем перед Богом. Далее, по окончании молебна, давшие обет трезвости прикладывались к животворящему кресту Господню, к св. иконе Николая Чудотворца, и получили благословение от священника. В заключение указал я обязанности членов общества, состоящие в том: 1) чтобы они твердо исполняли данное обещание воздерживаться от хмельных напитков, 2) словом и примером поощряли друг друга к исполнению своего обещания, 3) благовременными внушениями располагали и других ко вступлению в общество трезвости, 4) усердно посещали храм Божий и здесь теплыми молитвами испрашивали помощь Божию на преуспеяние в добром деле.
Общество разделено на два разряда. Первый разряд состоит из лиц, отказавшихся совершение от употребления хмельных напитков. Второй разряд составляют лица, не имеющие настолько силы воли, чтобы отказаться совершенно от употребления водки; они дают обет употреблять ее в весьма ограниченном количестве. Обет подписавшимися прихожанами дан пока на один год, а по истечении года, кто пожелает, может возобновить его, а кто найдет для себя обет трезвости непосильным, может выйти из общества».
«Донесение священника села Яковцева, Муромского уезда, Николая Сперанского, на имя благочинного, об открытии в местном приходе Общества Трезвости, и правила Общества.
Благодарение Господу Богу, в настоящем году некоторые благонамеренные личности из прихода села Яковцева, при помощи Божией и при руководстве своих о.о. духовных решились основать «Общество Трезвости», цель которого — по мере возможности послужить добрым примером, если не в искоренении, то по крайней мере, в ослаблении сильно развившегося в приходе пьянства, т.е. решили сами не пить и других удерживать от пьянства, насколько это будет возможно. Конечно, общество это еще не велико; но всего утешительнее то, что быть руководителями «Общества Трезвости» взялись лица, состоящие во главе нашего прихода, именно: священники, диакон, волостной старшина, председатель волостного суда, волостной писарь и некоторые старосты сельских обществ. Всех, записавшихся в «Общество Трезвости», 41 человек.
27-го ноября 1891 года, в день празднования иконы Знамения Пресвятой Богородицы, отслужен был молебен торжественно, после Божественной литургии, небесному Покровителю Общества Святителю Феогносту, при чем священником Николаем Сперанским произнесено было приличное случаю слово. После молебна священнику заявили свое желание вступить в «Общество Трезвости» еще 7 человек, в числе которых, временно проживающий в нашем приходе, священник Иоанн Крылов, что составило вполне неподдельную радость всему нашему Обществу и даю повод усугубить молитвы к Господу Богу пред небесным Покровителем «Общества».
На репорте о сем местного благочинного резолюция Его Высокопреосвященства последовала от 30-го декабря таковая: «Призываю благословение Божие на Общество Трезвости, открывшееся в селе Яковцеве Правила сего Общества утверждаются» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1891 г.).
Открыты Общества трезвости:
В приходе села Чернцев-Воротынских, Ковровского уезда, состоящее из 40 членов, 21-го числа апреля 1891 г.; в приходе погоста Шижегды, Юрьевского уезда, 25-го марта 1891 г.; в приходе села Обухова, Гороховецкого уезда, из 27 человек, 24-го февраля 1891 г.; 7-го апреля 1891 г. священником с. Ворши Николаем Туторским открыто общество трезвости, состоящее из 117 человек.
Что касается существующих во Владимирской губернии обществ трезвости, то шире всех проявило свою деятельность, благодаря достатку интеллигентных сил и материальных средств, Иваново-Вознесенское общество трезвости, возникшее в конце 1897 года.
Как видно из отчета Иваново-Вознесенского общества трезвости за первый год существования, обществом были получены от о. Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского) денежная помощь и письмо, в котором он благодарит за избрание в почётные члены и с любовью принимает это звание.
Владимирский архиепископ Сергий в своем письме к тому-же обществу пишет: «Молю Бога, чтобы онъ благословилъ успехомъ начинания и труды общества по сему святому делу». То же сочувствие было высказано и другими начальствующими лицами. Владимирский вице-губернатор, князь Н.П. Урусов, пишет, что «с большим удовольствием принимает избрание в почётные члены общества трезвости и принимает сердечную благодарность. Учреждение столь симпатичнаго и полезнаго общества должно оказать влияние на нравственность населения и делает честь его инициаторам и деятелям».
Общество трезвости открыло две чайных, устроило народную библиотеку, публичные народные чтения и народный театр.
Общество трезвости, существующее в гор. Коврове с начала 1899 года, имеет чайную и народную библиотеку и открыл народные чтения.
В 1899 году в гор. Киржаче было учреждено Киржачское Общество трезвости.

По недостатку средств, на первых порах возникающим обществам трезвости приходилось ограничиваться только некоторыми видами деятельности.
1. Устройство Народных библиотек-читален. Народные библиотеки-читальни разрешались местным губернатором. В ходатайстве об открытии библиотеки необходимо было точно указать, где будет находиться библиотека, на какие средства она будет содержаться и кто будет в ней ответственно-заведующим лицом, при чем вместе с ходатайством необходимо представить на утверждение проект открываемой библиотеки. Что касается материальных средств, то на первых порах можно довольствоваться малым, по пословице. Что лучше что-нибудь, чем ничего. Значительную материальную поддержку при устройстве народных библиотек оказывало Владимирское губернское земство, которое располагало специальным для этой цели капиталом. Кроме единовременной субсидии, губернское земство ассигновало ежегодно в течение трех лет материальную помощь открываемым библиотекам. Эти субсидии безвозвратны, и губернского земство ставило только одно условие, чтобы имущество библиотеки, в случае ее закрытия, поступало в распоряжение земства. С ходатайством о субсидии следовало обращаться во Владимирскую губернскую земскую управу.
При устройстве народной библиотеки важное значение имел разумный выбор книг. Кроме обязательного руководства правительственным каталогом книг, разрешенным в обращение в бесплатных народных библиотеках, необходимо было иметь ввиду полезные указания на счет выбора книг в имеющихся примерных каталогах. Далее, чтобы библиотека имела возможно широкий доступ, желательно, чтобы в ней существовало бесплатное пользование книгами. См. Библиотеки губернского города Владимира.
2. Устройство публичных народных чтений.
С ходатайством о разрешении проведения публичных народных чтений следовало обращаться или к директору народных училищ, если чтения должны были проходить вне школьных помещений, или в уездное отделение епархиального училищного совета, если чтения намеревалось устраивать в помещениях школ. В ходатайстве об устройстве чтений необходимо указать тех лиц, которые будут производить чтения. При выборе чтений надлежало руководствоваться каталогом книг, одобренных для публичных народных чтений. При чтениях с теневыми картинами неизбежны расходы на приобретение фонаря, экрана и картин. Стоимость фонаря, годного для чтений, определялось в размере 50-60 руб. Картины для фонаря можно или приобретать, или выписывать во временное пользование. И то, и другое к сожалению было не дешево. Московская, например, комиссия народных чтений отпускала за 50 руб. в течение года 30 отдельных чтений, за 25 руб. 15 чтений, не считая стоимости пересылки. Более дешевый абонемент можно было исходатайствовать в Московском политехническом музее, при чем нередко музей отпускал картины даже бесплатно.
Во Владимирской губернии бесплатно пользовались картинами музея Владимирская воскресная школа и Ковровское тюремное отделение при чтениях в тюрьме.
3. Устройство книжных складов.
Что касается книжных складов, то они также являлись полезными органами распространения в народе просвещения и развития, и тем способствовали достижению главной цели общества трезвости. Разрешение в провинции книжных складов и магазинов зависело от местного губернатора, к которому и следовало направлять ходатайства о разрешении, с указанием тех лиц, которые будут заведовать продажей. Книжные склады имели право держать у себя и продавать все не запрещенные цензурой издания. Книжная торговля в провинции изъята от пошлинного сбора и не подлежала взятию промысловых свидетельств и билетов.
Как показывает опыт, книжная торговля весьма успешно начиналась даже с малыми средствами там, где существовали публичные народные чтения. Обширный Одесский книжный склад, открытый в 1884 году при аудитории народных чтений, начал свою деятельность с трех рублей. Само собой разумеется, что выбор книг для продажи должен быть весьма осмотрителен. Следовало распространять только нравственно-полезные, научные и художественные произведения и тем отвлекать народ от приобретения крайне развращающих и грубых лубочных изданий.
4. Открытие попечительств трезвости.
Насколько правительство и общество считало полезным проповедь трезвости и просветительную деятельность обществ, видно хотя-бы из того, что почётными членами обществ трезвости Владимирской губернии состояли Высокопреосвященный архиепископ Сергий, Владимирский губернатор генерал-лейтенант Н.М. Цеймерн (03.06.1898—19.10.1901), вице-губернатор князь Урусов Николай Петрович (24.03.1894—22.01.1901), губернский предводитель дворянства Михаил Михайлович Леонтьев (31.01.1891—31.05.1901), уездные предводители дворянства, а в числе членов большинство должностных лиц, проживающих в районах деятельности общества.
Земские и городские учреждения оказывали обществам материальную поддержку.
Насколько деятельность общества трезвости соответствовала правительственным взглядам, видно также из того, что та же программа деятельности указана правительственным попечительствам в неоднократных циркулярах министра финансов. В числе рекомендуемых мероприятий министр финансов указывал на устройство чайных, столовых, читален, народных чтений, театров и прочее.

1903 год был одиннадцатым со времени учреждения Общества Трезвости в городе Переславле (учреждено при Симеоновской церкви учредителем и членом сего общества, священником Иоанном Веселовским). «За сей год вступило в Общество Трезвости 471 человек (468 муж. п. и 8 жен. п.). Сравнительно с 1902-м г. в составе Общества Трезвости за 1903 г. оказалось членов более на 135 человек. Это увеличение произошло от того, что вновь записалось в Общество Трезвости много членов со стороны: из города Александрова, из села Карабанова, Троице-Сергиева посада и разных отдаленных от города Переславля сел и деревень. По примеру прежних годов и в 1903 году от г. Директора фабрики товарищества Переславской мануфактуры и от администрации других Переславских фабрик: г. Елисеева, Захряпина, Засс и от разных лиц и учреждений присылались и по собственному желанию являлись служащие люди для записи в Общество Трезвости и получения о том удостоверения, кои в большинстве исправлялись (отрезвлялись), заслуживая доверие к себе и упрочивая как свое положение па местах службы, так и авторитет Общества Трезвости» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 10-й. 1904 г.).
«Устав церковно-приходских обществ трезвости для приходов Владимирской епархии, утвержденный Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Сергием, Архиепископом Владимирским и Суздальским.
1) Церковно-приходское общество трезвости имеет целью содействовать прекращению в приходе употребления хмельных напитков или в крайнем случае воздержанию от излишнего их употребления.
2) Открытие общества трезвости состоит в том, что в один из воскресных или праздничных дней для прихожан, твердо обещающихся воздерживаться от хмельных напитков и желающих присоединиться к обществу трезвости, приходский священник после Божественной Литургии служит молебен Спасителю и Божией Матери и после молебна таковые прихожане приглашаются к целованию Св. Креста и Св. икон Спасителя и Божией Матери, а затем к записи своих имен и фамилий в книге общества трезвости, которая должна озаглавиться так: книга для записи прихожан такой-то церкви, обещающихся при помощи Божией воздерживаться от употребления хмельных напитков и желающих принадлежать к обществу трезвости.
3) В члены общества могут вступать лица обоего пола.
4) При записи каждому члену выдается особое свидетельство или вещественный знак в роде св. иконки.
5) Обязанности членов общества трезвости состоят в том, чтобы а) твердо и неуклонно исполнять свое обещание воздерживаться от опьяняющих напитков, б) словом и примером поощрять друг друга в исполнении данного обещания, в) благовременными внушениями располагать к вступлению в общество трезвости и других своих собратий, на которых могут иметь влияние, г) усердно посещать храм Божий и здесь своими молитвами испрашивать помощь Божию, как вообще на преуспеяние в добрых делах, так, в частности, к воздержанию от хмельных напитков, д) обязательно, хотя один раз в год, исполнять христианский долг исповеди и Святых Тайн Причастия, е) исправно посещать общие собрания членов общества трезвости для рассуждения о мерах к умножению членов общества и для разрешения равных вопросов, возникающих в обществе, и ж) следить и законными мерами предотвращать тайную продажу хмельных напитков в приходе.
6) В каждый воскресный день после установленной великой вечерни приходский священник служит в храме молебен Спасителю и Божией Матери, по возможности с общим пением членов общества трезвости, и на сугубий ектении поминает членов общества.
7) В храме же после молебна Спасителю и Божией Матери, или местной школе, по возможности, в каждый воскресный и праздничный день местный священник, или под руководством его учитель, ведет чтение духовно-нравственных и церковно-исторических книг с целью искоренения в приходе навыка к спиртным напиткам, так и вообще в видах укрепления прихожан в правилах веры и доброй нравственности.
При обществе трезвости учреждается библиотека с книгами и брошюрами, направленными против пьянства, каждая библиотека, по мере умножения средств общества, пополняется книгами и вообще духовно-нравственного и исторического содержания. Библиотека помещается в храме, и члены общества пользуются ею бесплатно.
9) Средства общества трезвости составляются из добровольных денежных взносов членов его: денежные суммы хранятся в церковном ящике и сдаются под расписку церковного старосты при местном священнике; денежные штрафы членов нарушающих обет трезвости непозволительны и признаются превышением прав церковно-приходских обществ трезвости.
10) Все члены общества обязываются следить, чтобы лица особенно бывшие прежде склонными к пьянству, не нарушали обета трезвости, и в случае усмотренного нарушения сообщать о том приходскому священнику, который наедине увещевает провинившегося. В случае повторения кем-либо из трезвенников провинности, священник в присутствии двоих или троих членов увещевает провинившегося. В третий раз исключается провинившийся из членов общества.
11) Общее собрание по возможности состоит из всех членов и собирается по мере надобности и непременно один раз в год, в день открытия общества.
12) Председателем общества состоит избранное обществом лицо, которое обязывается ежегодно чрез Благочинного представлять отчет о деятельности общества Епархиальному Начальству».

5 июля сего 1905 года в С.-Петербурге скончался от тифа священник Рождественский Александр Васильевич - «Апостол трезвости», уроженец Владимирское епархии и воспитанник духовной семинарии.

Указ Свят. Синода от 31 января 1913 г., по поводу резолюций состоявшегося в августе 1912 года Всероссийского Съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом и об учреждении при Архиерейских кафедрах особых проповедников трезвости и определение Духовной Консистории по сему указу от 25 февраля 1913 г., утвержденное Его Высокопреосвященством: «Вопрос об изыскании средств содержания проповедника трезвости на основаниях циркулярного указа Святейшего Правительствующего Синода от 31-го января сего года предложить на обсуждение очередного Епархиального Съезда духовенства».
Вновь организующееся общество трезвости в селе Беречине 3-го июня 1913 г., в целях объединения устроило особый праздник трезвости.
19-го августа 1913 года был открыт Съезд духовенства Владимирской епархии. «Слушали указ Св. Синода на имя Его Высокопреосвященства за № 3 от 31 января 1913 года и справку духовной консистории от 26-го июня с. г. об учреждении при кафедре Архиепископа должности особого проповедника трезвости и об изыскании средств на его содержание. Принимая во внимание, что в круг обязанностей каждого пастыря церкви, как проповедника Слова Божия и нравственных устоев жизни, входит и проповедь трезвости, Съезд, после продолжительного и всестороннего обсуждения, признал учреждение должности особого проповедника трезвости не настоятельно необходимым, а в виду недостаточности платежных средств епархии и на содержание уже существующих духовно-просветительных учреждений ассигнование каких-либо сумм на содержание проповедника трезвости в настоящее время не выполнимым».
26 ноября 1914 г. в 1 час вечера в актовом зале Епархиального женского училища, в присутствии о. о. уполномоченных Епархиального Съезда, городского духовенства и членов Александро-Невского Братства, под председательством Его Преосвященства, Преосвященнейшего Евгения, Епископа Юрьевского, состоялась лекция миссионера-проповедника, о. Г. Жука на тему о народной трезвости.
«Отношение г. Управляющего Акцизными сборами Владимирской губернии было следующего содержания:
В настоящее время в районе вверенного мне Управления повсюду в лазаретах для выздоравливающих раненых воинов чинами акцизного надзора ведутся чтения на тему о вреде вина и пьянства с иллюстрированием их световыми картинами, в которых до настоящего времени принимали участие епархиальный проповедник трезвости отец Георгий Жук и другие отдельные представители духовенства. Как показал опыт, выступление последних оказывало сильное впечатление на слушателя, почему я позволяю себе обратиться к Вашему Высокопреосвященству с покорнейшею просьбою разрешить представителям духовенства принимать участие в чтениях на тему о вреде вина и пьянства повсюду в местах нахождения лазаретов и, при неимении с Вашей стороны, к тому препятствия, не отказать сделать соответствующее распоряжение» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 37-й. 1915 г.).

29-го августа 1913-го года в Муроме торжественно открыто Общество трезвости, председателем которого был избран учредитель общества, священник Предтеченской города Мурома церкви Петр Ф. Трелин.
«В Муроме с наступившего 1914 года издается газета под названием „Муромский край". В № 2 этой газеты сообщается, что некто А.А. Лопатин обратился в местное общество трезвости с заявлением, в котором, описывая судьбу пролетариев, спрашивает: «не признает-ли общество трезвости нужным войти в соглашение с содержателями Муромских съестных гостиниц принимать в уплату для обмена потом на деньги т. н. «марки бедных» такого, примерно, содержания: марка на одну копейку Муромского общества трезвости, для выдачи предъявителю пищи и чая за счет общества». При возвращении марка должна оплачиваться советом общества трезвости только лицу, известному Совету, как вошедшему с ним в определенное соглашение. Неизвестно пока, как отзовется на предложение г. Лопатина Муромское общество трезвости, но нам кажется, — такому симпатичному предложению не мешало бы пойти на встречу не только в Муроме, но и в других крупных торгово-промышленных пунктах, где всегда много рабочего люда, нуждающегося в насущном пропитании. Введением „марок для бедных" можно бы попутно бороться и с нищенством, всюду распространенным под именем „Христа — ради" и преследующим разные другие цели, ничего общего с насущным пропитанием не имеющие.
На общем собрании общества трезвости 2-го февраля такое гуманное предложение всеми членами общества охотно принято и тут-же было постановлено ходатайствовать пред высшими властями о разрешении продажи означенных «марок»».
«Из г. Мурома. С благословения Его Высокопреосвященства, 14 августа 1915 г. посетил наш город Муром Епархиальный миссионер трезвости священник о. Георгий Яковл. Жук. Прежде всего он ознакомился с существующим уже здесь обществом трезвости при Предтеченской церкви и дал несколько очень полезных указаний. Затем принял самое живое и деятельное участие в открытии противоалкогольных чтений со световыми картинами, устраиваемых здесь Акцизным ведомством в лазаретах. При его содействии сначала состоялось соединенное собрание из членов Предтеченского Общества Трезвости и чинов Акциза по делу этих чтений, на котором после вступительной речи отца Георгия и обмена мнений решено было объединиться для сего между собою, работать рука-об-руку, собираться на общий совет, совместно вырабатывать программу чтений и принимать участие в самых чтениях. Вечером 14 августа после всенощного бдения открыты были чтения сначала в городском лазарете, а 15 августа, в 4 часа дня,— в Земском, находящемся в помещении Акцизного ведомства. И там и здесь открывал чтения и заканчивал их о. Георгий, произнося каждый раз изустно, с большим воодушевлением соответствующие речи: в городском лазарете сначала на тему „Война и алкоголизм", а после чтений „о душевной врачебнице", в Земском же — „о вреде пьянства" и потом — „об утешении при скорбях во Христе". Все речи о. Георгия выслушаны были как ранеными, так и всеми присутствовавшими с особым вниманием.
В этот же приезд о. Георгий успел произнести в г. Муроме еще и несколько проповедей в разных церквах, а именно: в Предтеченской — за всенощным бдением 14 августа на тему „Духа не угашайте", затем с соборной паперти пред крестным ходом в Успенскую церковь 15 августа — „о нашем спасении во Христе", вечером того же дня за всенощным бдением, за архиерейской службой на тему „В чем наша надежда в переживаемое время", 16 августа за литургией в Троицком женском монастыре, сначала, после Евангелия „о необходимости единения и мира", а потом, во время причастного стиха, специально к монашествующим „о служении Христу и людям в ангельском чине", и наконец снова в соборе за архиерейским богослужением, в конце литургии о том, что настало время усиленной молитвы и покаяния.
Живая, изустная речь проповедника, проникнутая глубокою религиозностью и горячим патриотизмом по поводу переживаемых отечеством тяжелых испытаний, отчетливая дикция и высоковдохновенный тон произнесения проповедей не просто привлекали внимание народа, а даже вызывали слезы и плач у многих. Особенно это должно сказать о проповеди отца Георгия, произнесенной им с соборной паперти пред крестным ходом при большом стечении народа.
Свято-Никольское Ореховское Общество Трезвости было открыто в 1900 году.
1 января 1913 г. прекратил свою деятельность особый Ореховый Отдел Покровского Уездного Комитета.
«Пятнадцать лет существует в с. Орехове, Покровского уезда, Свято-Никольское Общество Трезвости. Открыто оно по почину ныне умершего о. Александра Васильевича Рождественского. Ал. Вас. Рождественский сын о. Протоиерея Василия Матвеевича Рождественского, ныне здравствующего, — Председателя Ореховского Общества Трезвости. Ал. Вас. Рождественский по окончании Петроградской Академии, там же поступил священником при Обществе распространения религиозно-нравственных чтений и основал известное в России Александро-Невское Общество Трезвости в Петрограде. Трезвость имеет широкие задачи:
1) Принимая во внимание, что корень пьянства в ослаблении воли человеческой, духовенство наше наметило открыть здесь, как в местечке, населенном фабричным людом, Общество Трезвости. Для людей ослабевших, погрязших в тине зеленого змия, ежедневно в два часа дня Председатель Общества служит в храме молебен св. Чудотворцу Николаю с акафистом и водоосвящением. За молебном о. Председатель произносит слово о пагубном действии алкоголя на семейную и общественную жизнь пьяницы, рисует картину счастливой и многополезной трезвой жизни, а затем пред иконой св. Николая вступающие в число членов Общества дают клятвенное обещание воздерживаться от опьяняющих напитков.
2) Для тех, кто не подвержен был пьянству, в целях предохранения от него, учреждены религиозно-нравственные чтения, введено общее хоровое пение, открыта касса взаимопомощи для нуждающихся певчих-трезвенников.
3) Одинаковую же цель имеет и Миссионерский кружок, в состав которого вошли члены Общества, поставившие себе задачей не столько полемику с сектантами и старообрядцами, сколько утверждение членов Общества в истинах православной веры. Так как отрезвление народа, поднятие в нем религиозного духа являлось злобой последних дней, то наше Общество Трезвости с самого начала основания привлекало не один десяток лиц, интересующихся постановкой этого дела и с этой целью нарочито приезжавших в Орехово. Но никто так всесторонне не интересовался нашими трудами, как приезжавший к нам уже два раза Владимирский Миссионер Трезвости о. Георгий Жук, который, помимо интереса, внес в наше дело часть своего полезного труда. Первый приезд этого труженика в борьбе с демоном-пьянства относится к 27 дек. 1914 года. Ознакомившись через о. Председателя с постановкой Общества Трезвости, откликнувшись, насколько возможно, на все нужды Общества, наконец, составив, при помощи о. Председателя, общую характеристику самих трезвенников, о. Георгий пожелал сам побеседовать с ними, что он и сделал прежде всего в храме за ранней литургией. Темой его беседы было евангельское повествование дня. Простая, в тоже время картинная речь о. Георгия, проникнутая убеждением, действовала неотразимо на слушателей, которые с глубочайшим вниманием отнеслись к беседе батюшки и свое впечатление поспешили передать лицам, работавшим в Обществе. Не ограничиваясь этой беседой, о. Георгий тотчас же отправился в храм при училище фабрики Саввы Морозова, где в это время шла литургия. Здесь о. Георгий произнес слово на тему: о возвращении человека к православию не только исповеданием веры, но и жизнью. После кратковременного отдыха о. Георгий посетил Миссионерский кружок, где также беседовал о борьбе с течениями атеистического характера. Отсюда о. Георгий отправился в казармы при фабриках для рабочих. Сначала в 12-ю казарму, где говорил о значении Св. Писания, а затем в 7 казарму, где сказал о подражании Христу и святым угодникам Божиим. Не оставил он без своей беседы и нас, работающих в Обществе, и для нас он уделил несколько минут своего времени. В перерыв между поездками он пригласил нас всех в здание церковно-приходской школы, где в чисто любезной товарищеской беседе высказал свое впечатление об общем ходе нашей работы, поделился и своим опытом, живую иллюстрацию которого мы видели уже на деле во время бесед. Невольно своей деятельностью он заражал нас всех, невольно под влиянием его речи хотелось работать с такой же интенсивностью, как он — о. Георгий. Что касается общего впечатления на народ от всего проведенного дня в Орехове о. Георгием, то об этом впечатлении ясно говорят те вопросы, с которыми, после его отъезда, к нам обращались пасомые, вопросы, показывающие, с каким вниманием Общество отнеслось к беседам этого труженика.
Второй приезд о. Георгия имел специальный характер, беседу совместно с чиновниками Акцизного Ведомства, с ранеными воинами местных лазаретов о вреде пьянства и о пользе трезвости. Насколько сильно успел в своей часовой беседе произвести впечатление на этих героев войны, об этом говорят похвальные отзывы раненых воинов о приезжавшем батюшке и просьба повторить эти беседы. Если о. Георгий имел в виду через собеседования с ранеными воинами поселить мысль о трезвости и в глуши русских сел и деревень, куда должны возвратиться воины по излечении своем, то можно смело сказать, что о. Георгий в этом успел много» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 37-й. 1915 г.).

«От Совета Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского
Неожиданно разразившаяся в минувшем году (1914) война совершила величайший переворот во внутренней жизни русского народа: она вызвала повсеместное на Руси прекращение продажи всякого рода охмеляющих напитков, оказавшее самое благодетельное влияние на все стороны народного быта.
Казавшиеся ранее несбыточными мечты поборников трезвости о том счастливом времени, когда алкоголь окончательно будет изгнан из жизни русского народа по-видимому осуществились.
И действительно, на первых порах установилась почти абсолютная трезвость. Но не долго продолжался этот период русской жизни. Постепенно стали учащаться случаи нарушения трезвости. И в настоящее время, не смотря на очевидные для всех благодетельные результаты прекращения продажи спиртных напитков, очень и очень многие слабые люди, годами привыкшие к повседневному употреблению алкоголя, никак не могут примириться с принудительной трезвостью, как бы не верят в ее утверждение в жизни навсегда, думают, что существовавшие тысячелетия у всех народов охмеляющие напитки не могут исчезнуть бесследно навсегда, что полное прекращение их продажи возможно и терпимо благодаря исключительным условиям военного времени и что, по окончании великой войны, вновь должен появиться в народной жизни алкоголь, хотя-бы и в более слабом виде пива или виноградного вина.
Наиболее непримиримые с полным воздержанием от крепких напитков люди ищут взамен водки всякого рода суррогаты ее, не взирая на всю губительность их для здоровья: мало по малу все более и более распространяется в народе употребление в качестве охмеляющих напитков — денатурированный спирт, политура, одеколон и проч.; во многих местах обнаружены случаи тайной выделки водки и варки пива и браги.
Запрещение свободной продажи спиртных напитков далеко не исключает борьбы с народным пьянством, а только в значительной степени облегчает ее. И задачи трезвенной деятельности сейчас заключаются в развитии и утверждении трезвости навсегда, в создании таких условий народной жизни, при которых невозможен более поворот к пьянству и в искоренении в народном быте последствий пьянства.
Для того, чтобы выработать наиболее целесообразные меры борьбы с пьянством, необходимо понять природу пьянства, те причины и условия, которые питают и поддерживают это зло.
Пьянство не есть только болезнь, но и порок и страсть, заложенные в человеческой греховной природе. Это несомненно одно из следствий дьявольского греха и соблазна, которыми извращена человеческая природа.
Много способствуют развитию пьянства и поддерживают его издавна укоренившиеся в народном сознании алкогольные предрассудки.
Один из существенных фактов алкоголизма — моральная, духовная неудовлетворенность, являющаяся коренным свойством человеческой природы. Часто пьют, чтобы залить, чем-нибудь заполнить нравственную пустоту жизни.
Поддерживает и развивает пьянство современный уклад деревенской жизни, тонущий в клоаке разных пороков, в темноте и развращенности.
Корни пьянства скрываются в глубинах духа и тела народного организма. «Зелено вино» захватило сознание народа, оправдано им во многих отношениях, срослось в продолжении сотен лет с его бытом, проникло в самые святые заветные уголки его. По приблизительному подсчету всем расходам, сопряженным с пьянством у нас в России, в течение года получалась огромная цифра в 3 миллиарда рублей. В частности на Владимирскую губернию падает расходов только на одну водку (выпито 1, 583, 291 ведро), не считая пива и других напитков—13, 335,524 рубля в год.). Пьянство вело русский народ к вырождению, к верной гибели. Насущнейшие наши государственные и национальные интересы требуют самой энергичной борьбы с этим вековым ужасным злом. Для трезвенной деятельности переживаемое нами время является как нельзя более благоприятным: народ стал сейчас способен к восприятию идей трезвости, на жизненном опыте увидел и почувствовал, чего он лишался вследствие пьянства, военные события пробудили в нем лучшие стороны человеческой природы. Но трезвость следует понимать не только как воздержание от спиртных напитков, а гораздо шире — в смысле отрезвления духовного, нравственного. Борьба с пьянством должна быть всестороння и планомерна. Нужно во всей полноте использовать духовные средства борьбы: повернуть сознание народа к алкоголю враждебной стороной, родить в народе стыд опьянения, сделать идею трезвости господствующей, для всех желанной; спаять трезвость жизненно, естественно со всеми моментами жизни народа в дни его досуга и напряженной работы.
Характер борьбы с пьянством требует того, чтобы во главе трезвенного движения стали-бы пастыри церкви и чтобы их деятельность в этом направлении не была-бы случайна, а являлась-бы постоянной, повсеместной и покоилась-бы на определенной общей, обстоятельно выработанной системе.
И пастыри Владимирской епархии приглашаются к самой энергичной трезвенной деятельности. Средствами для этого должны быть прежде всего меры пастырского духовного в разных формах воздействия на пасомых. Таинства, молитва частная и общественная, проповедь, чтение Слова Божия, жития Святых, личный пример трезвой добродетельной жизни, высокое молитвенное пастырское настроение и особенно пребывающая в церкви благодать Божия всесильная и вседействующая дают в руки священника верное и сильное духовное оружие для поражения страшного врага народа — пьянства.
Громадное значение в трезвенном деле имеют: произнесение проповедей, поучений трезвости за богослужением в церкви, ведение внебогослужебных трезвенных чтений бесед с световыми картинами и без них; устройство трезвенных музеев, выставок, постоянных уроков для детей, вечерних и воскресных классов для взрослых; организация народных библиотек и распространение в народе книг, брошюр, листков и особенно плакатов, карт выясняющих моральный, экономический и всякий другой вред пьянства; устройство чайных, читален, столовых, ночлежных приютов, приходских домов трезвости.
Пастырям также рекомендуется организовать в своих приходах кружки ревнителей православия. Они призываются к такому попечению о душах своих пасомых, чтобы объединить прежде всего вокруг себя тех из своих пасомых, которые сами „жаждут водворения царствия Божия на земли". Из этих скромных ячеек в приходской жизни и должно развиться трезвенное движение, а вместе с сим и оздоровление и обновление приходской жизни.
Желательно, чтобы приходские пастыри помогали образованию среди пасомых кредитных и потребительских товариществ, сельскохозяйственных обществ и других кооперативных учреждений, имея при том в виду не только поднятие экономического благосостояния крестьянского земледельческого населения и рабочего класса, но и упорядочение в духе христианских истин их повседневной трудовой жизни и внесение в эту жизни культурных начал.
Необходимость и благовременность планомерной работы пастырей церкви в развитии и укреплении трезвости в широком смысле слова среди православного населения Владимирской епархии — вне всякого сомнения. До настоящего времени, если приходское духовенство и трудилось в насаждении трезвости среди населения, то этот труд не был развит широко и ограничивался учреждением приходских обществ трезвости. По сообщению Владимирской Духовной Консистории таких обществ во Владимирской епархии существовало к 1-му января 1915 года только 35. Никакой организации, объединяющей деятельность этих обществ, в епархии не было; работали они без всякой связи друг с другом, без всякой взаимной поддержки. Участвует приходское духовенство епархии, насколько известно и в общественных экономических организациях, кредитных и потребительских товариществах, сельскохозяйственных обществах, но это участие не носит надлежащей идейной подкладки. Кооперативное движение довольно широко развито во Владимирской губернии, но руководящая роль в этом движении не принадлежит духовенству.
Органом, объединяющим во Владимирской епархии планомерную пастырскую деятельность приходского духовенства, направленную к укреплению среди православного населения трезвости в широком смысле слова, является Братство Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в городе Владимире» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 42-й. 1915 г.).

24-го июля 1911 года, с разрешения и благословения Высокопреосвященного Архиепископа Владимирского Николая, при Спасской, города Иваново-Вознесенска, церкви было открыто Свято-Ольгинское Общество трезвости.
«Открытие чтений Обществом Трезвости
Вечером 11-го сего октября в школе М.А. Гарелиной г. Иваново-Вознесенска Свято-Ольгинским О-вом Трезвости открыты чтения с теневыми картинами. Священник М. Великосельский, в сослужении о. В. Соловьева и диакона Спасской церкви Лепорского, отслужил молебен Спасителю и Покровительнице О-ва Св. Кн. Ольге. За молебном провозглашены были многолетия Царствующему Дому, Св. Синоду и Архиепископу Алексию, членам О-ва и всем православным христианам и вечная память павшим на поле брани воинам. После молебна теми же духовными лицами совершена была панихида по почившем борце за трезвость М.Д. Челышеве. Молебен и панихиду довольно стройно пел хор любительниц, организованный председателем О-ва о. А. Миртовым, который сам и управлял хором. Хору подпевали и многие из собравшихся слушателей, коих было более 200 человек. Пред молебном и панихидой произнесены были речи, кои помещаются ниже. После молитвы предложено было одно чтение без картин — «Воспитание веры» из книги Е. Поселянина: «Идеалы христианской жизни»» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 44-й. 1915 г.).
Братство св. Благоверного Великого Князя Александра Невского устраивает также уличные библиотеки к тому времени; в особых рамках, развешанных на ограде монастырской, соборной, у часовни „Владимирской" — размещает листки религиозно-нравственного и патриотического содержания; на соборной же площади, на особо изготовленных досках, развешивает три, противоалкогольного содержания, картины. Для покупки означенных картин, если высылкой картин этих замедлят, Братство командирует в Москву Епархиального Проповедника Трезвости, священника о. Георгия Жука.
Епархиальный проповедник трезвости, священник Георгий Жук, 29 октября 1915 г., определен на диаконскую вакансию в с. Орехово, Покр. уезда, с оставлением его в должности проповедника трезвости.
5-го января 1916 г. Гусевскую хрустальную фабрику посетил Владимирский епархиальный миссионер о. Г. Жук. В обоих храмах Гусевской фабрики, при громадном стечении народа, ревностный проповедник произнес 5-го и 6-го января целый ряд поучений; темами их были: праздник Богоявления, переживаемые родиной великие события, необходимость трезвости и организации религиозных приходских обществ. Гусевская фабрика в своей внутренней жизни значительно отличается от большинства других фабрик и заводов: не смотря на многие неблагоприятные обстоятельства последних лет, здесь сохранилось и усердие к храму Божию, и добрые нравы, и уважение к пастырям церкви; вполне понятно поэтому, что о. епархиальный миссионер был принят всем населением Гуся с величайшим вниманием и радостью. Красноречивые и полные глубокого чувства и одушевления речи оратора-проповедника произвели неизгладимое впечатление на всех многочисленных слушателей его и доставили им высокое духовное наслаждение. Нельзя не приветствовать от всей души посещений такого рода: они вносят в церковно-приходскую жизнь много освежающего и дают ищущим духовной жизни истинную и глубокую радость.
Епархиальный миссионер-проповедник трезвости священник Георгий Жук 28-го апреля 1916 г. освобожден от должности миссионера-проповедника и определен на священническое место к Вознесенской кладбищенской гор. Юрьева церкви.
9 апреля 1914 года - Праздник трезвости в г. Владимире в 1914 году
29 Августа 1916 г. — Всероссийский праздник трезвости — Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Алексием, Архиепископом Владимирским и Шуйским в сослужении Преосвященных Епископов Евгения и Павла и многочисленного градского духовенства, совершена перед Божественной литургией в Кафедральном соборе панихида по особому чину. После литургии на соборной площади при участии крестных ходов из городских храмов совершен торжественный молебен.
29-го августа 1916 г. Его Преосвященство участвовал в служении Его Высокопреосвященством пред литургией панихиды о вождях и воинах, павших на поле брани, а после литургии молебна (о трезвости) на соборной площади.
2-го октября 1916 года в гор. Владимире открыты Епархиальный Противоалкогольный музей при Александро-Невском Братстве и трезвенническая центральная библиотека.

Далее »»» Народный дом Общества трезвости в городе Владимире

Категория: Владимир | Добавил: Николай (04.04.2023)
Просмотров: 212 | Комментарии: 2 | Теги: трезвость, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 Николай • 12:42, 08.04.2023
Приложение 1

С ходатайством о разрешении общества следовало обращаться через местного губернатора к министру внутренних дел. Вместе с ходатайством о разрешении, подписанном лицами, желающими учредить общество, следовало послать на утверждение проект устава открываемого общества.

ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ Общества трезвости

1. (Такое-то) общество трезвости учреждается в (такой-то местности), пределами которой и определяется район его деятельности.
2. Цель Общества заключается в противодействии чрезмерному употреблению спиртным напиткам.
3. Для достижения означенной цели общество открывает, с надлежащего разрешения и с соблюдением установленных правил, чайные, столовые, бесплатные народные библиотеки и читальни, а также книжные склады и лавки, воскресные школы, лечебницы для алкоголиков, конторы для приискания занятий, устраивает беседы, публичные народные чтения с туманными картинами, спектакли, литературные, музыкальные и танцевальные вечера и гулянья без продажи спиртных напитков, издает и распространяет в народе полезные книги, а также устраивает в своих помещениях различные игры: шахматы, шашки, кегли, бикс и биллиард.
4. Обществу предоставляется право приобретать и отчуждать недвижимое имущество на общих основаниях.
5. Общество имеет печать с надписью: «общество трезвости в (такой-то местности)».
6. Членами общества могут быть лица обоего пола, всех сословий и исповеданий.
Примечание: В члены общества не допускаются: 1) несовершеннолетние, 2) учащиеся в учебных заведениях, 3) состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера, 4) подвергшиеся ограничению прав по суду, 5) владельцы винокуренных, водочных и пивоваренных заводов, а также лица, занимающиеся раздробительной продажей спиртных напитков от себя или по найму, 6) состоящие под опекой за расточительность и под надзором сельских обществ.
7. Члены Общества разделяются на: а) действительных, б) почётных и в) соревнователей.
8. Действительные члены вносят в общество ежегодно членский взнос, определяемый общим собранием.
9. Почётными членами считаются лица, оказавшие обществу известные услуги или значительными пожертвованиями, или личным трудом. Почётные члены пользуются всеми правами действительных членов.
10. Члены-соревнователи вносят ежегодно в общество определяемый общим собранием взнос в сумме менее взноса действительного члена. Они не могут быть избираемы в состав правления и участвуют в общих собраниях лишь с правом совещательного голоса.
11. Срок и порядок внесения членских взносов определяется общим собранием.
Примечание: Бедные могут вступать в члены общества без членского взноса, но не иначе как с разрешения общего собрания, по соображению с пользой, которую лица эти могут оказать обществу.
12. Член, не уплативший к назначенному сроку своего взноса, считается выбывшим из состава общества, причем ему предоставляется право, по внесении членского взноса, быть принятым вновь в члены общества без баллотировки.
13. Лица, подписавшие настоящий устав и сделавшие установленный членский взнос, именуются членами учредителями и пользуются всеми правами действительных членов.
14. Для вступления в состав общества необходима рекомендация одного из членов и утверждение правлением. В случае отказа в принятии, может быть принесена жалоба в общее собрание.
15. Член вступает в общество добровольно и по желанию своему может выбыть из него во всякое время, заявив об этом письменно правлению.
16.Членам общества предоставляется вполне самостоятельная деятельность для достижения целей общества.
17. Лицо, вступившее в члены общества, обязывается в видах содействия к достижению его цели: 1) служить достойным примером трезвой, трудовой и воздержанной жизни, 2) избегать всяких неумеренностей, причиняющих вред здоровью, 3) исполнять устав общества, 4) не торговать спиртными напитками от своего имени или от имени частных лиц, 5) распространять правильные понятия о вреде пьянства и невоздержанности и приглашать других присоединяться к борьбе с пьянством, 6) отвлекать других от пьянства и неумеренной жизни.
18. Если поведение члена общества окажется не соответствующим цели оного, то члены правления, известясь об этом, обязаны озаботиться принятием увещательных мер к склонению такого лица исполнять в точности принятые на себя обязанности. Если же все старания в этом направлении окажутся бесполезными, то правление вносит в общее собрание предложение об исключении такого члена из общества навсегда.
19. Каждый член общества имеет право делать заявление о всем, что признает полезным для общества и что соответствует настоящему уставу, но не иначе, как письменно через правление, которое и представляет заявление на рассмотрение ближайшего общего собрания вместе с своим заключением.
avatar
0
2 Николай • 12:43, 08.04.2023
20. Общество состоит в ведении министерства внутренних дел, коему и представляет ежегодно свои отчеты через Владимирского губернатора.
21. Средства общества составляются из: а) членских взносов, б) пожертвований частных лиц и обществ, в) доходов от продажи чая, брошюр, книг и т.п., г) сборов от устраиваемых обществом различных увеселений и д) процентов с принадлежащих обществу капиталов.
Примечание: Пожертвования записываются в особую заведенную для сего книгу. О сделанных в течение года пожертвованиях должно быть сообщаемо в годичном отчете общества. Публичный сбор в пользу общества запрещается.
22. Из поступающих в общество сумм в наличных деньгах хранится только то количество, которое потребно для текущих расходов. Все же прочие суммы обращаются в государственные процентные бумаги, которые хранятся в местных правительственных кредитных учреждениях.
23. Хранение наличных денег общества возлагается на председателя правления или на особо избранного для сего казначея.
24. Капиталы общества разделяются на основной и запасной. Порядок пополнения и расходования основного и запасного капиталов определяется постановлениями общего собрания.
25. Делами общества ведает: а) общее собрание, б) правление и в) ревизионная комиссия.
26. Правление состоит из заранее определенного общим собранием числа членов, которые избираются закрытой баллотировкой на каждый год из лиц, состоящих действительными и почётными членами общества. Общее собрание тем-же порядком избирает ревизионную комиссию из трех членов, а также выбирает кандидатов к членам правления и ревизионной комиссии.
27. Правление из своей среды избирает председателя, его товарища, казначея и секретаря.
28. Председатель правления есть представитель правления по всем делам общества. Он руководит прениями в заседании и наблюдает за порядком суждений.
29. Товарищ председателя вступает в исполнение обязанностей председателя во всех случаях его отсутствия, болезни или выбытия.
30. Казначей принимает под свою расписку все денежные суммы. Поступающие в общество, производить расходы, согласно письменному разрешению, за скрепою секретаря, председателя правления и утверждаемой общим собранием смете, под собственные росписи получателей в расходной книге, или на счетах и представляет ежемесячно правлению отчет о приходе и расходе сумм общества, а также годовой отчет для представления очередному общему собранию.
/Общества трезвости, их цель и деятельность. 1900 г. Типо-Литография Губернской Земской Управы/
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru