Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
17:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Город Владимир – столица Великого Владимирского княжения (XIV в.)

Город Владимир – столица Великого Владимирского княжения (XIV в.)

Начало »» »» Перемещение политического центра Северо-восточной Руси из Ростова во Владимир в 1155-1177 гг.
Татаро-монгольское нашествие


Взятие Владимира монголами. Миниатюра из русской летописи

Во время взятия Владимира погибли: Митрофан, архиепископ Владимирский, князь Владимир Георгиевич (Владимирский), князь Мстислав Георгиевич (Владимирский), князь Всеволод Георгиевич (Владимирский).
Князь Ярослав II Всеволодович. 1238-1246 гг. - великий князь владимирский.


«Возвращение князя Ярослава Всеволодовича во Владимир после нашествия Батыя». Миниатюра из «Казанского летописца». XVI в.

В 1238 г. ставший великим князем Ярослав Всеволодович обосновался во Владимире и отсюда начал деятельность по восстановлению княжеской власти и опустошенных городов и сел.


Ярослав Всеволодович, великий князь владимирский

В 1239 г. во Владимире было уже возможным произвести торжественное погребение павшего на Сити великого князя Юрия Всеволодовича, тело которого было перевезено из Ростова и встречено во Владимире множеством бояр и слуг.
Князь Святослав III Всеволодович. 1246-1248 гг. - великий князь владимирский.
Князь Михаил II Ярославич Хоробрит. 1248 г. - великий князь владимирский.
Святослав III Всеволодович. 1248-1249 гг. - великий князь владимирский.
Князь Андрей II Ярославич. Ноябрь 1249-1252 гг. - великий князь владимирский.
С 1252 по 1263 гг. во Владимире княжил Александр Ярославич Невский. В свое княжение он старался загладить следы последнего татарского погрома в городе. В это время князь Александр старался улаживать все проблемы с Ордой мирным способом; в одной из таких дипломатических поездок в Орду он заболел и, на обратном пути, умер. Тело Александра Невского привезли во Владимир, где его встретил митрополит Кирилл, который в свое время встречал Александра Ярславича, въезжавшего в город на княжение, пожалованное ему Сартаком. Александр Невский был похоронен в Рождественском монастыре. Лишь при Петре I его прах был перенесен в Александро-Невскую Лавру в Санкт-Петербург.
Великое Владимирское княжение и ярлык на его получение до 1375 г. были стержнем внутренней и внешней политики Руси. Борьба московских князей сначала с тверскими, затем с суздальско-нижегородскими князьями за обладание ярлыком поставила Владимир в центр драматических, судьбоносных для Русского государства событий.
Владимир был местом постоянного или временного пребывания митрополитов, здесь совершалось поставление епископов на разные кафедры. В 1299 (1300) г. митрополит Максим вместе с клиром и двором навсегда покинул разоренный Киев и переехал во Владимир, где в 1305 г. умер. В 1309 г. из Киева во Владимир пришел митрополит Петр и 5 июня в Успенском соборе рукоположил Давыда архиепископом Новгороду Великому.
В 1327 г. Петра сменил Феогност. Местом постоянного жительства он избрал Москву, но бывал и во Владимире. Так, некоторые летописи сообщают, что в 1334 г. приходил «в Володимер к митрополиту Новгородский владыка Василий». В 1339 г. во владимирском Успенском соборе Феогност отпевал князя Александра Михайловича Тверского и его сына Феодора, убитых в Орде 28 октября: «В лето 6847... И бывшимъ в Володимери срете и Фегнастъ митрополитъ съ игумены и съ попы, предложивше пение надгробное, отпустиша и».
6 декабря 1353 г. митрополит Феогност рукоположил Алексия епископом во Владимир, благословив после себя на митрополичью кафедру. Митрополитом Алексием была построена вблизи Владимира каменная церковь во имя Константина и Елены в монастыре, основанном, вероятно, Андреем Боголюбским и затем запустевшем,- единственная каменная церковь XIV в. во Владимире.
12 июля 1360 г. митрополит Алексий в присутствии великого князя Дмитрия Константиновича поставил Новгороду архиепископа Алексия «в преименитей церкви в святей Богородици Володимерской». 15 августа 1388 г. «в граде Володимери Пимин митрополит постави на Резань епископа Феогнаста» в присутствии великого князя Дмитрия Ивановича.

Все князья, получавшие от татарского хана ярлык на Великое Владимирское княжение, совершали в Успенском соборе г. Владимира церемонию посаженая на престол: Михаил Ярославич Тверской. - зимой 1305 г. или 1307 г., Юрий III Даниилович Московский - в 1317 г. или в 1319 г., Дмитрий Михайлович Грозные Очи Тверской - зимой 1322 г., Иван I Данилович Калита - в 1328 г., Симеон Иванович Гордый - 1 октября 1341 г., 1 октября 1340 г. или 30 октября 1341 г., Иван II Иванович Красный - 25 марта 1354 г., на Благовещенье Богородицы, Дмитрий Константинович Суздальский - дважды: 22 июня 1360 г. и в 1363 г., Дмитрий Иванович Донской - дважды: в 1362 и 1363 гг., Михаил Александрович - в 1371 г.: «Князь Михаил о Тферскии и де в Володимерь и седе на великом княжении»; в том же году опять получил великое княжение Дмитрий Иванович, но летописи ничего не говорят о новом, уже третьем по счету, посажении его на престол. Последним сел на княжение Василий I Дмитриевич 15 августа 1389 г., в присутствии ханского посла Шихмата. Совершался этот церковный чин митрополитами - Максимом, Петром, Феогностом, Алексием и Пименом.
По некоторым сведениям, во Владимире с 1257 г. имел резиденцию «великий баскак» - главный сарайский чиновник.

Город неоднократно Становился местом временного пребывания князей с их военной или гражданской свитой, а также татарских «послов» (военачальников с отрядами) и патриарших представителей во время их поездок. В 1304 г. Михаил Ярославич Тверской отправился в Орду. Юрий Данилович Московский последовал за ним, не послушав митрополита Максима, который отговаривал его от поездки. Происходило это во Владимире, где постоянно жил Максим, то есть в Орду Юрий ходил через Владимир. В этот раз великокняжеский престол достался Михаилу: он был посажен Максимом «на столе великого княжения в Володимери», незадолго до кончины митрополита.
В 1311 г. Дмитрий Михайлович Тверской три недели стоял во Владимире с войском, собираясь двинуться к Нижнему Новгороду на князя Юрия Даниловича, но отменил поход и распустил рать, поскольку не получил благословения от митрополита Петра.
В 1317 г. вместе с Юрием Даниловичем на Русь пришел из Орды ханский посол Кавгадый. В следующем году Юрию и Михайлу Тверскому предстояло обоим явиться к хану - держать ответ за смерть жены Юрия (сестры хана Узбека). В конце весны - начале лета 1318 г. Юрий отправился в Орду, опередив Михаила. Михаил же выехал из Твери 1 августа 1318 г. Вперед себя он послал своего сына Константина, которого провожала княгиня Анна с младшим сыном Василием. «И последнее исповедание сотвори на реци Нерли» - говорит летопись. Имеется в виду Нерль Волжская. Это значит, что путь шел через Переяславль до Нерли Волжской, затем волоком до Нерли Клязьменской. Использование этого пути свидетельствует, кстати, что в это время именно Михаил Тверской занимал великокняжеский престол во Владимире. Таким образом, дорога в Орду проходила по реке Нерль, далее, видимо, через Боголюбов-город, который числился в «Списке градом русским» конца XIV в., и Владимир.
Михаил же, проводив Василия, с сыновьями Дмитрием и Александром отправился во Владимир, где некоторое время жил. Здесь его застал ханский посол Ахмыл, чтобы вызвать в Орду на суд - по обвинению в отравлении сестры великого хана. То есть, одновременно во Владимире находились Михаил Ярославич, его сыновья Дмитрий и Александр и татарский посол Ахмыл. Сыновья вернулись в Тверь, а Михаил Ярославич поехал в Орду и был там замучен и убит (22 ноября 1318). Его тело привезли на Русь и положили в Москве, в Спасском монастыре.
В 1319 г. Юрий Данилович вернулся из Орды с подтвержденным ярлыком на великое княжение, то есть, вероятно, во Владимир, и привел с собой в качестве пленников Константина Михайловича с боярами и слугами убитого Михаила. Дмитрий же Михайлович послал во Владимир еще младшего брата Александра с боярами просить, чтобы тело отца отпустили в Тверь. Тот приехал на Петров день и «доконча съ княземъ Юриемъ любовь». То есть во Владимире находились одновременно Юрий Данилович, Константин Михайлович, свита (бояре и слуги) убитого Михаила Ярославича и потом прибыл его сын Александр и бояре, в том числе князь Федор Иванович Стародубский и ростовский епископ Прохор, по просьбе Юрия ездившие за Александром в Тверь.
В 1322 г., когда во Владимир на великое княжение пришел из Орды Дмитрий Михайлович Тверской (Грозные Очи), вместе с ним прибыл посол Севеченбугай; при этом Юрий Данилович продолжал оставаться великим князем.
В 1339 г. в Орде были убиты князь Александр Михайлович Тверской и его сын Феодор. Бояре привезли убиенных во Владимир, где их встретили и отпевали («предложивше надгробное пение») в Успенском соборе митрополит Феогност с игуменами и священниками.

Дмитрий Иванович Донской - великий князь владимирский 1362-1389 гг.
После того, как в 1362 году московский князь Дмитрий Иванович, захватив Владимирский стол, объявил Владимирское княжество своей «отчиной», то есть наследственным владением, и объединил его с Московским княжеством, Владимирское великое княжество прекратило своё самостоятельное существование, а Владимир перестал быть столицей. Управляли Владимиром и окружающими его землями присылаемые из Москвы воеводы - наместники, которые правили «вместо» князя (отсюда - наместник). За службу они получали не жалованье, а «кормление»: должны были «кормиться» за счёт населения, от которого получали основные продукты: хлеб, мясо, фураж для скота, а также часть пошлин с торгов, с судебных, таможенных и прочих сборов. Наместники получали Кормлённые грамоты, содержавшие стереотипную фразу: «И вы, все люди тое волости, чтите его и слушайте, а он вас ведает и судит и ходит у вас по всем по тому, как было преж того». В Москве же появился и аппарат управления землями всего княжества, который находился при княжеском дворе, располагаясь в избах и в подклетах, которые получали наименование от тех княжеств, которыми управляли: были Московская изба, Казанская изба, Володимерский подклет, Рязанский подклет.
В 1362 г. Дмитрий Иванович Московский и Дмитрий Константинович Суздальский (с 1360 г. великий князь) поспорили о великом княжении, послали «киличеев» в Орду, и великое княжение получил московский князь. Он двинулся с братьями и войском на суздальского князя к Переяславлю (из Владимира?), тот бежал во Владимир, а затем в Суздаль. Дмитрий Иванович с братьями и войском из Переяславля отправился во Владимир, сел на великое княжение, пробыл во Владимире три недели, затем вернулся в Москву, распустив войско. По другим летописным версиям, Дмитрий Иванович сел на великое княжение позже, зимой или даже точнее, перед Крещением.
В 1363 г. Дмитрий Иванович с братьями пришел из Москвы во Владимир, куда к нему прибыл посол из Мамаевой Орды Авдул с ярлыком. Князь отпустил посла и отправился в Переяславль. В том же году Дмитрий Иванович во второй раз сел на великое княжение. Также во второй раз сел на великое княжение Дмитрий Константинович Суздальский; с ним был князь Иван Белозерец с 30-ю татарами из Муратовой орды, которые жили во Владимире неделю. Узнав об этом, Дмитрий Иванович вновь нагрянул с братьями и войском и выгнал Дмитрия Константиновича из Владимира. Тот бежал в Суздаль, московский князь его преследовал, стоял у Суздаля несколько дней, а после примирения отбыл - неясно, в Москву или во Владимир.
В 1366 году тринадцатилетняя дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича (1359 -1362 гг. - великий князь владимирский) Евдокия (Евфросиния) вышла замуж за шестнадцатилетним Великим князем Московским Дмитрием Ивановичем Донским.
Дважды владимирская рать в составе войска Дмитрия Ивановича участвовала в крупных сражениях; в 1377 г. на р. Пьяне под Нижним Новгородом, и 8 сентября 1380 г. в победоносной Куликовской битве; возможно, и в сражении 1378 г. на р. Воже.
В 1378 году умер Святитель Митрополит Алексий.
Московские князья лишили Владимир и его святынь. Димитрий Иванович Донской, как бы подчеркивая историческую связь и политически церковную связь Москвы с Владимиром, в 1380 г. переносит из Дмитриевского собора в Москву икону Дмитрия Солунского - образ небесного патрона самого Донского. Образ этот великий Всеволод Владимирский перенес в 1177 г. из Киева в свою придворную «церковь дивну» во Владимир. А Дмитрий Донской в свою очередь перенес этот образ в Москву, как бы освящая ее этим памятником русского величия эпохи Владимирского Великого князя Всеволода - Димитрия.
1382 г. - разорение г. Владимира войсками Тохтамыша.
В 1383 г. во Владимире находился старший сын Дмитрия Ивановича Василий, и 23 апреля Дмитрий Иванович послал его из Владимира в Орду к хану Тохтамышу. Той же осенью во Владимир приходил ханский посол Адаш - «посол лют».
В Золотую Орду вели преимущественно два пути - так называемые «сакмы Батыя». Один из них в своем северном участке, минуя Рязань, проходил через Муромскую землю во Владимир, а далее разветвлялся на московское и ростовское направления. На протяжении XIV в. очень многие русские князья - великие владимирские, московские, тверские, нижегородские, рязанские, углицкие, ярославские, суздальские и др. и все митрополиты либо соискатели митрополичьей кафедры - Максим, Петр, несколько раз Алексий, Михаил-Митяй, Дионисий, Пимен путешествовали в Орду и Константинополь и обратно, причем путь в Константинополь проходил через Орду (г. Сарай). Подобные поездки совершали также ханские и патриаршие послы. Таким образом, Владимир служил пунктом транзита и, вероятно, остановки этих высокопоставленных особ и их свиты. Въезд в город с южной, муромской стороны следует предполагать через Волжские ворота, затем по направлению будущей Муромской улицы, к перекрестку с Большой улицей (дорогой). Возможно, здесь же, в пределах Нового города, на границе с Печерним, и был некий двор для такого рода гостей, если только они не поворачивали на княжеский двор у белокаменных соборов.

В летописях нет прямых упоминаний г. Владимира XIV в. в связи с Сергием Радонежским, суздальским епископом Дионисием, первым игуменом суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Евфимием. Но трудно представить, чтобы они не бывали во Владимире, не молились в Успенском соборе. Возможно, и суровая необходимость приводила их во Владимир - так, в 1365 г. игумен Сергий ходил в Нижний Новгород, где затворил церкви, чтобы прекратить распрю нижегородских князей Бориса и Дмитрия Константиновичей: «Князь же великий Дмитрей Ивановичь посла въ Новгородъ Нижний къ князю Борису Костянтиновичю игумена Сергия, зовучи его на Москву къ себе, да смерить его с братомъ его съ княземъ Дмитриемъ; онъ же не поеде, игумен Сергий затвори церкви въ Новегороде». Дмитрий Иванович дал свою рать Дмитрию Константиновичу против Бориса, но в городе Бережце братья помирились: Дмитрий сел в Новгороде, а Борис в Городце. Путь Сергия из Москвы в Нижний Новгород мог лежать не через Переяславль и Суздаль, а через Владимир - как более короткий. Суздальский епископ Дионисий 6 января 1383 г. вернулся из Константинополя в Суздаль со священными реликвиями, при этом он также мог посетить Владимир.
В 1385 г. умер Архиепископ Дионисий Суздальский.

В 1395 году город Владимир лишился и другой святыни: иконы Владимирской Богоматери. Это случилось в ожидании нападения на Москва Тамерлана. Князь Василий, сын Дмитрия Донского, и митрополит Киприан снарядили во Владимир посольство, чтобы убедить владимирцев в необходимости «поднять икону» против Тамерлана, которого в Москве ждали с ужасом. Как пишет со слов летописца Н.М. Карамзин, страх перед грозным ханом был так велик, что «все церкви московские были отверсты с утра до глубокой ночи. Народ лил слёзы пред алтарями и постился. Митрополит учил его и вельмож христианским добродетелям, торжествующим в бедствиях». Владимирцы с плачем провожали икону. Вспомним древнюю традицию, о которой уже упоминалось: если город лишался своих святынь или вечевого колокола, то он терял и свою самостоятельность. Москвичи же приняли её «с восхищением как залог мира и благоденствия». Через год на том месте, где москвичи встречали икону, на окраине Москвы, на Кучковом поле, был построен Сретенский монастырь - в честь сретенья (встречи), иконы Владимирской Богоматери.
Не желая возвращать икону обратно после того как опасность миновала, Василий Дмитриевич в утешение владимирцам прислал Андрея Рублёва расписать фресками Успенский собор и написать иконы для его иконостаса. В 1408 году Андрей Рублёв и Даниил Чёрный выполнили тоиказание князя: расписали фресками Успенский собор, написали новые иконы для его иконостаса. В это же время, как предполагают, была написана и копия иконы Владимирской Богоматери для Успенского собора взамен вывезенной в Москву. Это событие нашло отражение в легенде. Князю Василию Дмитриевичу так надоели ходоки из Владимира, требовавшие возвращения своей святыни и угрожавшие восстанием во Владимире, что он велел заковать их, а во Владимир послать отряд для усмирения недовольных. Утром пономарь Успенского собора в Кремле, открыв храм, увидел две иконы Владимирской Богоматери, совершенно одинаковые. Когда об этом доложили князю и он удостоверился в невозможности различить иконы, он освободил владимирцев и предложил им выбрать любую. На самом деле, иконы не имеют такого радикального сходства. Вот что писал по этому поводу И.Э. Грабарь: «Когда оба произведения - великий византийский оригинал и великий русский парафраз его - стояли рядом на выставке 1919 года в Строгановском училище, то не было чувства, что русский мастер убит греческим. <...> Каким бы совершенным созданием мы ни представляли себе икону в дни Андрея Боголюбского, она не имела тех черт, которые отличают обаятельное искусство русского мастера, с его глубоким северным чувством и тоскующей душой».
Василий I Дмитриевич - великий князь владимирский 1389 - 1425 гг.
В 1389 г. - возведение на великокняжеский престол в соборном храме Владимирском Василия Димитриевича. В 1389 г. по завещанию Дмитрия Донского его сын Василий Дмитриевич принял великое княжение как «свою отчину». С этого времени княжества Владимирское и Московское неотделимы друг от друга.
Свидетельством высокой политической оценки города Владимира в семье самого Донского являются и богатые вклады, которые вносят жена Дмитрия Донского и ее сын Василий во Владимирский Рождественский монастырь, связанный с памятью об Александре Невском. Характерно, что в постройках Юрия Дмитриевича, второго сына Донского, ярко проявляется эта идея владимирского наследства и построенные им в 1404-1434 гг. соборы в Звенигороде, в Троицко-Сергиевском монастыре, в Александровской слободе весьма близки по своему типу к церкви Покрова-на-Нерли и Дмитриевскому собору во Владимире.
В 1408 г. Вел. князь Василий I Дмитриевич отдал Владимир, Юрьев, Переславль и др. города в удел литовскому князю Свидригайлу Ольгердовичу, который владел своим богатым уделом около пяти месяцев, а затем уехал в Литву.
С 25 мая 1408 г. Андрей Рублев (†1430) росписывает Владимирский Успенский собор.
В 1411 г. митрополит Фотий отправился во Владимир. В конце июня митрополит прибыл во Владимир. Когда Фотий прибыл в собор златоверхий, то нашел, что он славен богатством сокровищ своих. К охранению этих сокровищ митрополит определил при соборе своего священника, прибывшего с ним, грека Патрикия, в звании ключаря. 2 июля после вечерней службы в соборе Фотий, в сопровождении свиты, выехал из Владимира, направляясь в свою волость Сенег.
3 июля 1411 года в полдень 500 татар царевича Талыча с нижегородцами нижегородского воеводы Карамышева напали на Владимир во время мирного послеобеденного сна жителей. Тогда, по замечанию степенной книги, не было даже и наместника в городе. Неприятели свободно овладели городом, разграбили его посады, опустошили и сожгли храмы, истребили многих жителей. Лучшие драгоценности храма (церковные сосуды и всю священную утварь) были спрятаны соборным ключарем Патрикием, незадолго до нападения на собор. Затворившись в соборе, он пребывал перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Когда были выломаны двери, ограбив святые иконы, нападающие устремились на хранителя сокровищ, требуя у него св. сосудов и казны церковной, мучили его, палили огнем на разженной сковороде и забивали под ногти спицы, потом сдирали кожу и, пробив ему ноги, продели насквозь веревку и так влачили по городу привязав к хвосту конскому. Но все это с терпением перенес страдалец, не открыв утаенных сокровищ и мученический венец приял от Господа (Жит. Св. Рос. Цер. Май 1858 г., стр. 409-410).
Василий II Темный 1425-1433 гг., 1433-1434 гг., 1434-1445 гг., 1445-1446 гг. и 1447-1462 гг.
Венчание князей на Великое княжение проходило в Успенском соборе Владимира вплоть до 1432 года. Василий II Темный - последний великий князь, который короновался во Владимире.
«Повесть о Тимофее Владимирском». XV век.

Иван III Васильевич - великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси.
В 1477 г. поход вел. кн. Иоанна III-го Васильевича через Владимир к Казани.
«Государь всея Руси» Иоанн III, при котором Москва стала новой столицей русского национального государства, для усиления авторитета своего великокняжеского стола, как наследия Киева и Владимира и выразителя идей Мономаха, Андрея и Всеволода, и в то же время, для выражения церковной самостоятельности Москвы воздвигает здесь новое здание Успенского собора, в точности воспроизведя Успенский собор г. Владимира, как бы перенося его тем самым в Москву. В этом ему деятельно помогал и митрополит Филипп. «1472 году месяца апреля хотением и многим желанием... митрополита Филиппа всея Руси бысть создана Пречистыя Владичица нашея богородица на Москве Вьсхотяше бо воздвигнути храм велик зело в меру храма Пречистыя Богородицы, иже в Володимери, ея же созда благоверный великий князь Андрей Боголюбский, внук Мономашь, призывает же мастера каменотесца и посылает их в город Владимир видите тоя церкви и меру сняти с нея. Они же шедше, там видеша храм Пречистыя, удивишася зело красоте здания ея и величеству и высоте ея, измеривши широту и высоту и алтарь и возвратившася на Москву и обмериша около церкви иже на Москве, и взясася задело».
Усилившийся экономический подъем страны при Иоанне III, создавший необходимые условия для укрепления торговой системы и для роста городов, как центров этой системы, отразился и на городе Владимире. В связи с этим в 1469 г. подрядчик и архитектор того времени Василий Дмитриевич Ермолин, выполнявший многочисленные строительные заказы Ивана III, обновляет в городе Владимире церковь на Золотых воротах и, вероятно, сами эти ворота, как центральный въезд в город от Москвы. Он же тогда обновлял церковь Воздвижения на торгу. Это последнее обстоятельство уже свидетельствует об оживлении торговой жизни города Владимира, сосредотачивавшейся главным образом на этом «торгу» - на торговой площади в Кремле. Это оживление Владимира и необходимость его укрепления для обороны его и самого, и как подступа к Москве, послужило тому, что Владимирский Кремль при Иоанне III вновь снабжается внутренними деревянными крепостными сооружениями. Ранее существовавшие здесь такие укрепления погибли при нашествии врагов и от пожаров. Так что, когда на Владимир в 1410 г. напал татарский царевич Талыч (в некоторых источниках говорится что Талыч напал на Владимир в 1411 г.), он оказался беззащитным, так как, по словам летописца, «во Владимире града тогда не было».

Даниил Дмитриевич Холмский - воевода Ивана III Васильевича. В 1468 г. - воевода в Муроме, в 1470-х и в 1502 - 03 гг. - великокняжеский наместник во Владимире.
В 1486 г. по повелению Иоанна III «был срублен град Володимер и рубил дьяк Мамырев».


Строительство крепостных стен Владимира дьяком Василием Мамыревым в 1486 г. (Воротникова И.А., Неделин В.М. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XV11 веков. Крепости Центральной России. М., 2013. С. 474.)

После большого пожара в 1491 году, во время которого сгорел почти весь посад и деревянные городские укрепления, Иван III в следующем году присылал во Владимир своего дьяка Василия Куломзина для ремонта крепостных стен, «посла князь великий дьяка своего Василия Кулешина рубити города Володимера деревянна по Васильеву окладу Мамырева и сруби его в два месяца».
Сооруженные по валам деревянные укрепления Владимира были столь величественны, а самый Владимир уже столь обширен, что по свидетельству Гербейштейна (Сигизмунд фон Герберштейн - австрийский дипломат, уроженец современной Словении, писатель и историк. Наибольшую известность как в России, так и за её пределами, он приобрёл за свои обширные труды о географии, истории и внутреннем устройстве Русского государства. Он посетил Россию в 1517 и в 1526 гг.), посетившего Россию в 1517-26 гг., эти укрепления выглядели как «деревянная крепость большого города».
На рубеже XV-XVI веков во Владимире был перестроен собор Успенского Княгинина монастыря - на фундаменте прежнего, возведённого при Всеволоде Большое Гнездо.
Патриарший сад, упоминаемый в документах с XV века, был собственностью Рождественского монастыря, одного из самых значительных на Руси.
В конце XV века в Москву был приглашён итальянский инженер и архитектор Аристотель Фиораванти для строительства зданий в Кремле, в том числе Успенского собора. Как образец ему был указан Успенский собор во Владимире. До этого во Владимире побывали московские зодчие Мышкин и Кривцов, которые сделали точные обмеры собора. Но начатое ими строительство Успенского собора в Москве оказалось неудачным: недостроенный собор рухнул. Тогда и был приглашён итальянский архитектор, который увидел одну из причин неудачи предыдущих мастеров в том, что они применили при строительстве неправильно сделанные кирпичи. Итальянец посетил несколько русских городов, осмотрел старинные храмы. Успенский собор во Владимире произвёл на итальянского зодчего глубокое впечатление. В Успенском соборе Московского Кремля, который построен им, проступают черты одноимённого собора во Владимире.
В 1489 г. по повелению московского князя, во Владимир переселены были 17 семейств торговых людей из Новгорода Великого. Переселенцам отвели участок земли за р. Лыбедью, к северо-востоку от «ветшаного города», где они и основали слободку, получившую название Варварки (см. Столетовы в XVII веке).

Далее »» Город Владимир в XVI веке

Категория: Владимир | Добавил: Николай (12.12.2019)
Просмотров: 1059 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru