Главная
Регистрация
Вход
Пятница
15.01.2021
17:41
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1332]
Суздаль [414]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [428]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [115]
Юрьев [223]
Судогда [105]
Москва [42]
Покров [141]
Гусь [157]
Вязники [283]
Камешково [98]
Ковров [377]
Гороховец [123]
Александров [251]
Переславль [112]
Кольчугино [76]
История [39]
Киржач [85]
Шуя [105]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [40]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [105]
Писатели и поэты [102]
Промышленность [90]
Учебные заведения [119]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [50]
Муромские поэты [5]
художники [25]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [244]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [4]

Статистика

Онлайн всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Город Владимир – столица Великого Владимирского княжения (XIV в.)

Город Владимир – столица Великого Владимирского княжения (XIV в.)

Т.П. Тимофеева. ГОРОД ВЛАДИМИР — СТОЛИЦА ВЕЛИКОГО ВЛАДИМИРСКОГО КНЯЖЕНИЯ (XIV в). Материалы восьмой городской краеведческой конференции «Владимир: история и современность» (г. Владимир, 8 ноября 2012).

Великое Владимирское княжение и ярлык на его получение до 1375 г. были стержнем внутренней и внешней политики Руси. Борьба московских князей сначала с тверскими, затем с суздальско-нижегородскими князьями за обладание ярлыком поставила Владимир в центр драматических, судьбоносных для Русского государства событий.
Владимир был местом постоянного или временного пребывания митрополитов, здесь совершалось поставление епископов на разные кафедры. В 1299 (1300) г. митрополит Максим вместе с клиром и двором навсегда покинул разоренный Киев и переехал во Владимир, где в 1305 г. умер. В 1309 г. из Киева во Владимир пришел митрополит Петр и 5 июня в Успенском соборе рукоположил Давыда архиепископом Новгороду Великому.
В 1327 г. Петра сменил Феогност. Местом постоянного жительства он избрал Москву, но бывал и во Владимире. Так, некоторые летописи сообщают, что в 1334 г. приходил «в Володимер к митрополиту Новгородский владыка Василий». В 1339 г. во владимирском Успенском соборе Феогност отпевал князя Александра Михайловича Тверского и его сына Феодора, убитых в Орде 28 октября: «В лето 6847... И бывшимъ в Володимери срете и Фегнастъ митрополитъ съ игумены и съ попы, предложивше пение надгробное, отпустиша и».
6 декабря 1353 г. митрополит Феогност рукоположил Алексия епископом во Владимир, благословив после себя на митрополичью кафедру. Митрополитом Алексием была построена вблизи Владимира каменная церковь во имя Константина и Елены в монастыре, основанном, вероятно, Андреем Боголюбским и затем запустевшем,— единственная каменная церковь XIV в. во Владимире.
12 июля 1360 г. митрополит Алексий в присутствии великого князя Дмитрия Константиновича поставил Новгороду архиепископа Алексия «в преименитей церкви в святей Богородици Володимерской». 15 августа 1388 г. «в граде Володимери Пимин митрополит постави на Резань епископа Феогнаста» в присутствии великого князя Дмитрия Ивановича.

Все князья, получавшие от татарского хана ярлык на Великое Владимирское княжение, совершали в Успенском соборе г. Владимира церемонию посаженая на престол: Михаил Ярославич Тверской. — зимой 1305 г. или 1307 г., Юрий III Даниилович Московский — в 1317 г. или в 1319 г., Дмитрий Михайлович Грозные Очи Тверской — зимой 1322 г., Иван I Данилович Калита — в 1328 г., Симеон Иванович Гордый — 1 октября 1341 г., 1 октября 1340 г. или 30 октября 1341 г., Иван II Иванович Красный — 25 марта 1354 г., на Благовещенье Богородицы, Дмитрий Константинович Суздальский — дважды: 22 июня 1360 г. и в 1363 г., Дмитрий Иванович Донской — дважды: в 1362 и 1363 гг., Михаил Александрович — в 1371 г.: «Князь Михаил о Тферскии и де в Володимерь и седе на великом княжении»; в том же году опять получил великое княжение Дмитрий Иванович, но летописи ничего не говорят о новом, уже третьем по счету, посажении его на престол. Последним сел на княжение Василий I Дмитриевич 15 августа 1389 г., в присутствии ханского посла Шихмата. Совершался этот церковный чин митрополитами — Максимом, Петром, Феогностом, Алексием и Пименом.
По некоторым сведениям, во Владимире с 1257 г. имел резиденцию «великий баскак» — главный сарайский чиновник.

Город неоднократно Становился местом временного пребывания князей с их военной или гражданской свитой, а также татарских «послов» (военачальников с отрядами) и патриарших представителей во время их поездок. В 1304 г. Михаил Ярославич Тверской отправился в Орду. Юрий Данилович Московский последовал за ним, не послушав митрополита Максима, который отговаривал его от поездки. Происходило это во Владимире, где постоянно жил Максим, то есть в Орду Юрий ходил через Владимир. В этот раз великокняжеский престол достался Михаилу: он был посажен Максимом «на столе великого княжения в Володимери», незадолго до кончины митрополита.
В 1311 г. Дмитрий Михайлович Тверской три недели стоял во Владимире с войском, собираясь двинуться к Нижнему Новгороду на князя Юрия Даниловича, но отменил поход и распустил рать, поскольку не получил благословения от митрополита Петра.
В 1317 г. вместе с Юрием Даниловичем на Русь пришел из Орды ханский посол Кавгадый. В следующем году Юрию и Михайлу Тверскому предстояло обоим явиться к хану — держать ответ за смерть жены Юрия (сестры хана Узбека). В конце весны — начале лета 1318 г. Юрий отправился в Орду, опередив Михаила. Михаил же выехал из Твери 1 августа 1318 г. Вперед себя он послал своего сына Константина, которого провожала княгиня Анна с младшим сыном Василием. «И последнее исповедание сотвори на реци Нерли» — говорит летопись. Имеется в виду Нерль Волжская. Это значит, что путь шел через Переяславль до Нерли Волжской, затем волоком до Нерли Клязьменской. Использование этого пути свидетельствует, кстати, что в это время именно Михаил Тверской занимал великокняжеский престол во Владимире. Таким образом, дорога в Орду проходила по реке Нерль, далее, видимо, через Боголюбов-город, который числился в «Списке градом русским» конца XIV в., и Владимир.
Михаил же, проводив Василия, с сыновьями Дмитрием и Александром отправился во Владимир, где некоторое время жил. Здесь его застал ханский посол Ахмыл, чтобы вызвать в Орду на суд — по обвинению в отравлении сестры великого хана. То есть, одновременно во Владимире находились Михаил Ярославич, его сыновья Дмитрий и Александр и татарский посол Ахмыл. Сыновья вернулись в Тверь, а Михаил Ярославич поехал в Орду и был там замучен и убит (22 ноября 1318). Его тело привезли на Русь и положили в Москве, в Спасском монастыре.
В 1319 г. Юрий Данилович вернулся из Орды с подтвержденным ярлыком на великое княжение, то есть, вероятно, во Владимир, и привел с собой в качестве пленников Константина Михайловича с боярами и слугами убитого Михаила. Дмитрий же Михайлович послал во Владимир еще младшего брата Александра с боярами просить, чтобы тело отца отпустили в Тверь. Тот приехал на Петров день и «доконча съ княземъ Юриемъ любовь». То есть во Владимире находились одновременно Юрий Данилович, Константин Михайлович, свита (бояре и слуги) убитого Михаила Ярославича и потом прибыл его сын Александр и бояре, в том числе князь Федор Иванович Стародубский и ростовский епископ Прохор, по просьбе Юрия ездившие за Александром в Тверь.
В 1322 г., когда во Владимир на великое княжение пришел из Орды Дмитрий Михайлович Тверской (Грозные Очи), вместе с ним прибыл посол Севеченбугай; при этом Юрий Данилович продолжал оставаться великим князем.
В 1339 г. в Орде были убиты князь Александр Михайлович Тверской и его сын Феодор. Бояре привезли убиенных во Владимир, где их встретили и отпевали («предложивше надгробное пение») в Успенском соборе митрополит Феогност с игуменами и священниками.
В 1362 г. Дмитрий Иванович Московский и Дмитрий Константинович Суздальский (с 1360 г. великий князь) поспорили о великом княжении, послали «киличеев» в Орду, и великое княжение получил московский князь. Он двинулся с братьями и войском на суздальского князя к Переяславлю (из Владимира?), тот бежал во Владимир, а затем в Суздаль. Дмитрий Иванович с братьями и войском из Переяславля отправился во Владимир, сел на великое княжение, пробыл во Владимире три недели, затем вернулся в Москву, распустив войско. По другим летописным версиям, Дмитрий Иванович сел на великое княжение позже, зимой или даже точнее, перед Крещением.
В 1363 г. Дмитрий Иванович с братьями пришел из Москвы во Владимир, куда к нему прибыл посол из Мамаевой Орды Авдул с ярлыком. Князь отпустил посла и отправился в Переяславль. В том же году Дмитрий Иванович во второй раз сел на великое княжение. Также во второй раз сел на великое княжение Дмитрий Константинович Суздальский; с ним был князь Иван Белозерец с 30-ю татарами из Муратовой орды, которые жили во Владимире неделю. Узнав об этом, Дмитрий Иванович вновь нагрянул с братьями и войском и выгнал Дмитрия Константиновича из Владимира. Тот бежал в Суздаль, московский князь его преследовал, стоял у Суздаля несколько дней, а после примирения отбыл — неясно, в Москву или во Владимир.
Дважды владимирская рать в составе войска Дмитрия Ивановича участвовала в крупных сражениях; в 1377 г. на р. Пьяне под Нижним Новгородом, и 8 сентября 1380 г. в победоносной Куликовской битве; возможно, и в сражении 1378 г. на р. Воже.
В 1383 г. во Владимире находился старший сын Дмитрия Ивановича Василий, и 23 апреля Дмитрий Иванович послал его из Владимира в Орду к хану Тохтамышу. Той же осенью во Владимир приходил ханский посол Адаш — «посол лют».
В Золотую Орду вели преимущественно два пути — так называемые «сакмы Батыя». Один из них в своем северном участке, минуя Рязань, проходил через Муромскую землю во Владимир, а далее разветвлялся на московское и ростовское направления. На протяжении XIV в. очень многие русские князья — великие владимирские, московские, тверские, нижегородские, рязанские, углицкие, ярославские, суздальские и др. и все митрополиты либо соискатели митрополичьей кафедры — Максим, Петр, несколько раз Алексий, Михаил-Митяй, Дионисий, Пимен путешествовали в Орду и Константинополь и обратно, причем путь в Константинополь проходил через Орду (г. Сарай). Подобные поездки совершали также ханские и патриаршие послы. Таким образом, Владимир служил пунктом транзита и, вероятно, остановки этих высокопоставленных особ и их свиты. Въезд в город с южной, муромской стороны следует предполагать через Волжские ворота, затем по направлению будущей Муромской улицы, к перекрестку с Большой улицей (дорогой). Возможно, здесь же, в пределах Нового города, на границе с Печерним, и был некий двор для такого рода гостей, если только они не поворачивали на княжеский двор у белокаменных соборов.
В летописях нет прямых упоминаний г. Владимира XIV в. в связи с Сергием Радонежским, Андреем Рублевым, суздальским епископом Дионисием, первым игуменом суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Евфимием. Но трудно представить, чтобы они не бывали во Владимире, не молились в Успенском соборе. Возможно, и суровая необходимость приводила их во Владимир — так, в 1365 г. игумен Сергий ходил в Нижний Новгород, где затворил церкви, чтобы прекратить распрю нижегородских князей Бориса и Дмитрия Константиновичей: «Князь же великий Дмитрей Ивановичь посла въ Новгородъ Нижний къ князю Борису Костянтиновичю игумена Сергия, зовучи его на Москву къ себе, да смерить его с братомъ его съ княземъ Дмитриемъ; онъ же не поеде, игумен Сергий затвори церкви въ Новегороде». Дмитрий Иванович дал свою рать Дмитрию Константиновичу против Бориса, но в городе Бережце братья помирились: Дмитрий сел в Новгороде, а Борис в Городце. Путь Сергия из Москвы в Нижний Новгород мог лежать не через Переяславль и Суздаль, а через Владимир — как более короткий. Суздальский епископ Дионисий 6 января 1383 г. вернулся из Константинополя в Суздаль со священными реликвиями, при этом он также мог посетить Владимир.
Таким образом, и церковные, и светские события свидетельствуют о том, что город Владимир был в XIV в. столицей Великого княжения.
ИСТОРИЯ города Владимира
Владимирский Успенский кафедральный собор

Категория: Владимир | Добавил: Николай (12.12.2019)
Просмотров: 160 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика