Главная
Регистрация
Вход
Четверг
31.10.2024
06:51
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1615]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [351]
Камешково [249]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [182]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2402]
архитекторы [30]
краеведение [73]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [174]
Боголюбово [20]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Музеи Владимирской области

Владимирский Успенский кафедральный собор с кон. X по сер. XVIII вв.

Владимирский Успенский кафедральный собор с кон. X по сер. XVIII вв.


В 990 г., заботясь об укреплении северо-восточных рубежей Руси и утверждая во всех ее пределах христианство, святой князь Владимир положил основание городу Владимиру на Клязьме. Заселив новый город киевлянами, крещенными ранее, великий князь киевский крестил и часть местного населения.
«Быть здесь граду, решил Владимир князь, и нарек ему имя Владимир. И вера здесь должна быть не идольская, а христианская. И приказал великий князь рубить вековые дубы и строить из них храм в честь Успения Божией Матери. Назначенное для города место повелел обнести осыпью».
Древние летописцы повествуют, что Успенский собор во Владимире первоначальным своим построением восходит к кон. Х столетия по Рождества Христовом.
В Ипатиевской летописи сказано: «в лето 6498-е пойде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростоветей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Владимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную; повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора».
Первоначальная церковь, созданная князем Владимиром во Владимире была построена из дерева.
В Степенной книге XIV столетия сказано: «в лето 6498, от Рождества Христова 990, от Киева подвижеся блаженный Владимир шествовати в Суздальскую землю взем с собою двух епископов, иже придоша к нему в Корсунь с Митрополитом Михаилом, послани от патриарха Фотия, и в Земле Суздальской вся люди крестиша; тамож и град заложи святыя же и красен, и в свое имя нарече его Владимир на реце Клязьме, в нем же и церковь постав деревянную во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Успения».
Предание дополняет, что церковь эта была построена из дубового леса, простояла 165 лет и была уничтожена пожаром в 1155 году.
Есть основание полагать, что св. Владимир, основавши город и после того бывал в нем. Так в древних прологах в житии препод. Авраамия Ростовского Чудотворца сказано, что в одно из таких посещений св. Владимир принимал его здесь по делам веры.
Город Владимир этого времени можно представить в таком виде: на самом возвышенном пригорке кряжа, который тянется от запада к востоку между рр. Клязьмой и Лыбедью, на том самом месте, где сейчас красуется Успенский Собор, стояла деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, своим внешним видом вероятно только возвышающимся престолом отличающаяся от деревянных русских построек старинной архитектуры. Кругом этого небольшого пространства – земляная насыпь с рвами по сторонам. См. Основание города Владимира.


Памятник равноапостольному князю Владимиру и Святителю Федору во Владимире

Князь Владимир Мономах заботится о городе, как родовом своем имении.
В 1107 г., Суздаль подвергается нападению болгар. Ростовская летопись рассказывает так: болгары «обступиша град и много зла сотвориша воююще села и погосты, убивающе много христиан... суздальцы затворишася во граде». Скорее всего, что это болгарское разорение и вызвало приезд Владимира Мономаха на другой год. В 1108 г. Владимир приезжает в Суздальщину. Работы по сооружению владимирской крепости были начаты, видимо, во время приездов Мономаха на север в 1099-1102 гг. и закончены в его последний приезд в 1108 г. Это была очень большая военно-инженерная стройка.
В это время был построен первый каменный храм во Владимире в честь Спаса. «Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Мономахом, и созда в нем церковь камену святаго Спаса». Где стоял этот храм не известно. Возможно он стоял на месте где князь Андрей Боголюбский поставил белокаменную церковь Спаса.
Мономах «на смежном с вост. стороны пригорке того же кряжа строит в 1116 году каменную церковь Св. Спаса и окружает пространство земляным валом» (Свящ. В. Косаткин. Владимир, 1881).

Князь Андрей Боголюбский и Успенский собор

Князь Андрей Боголюбский (1155/1157-1174 гг.) в начале 1155 г. выехал из Киева. Вместо сокровищ, он взял с собой из Вышгорода чудотворную икону Божией Матери (ставшая впоследствии иконой Владимирской Божией Матери), написанной, по преданию, евангелистом Лукой и привезенной из Царьграда купцом Пирогощей. Князь Андрей через Москву, Юрьев-Польский прибыл во Владимир-Залесский «идеже с великою честию сретоша его вси граждане от – мала до велика» (рукоп. Жит. Вел. К. Андрея). Из Владимира он отправился в Ростов через Суздаль. Отойдя на восток верст 10 от города на горе близ дороги путники остановились для отдыха (в районе с. Боголюбово в то время находилось поселение, возможно и укрепленное). Кони, везшие икону Богоматери, внезапно остановились. Князь приказал поменять коней, но и другие кони, при всех усилиях своих, не могли сдвинуть саней с места. Князь признал в этом событии волю Божью, приказал поставить дорожные палатки и здесь остановился на ночлег. Наступила ночь. Отправив молебное пение перед иконой Богоматери, все легли спать. Князь один только бодрствовал ; уединившись в своем намете, он слезно молил Господа и Пречистую Его Матерь открыть ему волю Свою. И вот среди полночной тишины является ему Сама Богоматерь: «Оставновись здесь, говорит Она Андрею, Я не хочу, чтобы Образ мой был несен в Ростов, но поставь Его во Владимире, на сем же месте воздвигни храм в память Моего Рождества и устрой обитель для иночествующих. Я умолю Сына Моего и Бога, да благословит Он место это, Мною избранное. И тотчас с поднятыми руками обратилась Она к Господу, явившемуся тогда в облаках, с молитвой, «да пребывает Божественная благодать на людях страны сея и светозарный луч славы Его, да нисходит выну на место сие, Ею избранное».


Владимирский князь Андрей Боголюбский. Роспись Успенского собора Княгинина монастыря. 1648 г.


Икона Боголюбской Божией Матери на наружной алтарной стене Боголюбского собора.

И тем чудное явление закончилось. После чего князь Андрей вернулся во Владимир, а на месте видения в 1156 г. поставил церковь в честь Рождества Богородицы.



Церковь в честь Рождества Богородицы

Чтобы увековечить явление Богоматери Андрей приказал художнику написать Образ Богоматери, в том виде, в каком она явилась ему. Так появилась чудотворная Боголюбская икона Божией Матери.

Князь Андрей разворачивает грандиозное строительство во Владимире-Залесском. Город превратился в огромную крепость, окруженную валами длиной 7 км., превзойдя в этом отношении и Киев (4 км.), и Новгород (6 км.).


Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем Боголюбским. Миниатюра Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 2-я пол. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 133)

Князь в 1158 г. (6666 от сотворения мира), заложил на месте сгоревшего деревянного Успенского храма новый каменный. Летописец так повествует об этом: «в лето 6666 Князь Андрей сам у Володимери заложи церковь камяну Святою Богородиша; месяца Априля в 8 день, на день Святоаго Апостола Родиона вовторник».
Через два года «в лето 6668 докончена бысть церкови святыя Богородица Володимери, камяная Благоверным Боголюбивым Князем Андреем».

Летописец поясняет причину столь быстрого построения храма: «по добродетели его и по вере к Пресвятой Богородице, приведе ему Господь Бог изо всех земель мастеры всякие и украси ю дивно, паче иных церквей многими чюдными иконами и церковными сосуди златыми и серебряными с камением драгим и жемчугом и многими книгами и паволоки и запоны и вешьми всякими священными чюдне устроил. В ней же и чюдную икону Пречистые Богородицы постави... Даде Господу Богу и Пречистой Богородице и святой церкве Успению соборной, ся же предивну украси, много стяжания и имения и власти и слободы кухленые и зданьии и села лучшая и с даньми, и в торчех десятыя недели а в житех и в стадех и во всем десятое».
Собор 1158-1160 гг. был шестистолпным и трехапсидным, построенным из высококачественного белого камня. Качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода.
Сторона подкупольного квадрата храма – около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учета апсид около 22,5 м., ширина около 17,5 м., высота около 21 м.), пропорции были достаточно изящными, и в итоге и в интерьере, и в наружных формах ощущалась «устроенность вверх».
По данным археологических исследований 1951-1952 гг., Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним – лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, а базах – клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками.
Фундамент храма представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут, и лишь затем были возведены стены. Археологические исследования открыли под фундаментом северной стены северного притвора лежни – большие деревянные бревна, но более вероятно, что лежни относились к фундаментам Всеволодовых галерей.
Белый камень скорее всего добывался в каменоломнях в селе Георгиевском (сейчас это село Георгиево Гусь-Хрустального района). Алексей Иванович Иванов, первый директор Владимирского музея, так сильно увлекся в 1920-е годы белым камнем, что провел свое исследование. Вывод его был однозначен – камень добывался в карьере этого села уже в XII веке. В 1970-е годы идентичность камня древних храмов с георгиевским известняком подтвердила биолог Людмила Петровна Строгова. Для этого она изучила микроструктуру, химический состав и физические свойства белого камня.
Успенский собор Боголюбского был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй пол. 1180-х годов не сохранился, но Н.Н. Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах Всеволодовых галерей. В.И. Доброхотов видел камни со следами сбитых рельефов в кладке цоколя алтарных апсид Всеволода. Общий объем зооантропоморфного декора Успенского собора 1158-1160 гг. соответствовал объему декора церкви Покрова на Нерли.


Успенский собор времени Андрея Боголюбского. 1158-1160 г. Реконструкция Н.Н. Воронина

Успенский собор 1158 - 1160 г. Реконструкция Н.Н. Воронина. Аксонометрия.

На аксонометрическом чертеже не приведены притворы, а лестничные башни для входа на хоры показаны двухобъемными (объединенными с гипотетическими «владычными сенями» и «теремами»). А на плане показаны и притворы, и однообъемные лестничные башни.
Успенский собор первоначально был расписан и снаружи (1161). Снаружи многие его декоративные детали покрывались золотом. Вот лишь одно летописное свидетельство. Оно относится к Успенскому собору во Владимире, построенному Андреем Боголюбским. Он «верх (главу) бо золотом устроил, и комары (закомары) позолоти, и пояс (аркатурно-колончатый пояс) златом устрой каменьем усвети, и столп (барабан) позлати и изовну церкви, и по комарам же поткы (скульптурные изваяния птиц) золоты и кубъкы (вазы) и ветрила (флюгера) золотом устроена постави, и по всей церкви и по комарам около» (см. Был ли белый камень белым).
Внутри храма стены были расписаны искусными греческими зографами в 1161 г., по местам убраны чистым золотом; среди медного помоста возвышался прекрасный серебряный амвон, иконы в иконостасе украшены золотом и драгоценными каменьями; перед ними висело более 20 серебряных паникадил и четыре больших были сделаны из чистого золота, воздухи и покровы были шиты золотом и жемчугом. Четыре золотых и 20 серебряных паникадил освещали храм. Пол медный.
Повествуя о богатствах и великолепии храма, летописцы присовокупляют, что он служил предметом удивления не только для русских, но и для иностранцев. «Почему оная церковь и уподобима была Соломонову, бывшему в Иерусалиме, храму. Князь Андрей послал было в Киев делать двери из чистого золота в ту же церковь, однако, за последовавшею ему кончиною, осталось без исполнения».
Храм был устроен об одной главе (версе) покрытой медными вызолоченными листами (поэтому храм стали называть в летописях «Златоверхiевымъ»), а кровля поверх медных листов была обита листами кованого серебра. Ипатьевская летопись однозначно и неоднократно (под 1158, 1175 и 1183 гг.) говорит о соборе Боголюбского как о пятиглавом: Андрей «сверши же церковь 5 верхов и все верхы золотом украси и створи в ней епископью»; «и пять верхов ея позлати»; «и вся пять верхов златая сгоре»).


Успенский собор 1158-1160 гг. Реконструкция Н.Н. Воронина. План.

Успенский собор во Владимире. Реконструкция С.В. Заграевского

Успенский собор 1158-1160 гг. Реконструкция С. В. Заграевского. План.

Наличие северной башни данные археологии подтвердили, а южной - нет.
К Успенскому собору 1158-1160 гг. примыкал только один комплекс пристроек, располагавшийся с северной стороны храма. Этот комплекс соединялся с собором «столпом», о котором Н.Н. Воронин совершенно справедливо говорил как о «восходном столпе», т.е. как о лестничной башне. В принципе, возможно и то, что «владычные сени», «терем» и «столп» были одной и той же постройкой, игравшей роль и лестничной башни, и «подсобного помещения».


Резной камень Успенского собора: блок с львиной маской. 1158-1160 гг.

На капителях, венчавших полуколонки лопаток собора 1158-1160 гг., располагались «звериные» белокаменные водометы.


«Звериный» белокаменный водомет Успенского собора. Реконструкция Б.А. Огнева.

Храм был освящен в 1160-м году. 21 сентября 1164 г. в новоустроенный соборный храм была перенесена из Боголюбова чудотворная икона Божией Матери. Икона была привезена из Боголюбова на судне по реке Клязьме и во Владимире торжественно на берегу реки встречена была 21 сентября вел. князем, духовенством и народом. В память этой встречи Андрей построил в 1164 г. во Владимире Сретенскую церковь и учредил в нее крестный ход 21 сентября.
После чего князь Андрей провозгласил Владимир престольным городом.


Икона Владимирской Божией Матери

Для содержания Успенского храма и причта при нем – вел. князь дал много угодий, сел и десятую часть своих доходов и стад. В 1158 г. город Гороховец был пожалован князем Андреем Боголюбским владимирскому Успенскому храму. Доходы с Гороховца шли на его содержание. В силу этого он в то время назывался «град Пресвятой Богородицы».

Владимир в иерархическом отношении в то время был в зависимости от Ростовских епископов, которые с 1160 по 1214 гг. именовались Ростовскими, Суздальскими, Владимирскими и Муромскими. Но Андрей не только не хотел, чтобы его столица была в чем либо зависима от другого города: он желал, чтобы все города страны были подчинены во всех отношениях Владимиру. Князь Андрей вознамерился учредить во Владимире митрополию. В 1162 г. князь Андрей отправил в Царьград к патриарху Луке Хризовергу посла Якова Станиславича с посланием, в котором просил об учреждении особой митрополии для северо-восточной Руси и поставить некоего Феодора митрополитом во Владимир. Патриарх Хризоверг, по совету своего Собора, на котором был и Нестор епископ Ростовский и Суздальский и посол киевского митрополита, отказал Андрею, говоря, что издавна Владимир принадлежит к области и иерархии Ростовской и что в России положено исстари быть одному митрополиту – в Киеве, а правила Св. Апостол и Отец повелевают сохранять целыми и неприкосновенными пределы епископий и митрополий. Вероятно епископ Нестор и митрополичий посол имели влияние на такой ответ Патриарха.
16 июня 1170 г. Феодор был хиротонисан во епископа Ростовского. Прибыв в Россию, он поселился в городе Владимире. В 1185 г. вел. князь заковал епископа Федора II в железо и отправил к митрополиту на суд. Но даже увещания митрополита не образумили епископа Феодора, он продолжал упорствовать и злословить всех. Митрополит послал его в заточение на Песий остров, но и там он не принес покаяния. Видя непокорство Феодора, митрополит отослал его на суд к князю, а князь передал на суд народного веча. Суд был без милости. Феодору отрубили правую руку, отрезали язык, выкололи глаза и с жерновым камнем на шее бросили в Ростовское озеро 8 мая 1172 г. "И тако злый зле погибе".
Рядом с Успенским собором размещался епископский двор с церковью Иоанна Предтечи (1194).


Князь Андрей предназначил построенный храм и для упокоения лиц великокняжеского рода. Лишившись еще при своей жизни троих сыновей своих (сначало умерли сыновья - Изяслав († 1165) и Мстислав († 1173), а потом и Глеб († 1174)) и брата, князь Андрей поместил их останки под сводом собора.


Рака с мощами св. блг. князя Глеба

Придел св. блг. князя Глеба

В южном приделе собора, устроенном в пристройке Всеволодовой, вблизи алтаря почивают мощи св. блгв. кн. Глеба, сына князя Андрея Боголюбского. Нетленные мощи его, были открыты в 1702 г., переложены были в серебряную раку в 1755 г., а в настоящую раку – в 1818 г. На шести клеймах, укрепленных на гробнице Угодника, начертаны: гимн ему, время рождения и смерти, чудо, бывшее от гроба его во время татарского разорения собора в 1237 г., время построения раки и тропарь и кондак. На картине, повешенной невдалеке от раки св. Глеба, изображены чудеса его с соответствующими им подписями.
Совершив 20 июня 1174 г. погребальное в храме Богородицы над сыном своим Глебом, Андрей уклонился от шумной столичной жизни в любимый им Боголюбов, чтобы здесь в тиши монастырского уединения утолить скорбь души своей благочестивыми занятиями. В то время как он здесь в уединенной своей молельне повергал печаль свою перед Господом, во Владимире, в его отсутствие, в среде родных и приближенных составился злодейский заговор. Князь Андрей был убит в ночь с 28 на 29 июня 1174 г.
По совершении торжественной панихиды в Успенском соборном храме, с подобающей честью и хвалебными песнями, гроб с телом князя поставили в соборном храме Богоматери.


Мощи блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (в раке).

Придел св. блг. кн. Андрея Боголюбского

По левую сторону от середины храма, почивают мощи основателя Успенского собора св. благоверного князя Андрея. Нетленные мощи его открыты в 1702 г. и положены были на вскрытии в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы, переименованном в 1768 г. во имя св. благоверного князя Андрея Боголюбского. На шести клеймах гробницы изображена история этого Угодника Божия: на первом – стихи в честь князя Андрея Боголюбского, на втором клейме – обстоятельства его рождения, перенесения престола во Владимир и смерти его, на третьем – время открытия мощей, прежнее место поставления их и переложения в раку, устроенную епископом Ксенофонтом в 1820 г., на четвертом – устройство раки для мощей епископом Ксенофонтом, на 5 и 6 клеймах – тропарь и кондак благоверному князю. Под балдахином, устроенным над местом, где находится рака, в разных местах начертано несколько изречений из Ветхого Завета. На стене в возглавии гробницы начертаны стихи, приписываемы преданием Императрице Екатерине II:
«Хотя кто правъ, живетъ хоть свято,
Но если злобствуютъ сердца,
У нихъ, какъ бы законъ, принято
Того губити до конца.
Примеръ тому – моя кончина:
ей зависть съ злобой есть причина;
Я правъ,- тираненъ какъ злодей
Отъ ближнихъ, сродныхъ мне людей».


Вел. Князем Владимирским стал Михаил. Но ростовцам это не понравилось и они уговорили Ярополка изгнать Михаила и самому сесть на престол во Владимире. Ярополк послушался ростовцев и оба брата Ростиславичи с дружиной и ростовцами пошли войной на Владимир. 7 недель владимирцы мужественно отбивались от врагов, но измученные голодом, проводивши Михаила в Приднепровье, сдались Ростиславичам. С крестным ходом встретили граждане Владимирские победителей и торжественно в храме Богоматери объявили Ярополка своим князем. В первый же день своего княжения он отобрал ключи от соборного храма, завладел всей его казной, расхитил все золотые и серебряные украшения его, и главную святыню города, чудотворную икону Богоматери отдал в Рязань, зятю своему князю Глебу, за то что он помог изгнать из Владимира Великого князя Михаила Юрьевича.
При вторичном вступлении на престол Великого князя Михаила, он первым долгом поставил для себя возвратить собору все, что так нагло было расхищено из него. Распроданные сосуды и другую утварь церковную он, большей частью, отыскал, а для возвращения чудотворной иконы Владимирской, грозил войной князю Рязанскому, — устрашенный Глеб добровольно возвратил собору все, что взял от шурьев своих. Михаил возвратил храму и все его слободы и села, а равно и десятину из Великокняжеских имений.
12 июня 1175 г. утром шла на город страшная туча, молния ударила в соборную церковь и убила в ней диакона, читавшего в то время на выходе ектению. Все бывшие в храме от ужаса пали на колени.
В 1176 г. вел. князь Михаил отправился Городец на Волге, там он тяжко заболел и после непродолжительной болезни умер 20 июня. Тело его было привезено во Владимир и похоронено во Владимире в церкви св. Богородицы.

В 1176 г. владимирцы пригласили на княжение Всеволода, который и незамедлил прибыть из Переславля-Залесского во Владимир. У Золотых ворот новый князь торжественно был встречен с крестным ходом, духовенством и народом и здесь же все граждане целовали крест ему и детям его. От Золотых ворот князь направился прямо в златоверхиеву церковь Богоматери, где, после молебного пения, возведен был на великокняжеский престол.
В 1185 г. во Владимире произошел страшный пожар. Огонь через крышу проник внутрь храма и так быстро распространился в нем, что, кроме Чудотворной Владимирской иконы Богоматери, ничего не смогли вынести. «В том же лете быть пожар велик в граде Володимери месяца Апреля в 13 день, в среду, погоре бо мало не весь город и княж двор великий сгоре и церквей 30 и 2 и соборная церкви Святыя Богородицы золотоверхая юже бе украсил Благоверный князь Андрей, загорелся сверху и что бяше вне и вну узорочий и поникадила серебряная и сосуд златых и серебряных без числа, порт (одежд) шитых золотом и жемчугом... все огонь взя без утеча». Золото и серебро слилось в куски, жемчуг и драгоценные камни исчезли, кипарисные иконы сгорели, только некоторые книги и ризничные вещи с трудом спасены были священно-служителями.
Обновление сгоревшего храма принадлежит Великому князю Всеволоду брату Андрея Боголюбского. Он не только возобновил но и расширил храм, пристроив с трех сторон на некотором расстоянии от прежних, новые стены. Расширены были и алтарные апсиды на восточной стороне, так что прежний храм оказался как бы в футляре.
Для входа в храм были устроены новые входы, для укрепления возведенных стен, между ними и старыми стенами перекинуто несколько арок, стены старого храма частично разобраны, а оставшиеся столбы и возведенные арки позволили к прежней главе добавить еще четыре на таких же трибунах, на которых были установлены кресты. Храм стал пятиглавым.


Владимирский князь Всеволод III с сыном Дмитрием. Рельеф Дмитриевского собора. 1193-1197 гг.

Успенский собор времен Андрея Боголюбского (слева) и Всеволода III (справа). Реконструкция Н.Н. Воронина

Возобновленный храм был торжественно освящен накануне праздника Успения Божией Матери (14 августа) в 1189 г. Лукой, епископом Ростовским, Владимирским и Суздальским.

Еще один пожар во Владимире начался в полночь 23 июля 1192 г. и продолжался до вечера следующего дня, «в полночи зажжеся и горе мало не до вечера». Сгорело до 14 церквей и почти половина города. Княжеский двор и Успенский собор удалось отстоять, но наружные стены собора были опалены и закопчены от дыма, так что опять надлежало исправлять повреждения, что и исполнено было в августе месяце 1193 г. «... и бысть радость велика в граде Володимери».

В 1194 г. на епископском дворе была устроена церковь Иоанна Предтечи.
По примеру вел. князя, построившего Дмитриевский собор, и епископ Ростовский и Владимирский Иоанн I (с 1190 по 1213 гг.), почти постоянно живший во Владимире, рядом с Успенским собором на своем епископском дворе в 1197 г. построил церковь в честь Богоотец Иоакима и Анны на вратах, ведущих в Успенский Собор. Заложена была 1 мая 1196 г., а освящена 3 ноября 1197 г., на память Святого мученика Акепсима.
Ворота детинца (Церковь Иоакима и Анны) были уменьшенной и упрощенной копией Золотых ворот.

В 1195 г. епископ Иоанн I в присутствии вел. князя Всеволода венчал в Успенском соборе князя Константина Всеволодовича. Свадебный пир продолжался 7 дней.
В 1211 г. Иоанн I венчает сына Всеволода, князя Юрия.
.


Современный вид Успенского собора

Успенский собор. План существующего здания.

Северный фасад собора

Восточный фасад

Южный фасад

Западный фасад собора

Южный вход в собор

Западный вход в собор

Западный вход в собор

Рака с мощами князя Всеволода III Большое гнездо.

12 апреля 1213 г. преставился вел. князь Всеволод. Смерть его оплакиваема была всем народом Владимирского княжества, как бы предчувствовавшим что с кончиной его оканчиваются счастливые дни г. Владимира и всей Русской земли. Погребение над почившем вел. князем совершил в Успенском соборе епископ Иоанн со всеми игуменами, со всем белым и монашествующим духовенством и всяким чином церковным со слезами многими.
В кон. 1213 г. владимирцы во главе с кн. Юрием лишили епископа свт. Иоанна кафедры («изгнаша из епископства»), архиерей «отписася епископии всея земля Ростовьскыя». Иоанн оставляет епископию и постригается в Боголюбском монастыре, а затем, по-видимому, уходит в Суздаль, в Козмодемьянский монастырь.
Владимирская епархия была учреждена в 1214 г. при Святом благоверном Великом Владимирском князе Георгие Всеволодовиче из состава Ростовской епархии. Первым ее епископом стал игумен Богородице-Рождественского монастыря во Владимире Симон. Резиденция епископа разместилась в Рождественском монастыре г. Владимира. Титул епархиального архиерея – Суздальский, Владимирский, Юрьевский и Тарусский.

Перед отъездом из Владимира князь Георгий Всеволодович вошел в Соборный храм, где перед чудотворной иконой Богоматери излил в молитвенных воплях всю печаль свою и, обливаясь слезами, пал на гроб своего родителя. «Суди Бог брату моему Ярославу, что довел меня до этаго», сказал он, выходя из храма, затем сел с семейством своим в ладью и вниз по р. Клязьме отправился в новый удел свой. В числе не многих друзей пожелал следовать за ним и епископ Владимирский, добродетельный Симон, который не захотел оставить своего князя.
2 февраля 1219 г. умер вел. князь Константин. Он был погребен в Успенском соборе. Овдовевшая великая княгиня, по выражению летописца, «дивное дело сотворила тогда». Чувствуя, что с потерей супруга потеряла все радости на земле, она, не выходя из храма, над гробом его приняла иноческий чин и вскоре после похорон мужа уехала в Ростов, где через 2 года скончалась в монастырском уединении.
22 мая 1226 г. епископ Симон скончался и, оплакиваемый великим князем и всей паствой, погребен был в Успенском соборе. На его место Георгием был избран Митрофан. Посвящение святителя Митрофана в епископы Суздальского, Владимирского и Переяславского было совершено во Владимирском соборном храме 14 марта 1227 г. Его рукополагал митрополит Киевский и всея Руси Кирилл I и другие четыре епископа.
В 1236 г. при епископе Митрофане поставлена в соборе над престолом сень, украшенная золотом и серебром и расписаны стены в притворе живописью.

Перед отъездом на р. Сить князь Георгии в сопровождении епископа и семейных, с трудом скрывая слезы, вышел из дворца и направил свое шествие в соборный храм Богоматери; с слезным воплем пал он здесь перед св. иконой Пречистой Богородицы, поручая Ее заступлению свое семейство и подданных, поклонился гробу своего державного родителя, благословился снова от епископа, обнял еще и в последний уже раз близких своему сердцу, сказал последнее «прости» народу и вышел из храма.
Страшное бедствие снова обрушилось на собор. Полчища татаро-монголом завоевывая и разрушая города подошли к Владимиру и взяли его, не смотря на героическое сопротивление жителей, 7 февраля 1238 г.



Реконструкция штурма Владимира войсками Батыя.

Епископ Митрофан, великая княгиня с семейством своим, духовенство Владимирское, бояре и множество граждан искали себе убежище от врагов в храме Богоматери. Здесь за Божественной литургией Святитель в последний раз принес бескровную жертву за себя и свою паству. Слова молитвы прерывались рыданиями. Все готовились к смерти. Напутствованные в жизнь вечную Святыми Тайнами из рук Архипастыря своего, владимирцы спокойно, с христианским упованием, ожидали себе смерти. Епископ, великокняжеская семья, архимандриты и игумены, бояре и именитые граждане укрылись на выходных полатях (хорах), куда вела потайная лестница. Внизу храма множество бояр и народа, коленопреклоненных, с воздетыми к небу руками, с воплем и слезами взывали к Чудотворному Образу Богоматери, прося Ее защиты и заступления. Входные двери были изнутри заперты.
Возле храма Успения стояла небольшая на двух дубовых столбах с перекладиной и тесовой крышей звонница. Седой звонарь непрерывно бил в колокол. Ворвавшись в город и подвергая его разрушению они устремились к златоверхому храму. Когда подошли к собору, то убили того звонаря, но не смогли разбить кованные входные двери. После чего они подтащили пороки, стенобитные тараны, к собору и выломали двери. Ворвались в храм, они бросились на расхищение его сокровищ. Истребив мечами всех бывших в нем граждан, они расхитили всю дорогую утварь церковную, ободрали с икон все золотые и серебряные венцы и оклады, словом лишили храм всех дорогих принадлежностей его. «Чудную икону одраша, украшену златом и серебром и каменьем драгым и кресты честыя и сосуды священныя и книги сдраша и порты блаженных первых князей, еже бяху повешали в церквах святых на память себе, тоже все положиша себе в полон». Варвары заметили наконец и находившееся на хорах Великокняжеское семейство. Тогда полагая, что главные сокровища церкви находятся при нем и между тем не найдя входа в его убежище, ибо вход был потаенный, они то «ласками, то угрозами» убеждали великую княгиню сдаться им. Но она и бывшие с ней решились претерпеть все, что будет послано от Бога, лишь бы только не попасть в руки врагов. Варвары обложили храм бревнами, натаскали разного хвороста и внутрь ее и предали все огню. От зноя и дыма, с молитвой на устах, погибло все великокняжеское семейство и епископ Митрофан, облекший погибающих в монашеский образ и схиму и напутствующий их Святыми Дарами. От огня уничтожено было все внутреннее благолепие храма, остался невредим только чудотворный образ Богоматери и гробница Святого князя Глеба, - сына Андрея Боголюбского, - не сгорела.
Так снова лишился собор всего своего богатства и всей красоты своей, опять осталось от него только голые стены, снаружи и внутри почерневшие от дыма.

4-го марта 1238 г. вел. князь Юрий погиб в битве на р. Сить. Обезглавленное тело князя Георгия (Юрия) было обнаружено по княжеской одежде среди оставшихся не погребенными тел убитых воинов на поле боя епископом Ростовским Кириллом, возвращавшемся из Белоозера. Он отвез тело в Ростов и похоронил в каменном гробу в храме Богоматери. Впоследствии голова Юрия была тоже найдена и приложена к телу.

Князь Ярослав II Всеволодович бросив Киев, поспешил на север во Владимир, но не успел прийти вовремя. Ярослав позаботился, прежде всего, о восстановлении соборного храма Успения. Очистив храм от тела новых христианских мучеников, он похоронил здесь, под сводами, в одной каморе все погибшее великокняжеское семейство и святителя Митрофана. В эту усыпальницу Ярослав внес и тела троих сыновей вел. князя Георгия: Мстислава, Всеволода и Владимира (принял мученическую смерть перед Золотыми воротами). Князь Ярослав украсил по-прежнему чудотворную икону Богоматери и обновил стены храма.
В тяжелые времена татаро-монгольского ига нельзя было восстановить храм в его прежнем великолепии, однако он служил объединяющим центром для раздробленной и плененной России. Своею главною святынею - чудотворной иконой Богоматери, дважды спасенной от пожарищ, храм привлекал к себе архипастырей Русской церкви и около ста лет имел важное историческое значение, как главный храм столицы, как соборный храм митрополитов всея Руси.
В обновленном храме исполнил священный обряд торжественного восшествия на Великокняжеский престол (1238 г.).
В 1239 г. из Ростова в Успенский собор перенесено тело великого князя Владимирского Георгия.
В 1246 г. в соборе погребен князь Ярослав II Всеволодович, скончавшийся во время возвращения во Владимир из Китая. В летописи записано, что на погребение Ярослава Всеволодовича приезжал во Владимир и его сын Александр Невский.
В 1248 г. епископ Кирилл велел привезти тело князя Михаила II Ярославича (Хоробрит) во Владимир и положил в стене соборного храма.
В 1250 г. во Владимир из Киева прибыл митрополит Кирилл, который, в соборе вместе с епископом Кириллом совершил бракосочетание вел. князя Андрея Ярославича с дочерью князя Даниила Романовича. Из летописей видно, что с 1250-го года митрополит Кирилл имел пребывание во Владимире в 1252, -55, -61, -62, -63, -64 и 74 годах, а в 1280 г. исправлял соборный храм. Преосвященный Платон, в своей Российской церковной истории, говорит о Кирилле, что «сей митрополит видя, что Киев совершенно разорен и правления порядочного в нем нет, мало жил в Киеве, а более ходил по разным Российским городам, исполняя должность свою, а более пребывал во Владимире, яко тогда знаменитейшем и столичном великих князей граде, а посему может с 1250 г. почтено быть перенесение митрополии Киевской из Киева во Владимир».
В 1252 г. в Успенском храме митрополит Кирилл торжественно возвел на великокняжеский престол Александра Ярославича Невского.
В 1255 г. в соборе было совершено погребение брата Александра – Константина Ярославича.


Гробница епископа Кирилла II († 1262) в Успенском соборе. Материал, техника: известняк белый, теска

Посвящение Серапиона в епископа Владимирского было в 1274 г. Епископ Серапион умер 12 июня 1275 г. и погребен в соборном храме у стены третьей комары, считая от юго-западного угла. Летописец под 1275 годом, говоря о смерти Серапиона епископа Владимирского, замечает о нем: «бе же зело учителенъ и силенъ въ Божественномъ писании».
В 1276 г. епископом поставлен Феодор из игуменов Константино-Еленинского монастыря. В 1287 г. погребен во Владимирском соборном храме. Над местом погребения епископа Феодора была следующая надпись: «Мощи преосвященнаго епископа Феодора, скончавшагося отъ Рождества Христова 1287, положены на семъ месте».
В 1288 г. был рукоположен митрополитом Максимом в Киевском Софийском соборе в епископа Иаков. В 1295 г. митрополит Максим, бывший во Владимире, «сведе Якова владыку Володимерьскаго съ епископьи». На место Иакова рукоположен митрополитом Максимом в епископа Симеон. В 1299 г. митрополит Максим (с 18 апреля 1300 г. по 06/12 декабря 1305) навсегда оставил Киев и со всем клиросом переехал во Владимир, приняв Владимирскую епархию, и утвердив здесь свою кафедру, а епископа Симеона перевел в Ростов.
Митрополит Максим скончался во Владимире 6 декабря 1305 г. и был погребен в Успенском соборе, в Всеволодовой пристройке, с западной стороны – у юго-западного угла храма Боголюбского. Над гробом митрополита была следующая надпись: «Максимъ грекъ священъ бе въ лето бытия 6791 Рожд. Христ. 1283 въ Кiевъ прiиде, частаго же ради нахожденiя татарскаго преселися изъ Кiева въ великороссiйскiй стольный градъ Владимiр пасъ церковь Христову Максимъ 23 года, преставися въ лето бытiя мира 6812». В 1874 году место погребения Максима было ограждено железной решеткой. О мощах святителя Максима в книге Доброхотова так написано: «рассказывают, что при поправке пола нечаянно сдвинута была несколько крыша с гроба митрополита Максима, в котором видели мощи его и одежду. Протодиакон Успенского собора Захария, умерший не очень давно, в преклонных летах, сказывал, что этому был свидетелем вместе с ним и Владимирский епископ Виктор».

После митрополита Максима кафедру занимал митрополит Петр (с 1308 по 1325 гг.). В 1309 г. 5 июня во Владимирском соборе Петр рукоположил в архиепископа Новгороду Давида.
В 1320 г. скончался сын св. князя Московского Даниила Александровича и внук Александра Невского Борис Даниилович в своем удельном княжении – Нижнем Новгороде, оттуда его тело было перевезено во Владимир и положено в соборе по его завещанию.

Двадцать лет пребывал он на своем посту, а в 1325 г. по убеждению Московского князя Иоанна Даниловича Калиты - перенес в Москву кафедру Всероссийской митрополии.

До 1328 г. Владимир был еще столицей Руси, но в этом году был причислен к области Московской. Это лишило соборный храм Успения былой славы, хотя в нем еще продолжали вступать на великокняжеский престол Московские князья. Князь Иван I Данилович (1331-1340 гг.), восходя на великокняжеский престол, не в Москве возведен был, а пожелал эту церемонию исполнить и благоговейно исполнил во Владимире, в Успенском храме. И его преемники до Ивана III Васильевича (1462-1505 гг.) здесь же принимали великокняжеское достоинство, с приличными тогдашнему времени обрядами. Так о Василие I Дмитриевиче (1389-1425 гг.) сказано, что он «въ лето 6897 месяца Августа въ 15 день на Успенiе святiи Богородици седе на великомъ княженiи въ Володимери на столе отца своего и деда и прадеда» (Собр. Р. Лет. т. VIII, стр. 60). Митрополиты, по утверждении кафедры своей в Москве, не редко имели пребывание свое во Владимире. Из Новгородской летописи усматривается, что 1334 года, индикта 2 приходил не в Москву, а «въ Володимеръ къ митрополиту Новгородскiй владыка Василiй» (Собр. Р. Лет. т. III, 6842), а в 1360 году 12 июля преосвященный митрополит Алексий, в присутствии великого князя Дмитрия Константиновича (1359 -1362 гг.) постановил Новгороду Алексия архиепископа «въ преименитей церкви въ святей Богородици въ Володимерской» (Собр. Р. Лет. т. III).

Митрополит Феогност в 1352 г. поставил епископом для Владимирской кафедры Алексия (с 6 декабря 1352 г. до июня 1354) из рода бояр Плещеевых, который был наместником Феогноста, во время частых его отлучек.

В 1395 г. Тамерлан вторгся в пределы России. Московский князь Василий Дмитриевич желая одушевить себя и подкрепить свое воинство поручил митрополиту Киприану распорядиться о принесении из Владимира в Москву чудотворной иконы Богоматери Владимирской, для принесения перед нею усердного моления о ниспослании ему помощи от Царицы Небесной.
Вел. князь Василий Дмитриевич, видев великое заступление, явленное Российскому царству от молитвы перед чудотворной Владимирской иконой, повелел икону, как видимое знамение заступления и охраны всего Российского царства, оставить навсегда в Москве, в Успенском соборе.
С этого времени и святители Российские уже избирались на Всероссийскую кафедру перед этой св. иконой. «При избрании святителя на Всероссийскую кафедру, перед сею чудотворною иконою клали в особом ковчежце запечатанные жребии. После молебствия они приносились для распечатания самому государю. Распечатавши один из них, царь объявлял собору избранного первосвятителя» (Кратк. свед. о Моск. собор. и монаст. 1871 г. стр. 8).
Когда, по удалении Тамерлана, жители Владимира стали настоятельно просить возвращения своей святыни и, после отказа, угрожали всеобщим ропотом и неудовольствием, великий князь, разгневавшись, засадил в железо присланных из Владимира с этой просьбой, а во Владимир послал приказ силой подавить ропот. Только что вышло это распоряжение, на другой день, пришедши к утрени в Московский Успенский собор, пономарь увидел две совершенно сходные иконы Богоматери и по письму, и по внешнему украшению. Духовенство и сам великий князь были свидетелями этого чуда и, освободивши из заключения жителей Владимира, предложили им на выбор какую угодно икону (№ 22 Влад. Губ. вед. 1849).
Чтобы утешить владимирцев, лишившихся главной своей святыни, великий князь повелел украсить соборный храм искусной живописью, что и было выполнено Даниилом Иконниковым и Андреем Рублёвым. Эти художники, по сказанию летописи начали расписывать храм 25 мая 1408 г. и по прежним чертам восстановили и обновили стенопись внутри всего собора, как в постройках Андрея Боголюбского, так и в притворах, пристроенных Всеволодом. Роспись Успенского собора сохранилась частично. Также были созданы иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.
Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.


Страшный суд Андрея Рублёва

Спаситель

Страшный суд (фрагмент). Фрески Андрея Рублёва в Успенском соборе

Икона Богоявления Господня из древнего иконостаса Успенского собора. Андрей Рублёв.

Андрей Рублёв и Даниил Черный в Успенском соборе раскрывают тему Страшного Суда и Второго пришествия Господа Иисуса Христа в духе исихастского богословия света: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир» (Ин. 3.19)
И здесь архитектура со всей сложностью изгибов арок, сводов и стен не менее важна, чем само изображение, вписанное именно в эти своды - последовательность событий, композиция, рассчитанные на восприятие именно вот тут, а совсем не в музейном зале.
В центре традиционной композиции росписи западной арки центрального нефа - арки, через которую молящийся попадал внутрь храма и с которой он мог начать обзор изображен «Престол уготованный», которому поклоняются Богородица, жены-мироносицы и ангелы - видите, они вписаны в полукруг? В зените свода центрального нефа - образ Христа, грядущего в мир. Вся Его фигура устремлена в движении навстречу ожидающим. Грозная величественность Христа не превращает его образ в мрачный символ неотвратимого возмездия, не лишает ореола светлой и радостной силы. Он - не просто грозный судья, но представляет собой воплощение достоинств, он всеведущ и мудр, а значит, милостив и снисходителен к роду человеческому. Посмотрите - по склонам свода размещены восседающие на двенадцати престолах апостолы, а за ними - сонмы святых и ангелов. Краски фресок неяркие, спокойные. Лики святых и ангелов кроткие. Живопись Рублёва как будто призвана уверить, что Бог полон милосердия и сострадания к человечеству. Вся композиция пронизана тихим светом и наполнена радостью ожидания. Гармония и согласие, мудрость и благородство сочетаются в образах апостолов, беседующих с ангелами. «Совершенная любовь изгоняет страх» - и ни в ком нет ни тени страха, как, например, у сто лет спустя, долго тут обсуждавшегося Дюрера... У Рублёва - свет, приходящий в мiр, и есть преображающая любовь. Такой ясности и чистоты не достигнет уже никто из русских мастеров. Последующие поколения будут «страхом спасать», и тема Второго Пришествия Господа из композиций «Страшный Суд» отойдет на второй план, а на первый выйдет живописание адских мучений, уготованных грешникам, в изображении которых художники достигнут своеобразного совершенств.


Съёмки фильма «Андрей Рублев». Сцена из новеллы «Набег»

Жители Владимира, приняв со смирением распоряжение великого князя, восполнили свое лишение постановлением в соборном храме, на место унесенного в Москву св. образа Пречистой, другого Ее изображения – самого точного снимка с чудотворной иконы, писанного рукой Петра митрополита всея России, когда еще он был игуменом Ражским – писанного им для святителя митрополита Максима, которому и поднес эту икону св. Петр, а митрополит Максим эту икону перенес с собой во Владимир, когда из Киева перенес сюда митрополию.


Владимирская икона Божией Матери письма Митрополита Петра. XIV в.

Икона «Митрополит Петр, Святитель Московский». XV в.

В 1411 г. митрополит Фотий отправился во Владимир. В конце июня митрополит прибыл во Владимир. Когда Фотий прибыл в собор златоверхий, то нашел, что он славен богатством сокровищ своих. К охранению этих сокровищ митрополит определил при соборе своего священника, прибывшего с ним, грека Патрикия, в звании ключаря. 2 июля после вечерней службы в соборе Фотий, в сопровождении свиты, выехал из Владимира, направляясь в свою волость Сенег. 3 июля 1411 года в полдень 500 татар царевича Талыча с нижегородцами нижегородского воеводы Карамышева напали на Владимир во время мирного послеобеденного сна жителей. Тогда, по замечанию степенной книги, не было даже и наместника в городе. Неприятели свободно овладели городом, разграбили его посады, опустошили и сожгли храмы, истребили многих жителей. Лучшие драгоценности храма (церковные сосуды и всю священную утварь) были спрятаны соборным ключарем Патрикием, незадолго до нападения на собор. Затворившись в соборе, он пребывал перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Когда были выломаны двери, ограбив святые иконы, нападающие устремились на хранителя сокровищ, требуя у него св. сосудов и казны церковной, мучили его, палили огнем на разженной сковороде и забивали под ногти спицы, потом сдирали кожу и, пробив ему ноги, продели насквозь веревку и так влачили по городу привязав к хвосту конскому. Но все это с терпением перенес страдалец, не открыв утаенных сокровищ и мученический венец приял от Господа (Жит. Св. Рос. Цер. Май 1858 г., стр. 409-410).

Очевидно, при этом разорении храм потерял не все драгоценности свои; тем не менее после него oн остался совершенно пуст. Утвари, сокрытые Патрикием, погибли для Собора; ибо, по причине смерти ключаря, осталось неизвестным место их сокрытия; попытки некоторых Владимирских Епископов отыскать их были тщетны
С 1411 г. Владимирский Успенский собор пережил продолжительный период постепенного оскудевания. Пока князья во Владимире восходили на престол великокняжеский, соборный храм был поддерживаем в приличном состоянии, но когда торжественный обряд восхождения на престол начал совершаться в Москве, то, с этого времени, бедность и скудность собора становились с ним, как неразлучные спутницы его.
Когда вел. князь Иоанн III (1462-1506), утверждая единодержавие в Москве, пожелал устроить в нем соборный храм, то он не нашел лучшего образца для него, кроме как во Владимирском Успенском соборе. Его мастера приезжали во Владимир (при митрополите Филиппе) и сняли точную меру его; затем знаменитый зодчий Аристотель Фиоравенти, строивший храм Успения в Москве, специально приезжал во Владимир для обозрения Владимирского собора и был поражен красотой его архитектуры.
Со времени разорения Талычем Владимирский Успенский собор не мог уже возвратить своего прежнего благолепия и долго оставался в забвении. Преемники Фотия хоть и посещали Владимирский Успенский собор, но преимущественное внимание их уже обращено было к Москве – к устроению и украшению в ней храмов. Так о митрополите Филиппе известно, что он хотя и часто бывал во Владимирском соборе, но заботу имел не о благоукрашении этого древнего святилища, а о устроении и украшении Успенского в Москве собора. Из повествований летописца видно, что митрополит Филипп «по многу прежде видел соборный во Владимире храм превелик зело и высок», но не видно, чтобы этот святитель сделал что-либо для разоренного собора. «1472 г. месяца Априля хотением и многим желанием преосвященного митрополита Филиппа всея Руссии, с благоволением же и повелением благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича всея Руссии бысть начало созданию церкви Пресвятыя Владычица нашея Богородица на Москве… (Собр. Русск. Лет. т. VIII, стр. 170)».


Большой Сион владимирского Успенского собора. Верх работы московских мастеров датируется 1486 г.

В 1518 г. митрополит Варлаам по совещанию с великим князем Василием IV Иоанновичем нашел необходимым перенести в Москву иконы из Успенского собора для обновления из-за плохого их состояния: «перенесены быта на Москву на обновление многимо леты обетшавша». В сентябре 1520 г. обновленные иконы были возвращены во Владимирский Успенский собор. «Лета 1520 месяца сентября отпустил князь великий иконы Володимерския и проводил их с отцем своим митрополитом и с бояры и со всем народом честно за Ондроньев; а принесены быша на Москву на обновление многими леты обетшавша» (Собр. Рус. лет. том. VIII, стр. 269).
После этого в летописных сказаниях долго не упоминается о Владимирском храме.
В 1548-1553 гг. говорится только о неоднократном пребывании во Владимире царя Иоанна IV Васильевича. Нельзя сомневаться, что он не посещал соборного храма. «Въ 7061 году царь и великий князь Иванъ Васильевичъ, по взятiи Казани пойде къ Москве и на походе во Владимiре встрети Государя присланный вестникъ отъ царицы Настасiи Романовны бояринъ Василiй Юрьевичь Трахонiотъ, поздравляя ему отъ царицы о победе и возвещая, яко дарова ему Государю Богъ сына Государя царевича Дмитрiя Ивановича?» (Новый летописец стр. 18). Вслед за этим, от царя и вел. князя был прислан указ о поминовении почивающих в соборе.


Владимирская икона Божией Матери. XVII век. Из иконостаса Успенского собора

В нач. XVII в., по сказанию соборной летописи, соборный храм был в страшном запустении, в нем не только все обветшало, но и птицы внутри его во множестве своем вили гнезда. Но вслед за этим временем запущения над Владимирским собором вновь воссияла слава - не материального великолепия и богатства, а благодатная - проявившаяся в нетлении мощей Угодников Божиих.

В 1645 г. при царе Михаиле Федоровиче открыты были мощи благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича († 1238, память 4 февраля) и, по благословению патриарха Иосифа, положены были в серебряной позолоченной раке, устроенной на средства патриарха.


Фрагмент интерьера Успенского собора с гробницами святых князей Георгия Всеволодовича и Андрея Боголюбского. Александров И.Н. (Москва). 1896 г.

Рака святого князя Георгия Всеволодовича. Зборомирский И.М. 1889–1890 гг.

Рака с мощами св. блг. кн. Георгия Всеволодовича

В 1852 г. рака была обновлена. «На передней стороне гробницы вычеканена надпись, повествующая о страдальческой кончине Угодника Божия, обстоятельствах перенесения его тела из Ростова во Владимир и открытия св. мощей его. На стене же в возглавии гробницы начертаны золотыми буквами следующие стихи, приписываемые преданием Императрице Екатерине Великой:
«Желанье въ варваре горело
Людей моихъ сжечь какъ траву,
Мой жизни духъ лишить и тело;
Затемъ мечемъ отъяль главу.
Но Богъ мой духъ за веру праву
Жить вечно внесъ въ небесну славу,
Главу жъ прильпнувшу къ телу здесь
Хранить чудесно и до днесь».
В клеймах под балдахином начертано несколько изречений из книги Премудрости Соломоновой и псаломов».


Молебен перед мощами святого благоверного князя Юрия Всеволодовича

В 1702 г. при Петре I обретены были нетленные мощи святых благоверных князей Андрея Боголюбского и сына его Глеба. С этого времени слава Владимирского собора как бы воскресла вновь: тысячи богомольцев потекли на поклонение нетленным останкам владимирских святых.
От усердия частных лиц и от щедрот царственных особ в соборе начался целый ряд обновлений и украшений.

В 1708 году по царскому повелению обозревал царский стольник Григорий Племянников разные города России и на возвратном пути в Москву остановился во Владимире. Здесь поразила его тяжкая болезнь, так что нельзя ему было ни есть ни пить. Врачи, пользовавшие его, признали, что болезнь эта выше с средств человеческих. Тогда благочестивый страдалец прибег к заступлению Божией Матери и Владимирских Чудотворцев. Не имея возможности объясняться словами, он жестами дал знать окружавшим его, чтобы из Соборного храма принесли в его квартиру Чудотворную Икону Богоматери. Как скоро желание его было исполнено, тотчас почувствовал он облегчение болезни, так что мог встать с постели и, пав на колена перед Святой иконой, усердно молился в продолжении всего молебствия; по окончании его, приняв святой воды, начал, хотя с трудом, говорить, а наконец и совершенно выздоровел. Получив, таким образом, очевидную помощь от Владимирской святыни и горя желанием выразить к ней благоговейную признательность, он немедленно приступил к обновлению и украшению бедного и ветхого Собора. Устаревший иконостас и все иконы храма он обновил: вместо прежнего Благовещенского придела, крайне обветшавшего устроил новый в честь Знамения Пресвятой Богородицы (см. Икона Знамения Пресвятой Богородицы); некоторые окна в Алтаре и храме чрезвычайно узкие расширил; пробиты были и вынуты две стены в Андреевском храме – северная и южная в самых широких местах, где были входные в храм боковые двери. Для поддержания древних стен храма начал строить по всем углам контрфорсы из белого камня.

Вскоре постигшая его кончина не позволила ему продолжать начатого дела.
Гостиной сотни Владимирский ямщик Павлыгин, по усердию к святыне Собора, на собственное иждивение довершил начатое Племянниковым.
В 1727 г. собор был покрыт железом по железным стропилам и решетнику; крыша взамен фронтовой была устроена шатровая на 4 ската; по всем обводам сделаны новые кирпичные накладки и окна в куполах были заложены кирпичом «аршина на два». На что было отпущено из государственной казны 3157 руб. 8 алтын и 2 деньги.


«Успенский собор во Владимире на Клязьме. Фасад». XVIII в. Из серии разрозненных таблиц из неизвестного издания. Напечатано в литографии К. Эргота.

Далее »» О переоблачении святых мощей великих князей Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского и Глеба Андреевича

Категория: Музеи Владимирской области | Добавил: Николай (26.04.2015)
Просмотров: 15127 | Теги: церковь, Владимир, Музеи | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru