Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
14:22
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

«Ветшаный город» - Восточная часть города Владимира

«Ветшаный город» - Восточная часть города Владимира

Начало » » » » Владимирский Кремль XVII века

«Ветшаный город»

Восточная часть города Владимира, где во второй пол. ХII в. располагался посад, в годы княжения Андрея Боголюбского, также вероятно была защищена валами (со стороны Лыбеди скорее всего валов еще не было) и деревянными крепостными стенами.
Никоновская летопись, сообщая о расширении оборонительного пояса Владимира Андреем Боголюбским, подчеркивает, что князь «град Владимер заложи велик зело попремногу болши первого (Мономахова среднего города)». В Ипатьевской летописи указываются и крайние точки выросшего города: «Князь же Андрей бе город Володимер силну устроил, к нему же ворота златая доспе, а другая серебром учини».
Город обрел фигуру вытянутого клина в междуречье Клязьмы и Лыбеди, острым концом обращенного на восток, а тупым - на запад. Периметр валов составлял почти 7 км, высота 9 м, ширина подошвы 22 м. Золотые Ворота построены из белого камня в 1158-1164 гг., как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости.


План Владимира XII-XIII вв. (по Н.Н. Воронину)
Цифрами на плане обозначены:
I - город Мономаха (Печерний город); II - Ветчаной город; III - Новый город; IV - детинец; 1 - церковь Спаса; 2 - церковь Георгия; 3 - Успенский собор; 4 - Золотые ворота; 5 - Оринины ворота; 6 - Медные ворота; 7 - Серебряные ворота; 8 - Волжские ворота; 9 - Дмитриевский собор; 10 - Вознесенский монастырь; 11 - Рождественский монастырь; 12 - Успенский (Княгинин) монастырь; 13 - Торговые ворота; 14 - Ивановские ворота; 15 - ворота детинца; 16 - церковь Воздвижения на Торгу.

На этой стороне находились другие белокаменные ворота, известные под названием Серебряных. Серебряные ворота, несмотря на многочисленные попытки их поиска, так и не обнаружены до сего времени. Наиболее удобным для постройки проездных Серебряных ворот можно считать место, прослеживаемое по всем дорегулярным планам города Владимира - бывший Онуфриевский спуск (ныне Рабочий), идущий от бывшего кинотеатра «Мир» на Вокзальную улицу. При его обследовании было обнаружено в срезе вала скопление белокаменного щебня с примесью известковой крошки. Дорога здесь выходит в долину реки Клязьмы. Очевидно, что тут и проходила старая дорога на Боголюбово. Суздальская дорога из Владимира шла в противоположной стороне Ветшаного города к северо-востоку и проходила мимо Зачатьевского монастыря через броды на реке Лыбеди, мимо Федоровского монастыря, через реку Рпень, далее по горе через село Красное на Суходол, Порецкое, Спасское городище и Суздаль. Таким образом, мы имеем две стратегически важные дороги, выходившие из города через Серебряные и Зачатьевские ворота.
Кроме этих двух выездов, посадская часть города («Ветчаный город») имела еще три выезда: Богородицкий выезд у восточной стены одноименного монастыря, Богословский - к югу от церкви Иоанна Богослова, и дорогу, идущую вдоль края Ивановского рва по нынешней ул. Осьмова (ранее Ивановской). Необходимость этих выездов вполне обоснована тем, что жителям было необходимо пополнять запасы воды из рек, особенно во время пожаров. Тем более, что на посаде не имелось осадных прудов. Эти выезды прослеживаются в настоящее время наличием засыпанных оврагов. В кремле система проездов сохранялась довольно продолжительное время, одновременно с рублеными стенами и башнями.

Почти весь Зачатьевский вал был снесен в 1960-х гг., вероятно, при строительстве стадиона «Лыбедь». Сохранилась лишь его подошва в виде слоя красновато-бурой глины мощностью от 20 см до 125 см. Под слоем этой глины находился влажный слой щепы толщиной до 70 см. В слое щепы на протяжении 32 м. была зафиксирована деревянная конструкция из уложенных в линию бревен и плах. Все бревна вторичного использования. Их максимальная длина не превышала 6 м. Вся конструкция вытянута с запада на восток по кромке высокого берега реки Лыбеди. В слое щепы была найдена керамика первой трети XIII в., а также многочисленные изделия из кожи. В основном это обувь. Найдено 70 экземпляров и крупных частей, дающих представление о модели и размере обуви. В основном это туфли и поршни для взрослых и детей. Интерес представляет и кожаная скоморошья маска личина, полностью закрывавшая лицо. Подобные маски найдены в Новгороде. Применялись они и в святочных карнавалах. Также в слое щепы найдены инструменты, которые могли использоваться при строительстве городских укреплений: пилы, сверла, чекмари для забивания кольев, веревки, детали ведер и деревянные лопаты, которыми древние плотники так же, как и современные, собирали и относили лишнюю щепу от места работы.
Под строительной щепой лежал слой серого суглинка толщиной 10-40 см, ниже которого находилась материковая глина без каких-либо культурных включений. Керамика, встреченная в сером суглинке, датируется XII – нач. XIII в. Но здесь же был найден крупный фрагмент глиняного лепного горшка, близкого по форме керамике Дьяковской культуры. Среди индивидуальных находок в слое найдены ножи, точильные камни, кресала, цилиндрические замки, наконечник стрелы, два берестяных туеса, игрушечный деревянный меч, пряслица, бусины, фрагменты стеклянных браслетов и посуды, бронзовые украшения, каменный нательный крест, обломок каменной зернотерки и др. Все предметы датированы XII – нач. XIII в. Исключение составляют фрагмент лепного горшка и обломок каменной зернотерки. Эти два артефакта относятся к дославянскому времени.
На площадке раскопа прослежена планировка четырех улиц, расположенных перпендикулярно друг другу и ориентированных по направлению север юг и восток запад. Улицы образовывали усадьбы. Длина усадеб - 13,3 м., ширина 10 м.
Итак, по результатам раскопа можно сделать вывод, что Ветшаный город строился по единому плану с усадебной застройкой и ориентацией улиц по сторонам света. На первоначальном этапе серьезных укреплений на берегу Лыбеди не было, так как река сама по себе являлась оборонительным рубежом. Через какое-то время создается Зачатьевский вал. Вал прошел прямо по застроенным улицам. Возможно, мощный слой слежавшейся щепы (до 70 см) относится к сооружению деревянной крепостной стены. Скорее всего, стену сначала срубили на земле, потом разобрали, насыпали вал и затем установили готовую стену на вершине вала. Все говорит о поспешном строительстве вала. В теле вала нет клетей, укреплявших насыпь. В основании вала древние строители оставили мощный слой щепы, а над одной из хозяйственных ям настил из досок.
Строители не могли не понимать, что щепа и доски неизбежно истлеют и насыпь будет проседать и разрушаться. Но, видимо, вал был нужен немедленно, и дальнейшая его судьба представлялась не столь важной. В условиях крайней спешки разобраны были все постройки, а их бревна пошли на строительство укреплений. Были разобраны даже настилы мостовых. Под оставшимся куском настила найдена серебряная нательная иконка с изображением Успения Богоматери.
Дендрохронологический анализ бревен мостовых показал их порубочные даты: 1206 - 1216 гг. О том, что вал и крепостная стена возводились осенью, говорит большое количество лесных орехов в слое щепы. Такое срочное строительство укреплений могло быть только перед внезапно нависшей колоссальной военной угрозой. И этой угрозой было татаро-монгольское нашествие 1237 г. Как раз осенью 1237 г. рязанский князь Юрий Ингварович обращался к владимирскому князю Юрию Всеволодовичу за помощью против татар, но владимирский князь решил обороняться самостоятельно.
Здесь деревянные стены крепости довольно скоро пришли в ветхость, и потому восточная часть Владимира получила название «Ветчаный город» (то есть «ветхий»).

«Ветшаный (Старый) город» XVII века

Восточная часть города Владимира - от Кремля до «каменного моста» (против винного завода) с одной стороны, и от Лыбеди до Клязьмы с другой, в исторических источниках носила наименование Ветшаного или «старого города в осыпи» и «ветшаного города за Ивановскими воротами», как он именуется на одном из колоколов Богородицкой церкви «земляного города», «посада» и «Белого города» (Дело губернского архива от 1779 г.).
Когда значение города, как торгово-административного центра закреплялось за Кремлем и новым городом, эта восточная часть Владимира приобрела значение посада, огражденного земляным валом (отсюда наименование «земляной город») и стенами. В этом отношении ветшаный город-посад являлся дополнительным укреплением Владимирского Кремля XVII в.
В XVII столетии еще существовал разделяющий их ров от Клязьмы до Лыбеди (нынешние дороги к вокзалу и на залыбедь). Через ров шел деревянный мост под Ивановской башней. От нее до выхода из города на восток тянулась Большая улица и от нее тут же у моста отходила улица, направлявшаяся влево к выходу на Зачатье. Не была ли это Плотничья улица, упоминавшаяся в переписи Боборыкина и Третьякова за 1646 г.: «за Ивановскими воротами в осыпи». На ней стояли 11 дворов: Добычина, Власова, Кобарева, Воронова, Шохнова, Топоркова.
От этой улицы вправо к церкви Илии отходили два переулка, а от алтаря той же церкви направлялась улица к северной части вала, где, повернув влево, заканчивалась тупиком.
Посреди улицы стояла Сергиевская церковь с окружающей ее площадью, вдававшейся в район строений.
На месте бывшей Зачатьевской улицы также шла улица вдоль надлыбедского вала. От нее отходили два переулка - один вправо к Зачатьевской церкви, другой влево, соединяясь с переулком, подходящим к Ильинской церкви. К Зачатьевской церкви отходила и еще одна улица, начинавшаяся примерно против нынешнего спуска к Клязьме. Таким образом, улица, идущая к Зачатью и выезду из Владимира на старую Суздальскую дорогу как бы стягивала к себе все движение Ветшаного города и все улицы идущие от Ивановского моста, и являлась таким образом главной улицей Ветшаного города в левой его части. От той же улицы от Зачатьевской церкви шел переулок на Большую улицу, выходя там слева, примерно напротив винного завода.
В правой части Ветшаного города отходила улица от Ивановской башни к бывшей церкви Иоанна Богослова, идя таким образом правее и под углом к Большой улице.
От этой улицы были сходы к Клязьме: вправо от бывшей семинарии; за Богословской церковью; сход-дорога, называвшаяся впоследствии «жандармский» спуск.
Таким образом, если ныне почти совершенно изменилось расположение и направление улиц левой части Ветшаного города, то в правой его части переулки, имевшиеся здесь еще в первой половине XVII в., уцелели и до сих пор в виде этих сходов, как окончание самих этих переулков. Как видно из плана старого Владимира, до перепланировки его в 1781 г., в этой части города было 12 кварталов, но исчерпывающих указаний какие названия носили улицы Ветшаного города и кем они были заселены, у нас не имеется.
Кроме Плотничной улицы здесь, в Ветшаном городе, упоминается Новая Богословская слободка у существовавшей еще тогда в 1646 г. деревянной церкви Иоанна Богослова, возле нынешнего спуска к вокзалу. В эту слободку, как свидетельствует перепись Боборыкина и Третьякова за 1646 г., «по государеву указу стольника Петра Траханиотова да дьяка Артемия Хватова были взяты посадских людей, что жили за патриархом Иосифом 14 дворов». Здесь же в Богословской слободке в 1693 г. находились: огород мерою 5 саж. вдовы Ирины Денисовой, дочери владимирского посадского человека, проданный в том же году посадскому человеку Евдокиму Семенову сыну Товаркову за 6 руб. 50 коп. Подле города стоял двор и огород Михаила Алексеева сына Поросятева, а с двух других сторон шел «заулок».
Есть данные предполагать, что церковь Иоанна Богослова до XVII в. находилась гораздо ближе к Ивановским воротам, отчего они и получили это свое наименование. Вероятно, она стояла на месте гостиницы «Владимир», а освободившееся от нее место в 1667 г. («церковные места Богословской церкви») было отдано во владение сыну боярскому Абраму Боровитянову.
В Ветшаном городе на «церковной земле» имелись еще дворы бобылей. Они же были в Плотничной улице и на церковной земле Ильи Пророка. Строения возле этой церкви составляли «Ильинскую слободку», населенную служителями Ильинской церкви и дворами бобылей. Сама церковь Ильи Пророка таким образом в 1646 г. уже существовала, но, по-видимому, вскоре была разобрана, так как в 1656 г. значилась прибывшей вновь. К этой церкви был присоединен приход Варваринской церкви, стоявшей на Варварке и упраздненной еще до XVII в. По крайней мере, при Ильинской церкви был придел Варвары с ее древней иконой, привезенной с собою новгородцами, выселенными и посажеными здесь Иоанном III.
На месте бывшей Сергиевской церкви («Красной») еще в XV в. существовал женский монастырь, в котором по переписной книге 1715 г. значилось лишь 10 монахинь. На месте бывшей семинарии, согласно описной книге 1625 г., существовали тогда Богородицкий монастырь с примыкавшей к нему землею «длиннику 77 саж. и поперечнику 80 саж.» В 1628 г. в монастыре имелась деревянная Богородицкая церковь, замененная в 1649 г. каменной, которая существует и до сих пор. Церковь эта создана «по челобитью гостинныя сотни Ивана Денисова и Володимерца Ильи Иванова... тщанием и трудами володимерцев гостинные сотни Патрикея, Андрея, Григория Денисовых детей Родионова со своими племянники, да владимирцев посадских людей Василия Обросимова, сына Хмылова, Семиона Иванова, сына Сомова в вечные блага». На каменной колокольне, построенной тогда же, имелся замечательный звон, собранный по нотам, и, между прочим, имелись два колокола: один 1647 г., поставленный владимирским посадским человеком Петром Афанасьевым, сыном Богородицкой, а другой 1650 г., поставленным Денисовым Родионовым.
Строители церкви Андрей и Григорий Родионовы, умершие первый 12 дек. 1656 г., а второй 21 января 1662 г., погребены были у западной стены церкви, где еще в 40-х годах прошлого века сохранялись замогильные их плиты.
При том же монастыре на церковной земле имелся двор с хоромным строением, а подле сад. Близ него через монастырь другой сад с вишневыми и яблоневыми деревьями и огород.
Как видно из допросных речей владимирских посадских людей от 1729 г. здесь, в Ветшаном городе, возле его южного вала, по-видимому, по обе стороны от Богородицкого монастыря в XVII в., между прочим, находились: огород Евсевия Федорова сына Панкратова, принадлежавший отцу его «изстари», двор Антипа Дружинина сына Потапова - владимирского посадского человека. На дворе хоромы, изба да клеть, напогребница и баня с предбанником. В огороде яблоневый и вишневый сад, а около двора городьба (деревянная изгородь, плетень), три прясла в замет. Напротив стоял двор Ивана Филипьева. Рядом двор Ирины Онофриевой дочери, куплен в 1657 г. Здесь же двор и сад посадского человека Евставея (Евтифей) Варламова Добычина. Сад Добычина был старинный, тут же сад Семена Самойлова и Никифора Иванова сына Казаринова. Последний «разведен изстари».
«В старой осыпи на посаде», как говорит опись 1630 г., в крайней восточной части Ветшаного города близ Лыбеди около каменного моста (площадь Фрунзе) стояла Зачатьевская церковь. Опись говорит, что этот храм здесь «изстари бывал». Из этого можно заключить, что в 1630 г. он не существовал и, вероятно, запустел после литовского разорения, но в 1675 г. значится прибылым вновь.
Очень выразительную картину дворово-земельных владений этой церкви в XVII в. дает допрос о них владимирских посадских людей от 1630 г. Мы приводим его без пересказа полностью, чтобы не утратить колорита эпохи. «В августе 1630 г. князь Роман Юрьевич Мещерский... допрашивал... перед владимирскими посадскими людьми Василием Ножовым (Василий Шехнов), Юрием Добычиным, Михаилом Пантелеевым, Данилом Овсяниковым, Яковом Токаревым, Константином Вороновым, Артемием Крапивиным, старожильцов Кирилла во иноцех Купреяна да патриаршего крестьянина Якова Максимова, сына пастуха, которые сказывали, что во Владимире на посаде в старой осыпи изстари бывал храм во имя Зачатия пресв. Богородицы Иоакима и Анны и той церкви церковное место и кладбище близ, а длина 17 саж., а поперек 11 саж., а на том поповском месте стоит двор, а в нем живет Ивашко сын Мурамщик да пономарева двора и огорода в длину 17 саж., а поперек 11 саж., а на том пономаревом месте двор, а в нем живет Лев Иванов сын Распопа. Да спорные земли пониже поповского огорода, что пахали старожилы той же Зачатьевской земли, что владел прежде сего посадский человек Данило Овсяников. А пашет тот Данило Овсяников, имея на оброк государеву четвертную огородную землю, а той спорной земли в длину к городскому валу 16 саж. Да того же Зачатьевского храма к реке Лыбеди за посадом от Селища пошла дорога к Красному селу». Согласно дозорной книге за то же время попов двор и огород указан длиною 47 саж., поперек 15 саж., сторонняя же земля в длину 16 саж., поперек 13 саж., датой же церкви покосы по реке Рпени 60 копен.
В Ветшаном городе «за Ивановскими воротами за городом», как говорит описная книга Рождественского монастыря за 1701 г. князя Ивана Борятинского находился «монастырский гостиный двор ради въезду всякого чину посторонних и монастырских людей». На этом дворе стояли хоромные строения: келья с комнатою на глухих подклетах, под келью сени с дощатым чуланом, другая келья на столпах, пред нею сени с дощатым чуланом. Около тех келий крыльцо на деревянных чуланах, все крытое тесом. Две кельи: одна белая, другая черная, между ними сени на глухих подклетях, крытые дранью (Дранка для кровли относится к материалам, с древности применявшимся в качестве покрытия. Это настилы из особо твердых и хвойных пород дерева.), у ворот сторожевая изба. Ворота дощатые, большие створчатые, другие малые. Двор огорожен в столпы. В огороде келья белая на глухом подклете, против кельи сени, в сенях чулан дощатый, под ним погреб, другая изба большая, черная перед нею сарай, да в огороде 6 житниц190. По-видимому, это было начато вроде подворья и гостиницы. Гостиный двор находился в наиболее людном месте - где-нибудь у Ивановских ворот, где сходились Большая дорога или «дорога от Ивановского моста на Нижний Новгород», как она именуется на чертеже города Владимира 1715 г., улица условно нами принимаемая за Плотничью и «дорога круг города рвом».



План города Владимира 1715 г.
1 — церковь Архангела Михаила. 2 — село Красное. 3 — река Рпень. 4 —устье реки Рпени в реку Клязьму. 5 — мост Потанин. 6 — Феодоровский монастырь. 7 — церковь Феодора Стратилата
8 — Слободы Посадские (или «Посацкие»). 9 — винокурни.
10 — Река Лыбедь. 11 — устье реки Лыбеди в реку Клязьму.
12 — дорога от Ивановского моста к Нижнему Новгороду через реку Рпень
13 — река Клязьма
14 — церковь Зачатия святой Девы. 15 — дорога от винокурни в город.
16 — монастырь Сергия чудотворца. 17 — церковь пророка Ильи
18 — дорога круг города рвом.
19 — монастырь Богородицкий
20 — церковь святого Иоанна Богослова
21 — мост Ивановский
22 — церковь святых Жен-мироносиц
23 — дорога от Ивановского моста в посадские слободы и к реке Клизме в разные переулки
24 — башни Наугольная против зелени. 25— башня Ивановская, под ней проездные ворота. 26 — башня наугольная, что за Рождественным монастырем. 27 — башня другая отводная. 28 — башня отводная.

Как видно, Ветшаный город Владимира XVII в. был немноголюден, не густо заполнен дворами. Большую часть его занимали три церкви со слободами, так как и возле Зачатьевской церкви была слобода бобылей, два монастыря. Показательно, что южная, наиболее выгодная в природном отношении часть его не была заселена, отходя под огороды и сады. Говоря о ней, ПСРЛ под 1536 г. отмечает, что «загорелся град Владимир... градская стена промеж Рождественна монастыря и Андреевских ворот на Порожнем месте...»
Указывая на малолюдность этой части города необходимо отметить, что незадолго до этого - в 1608 г. она была сожжена и разграблена ордами Тушинского вора, и тогда его приверженец Плещеев сообщил, что «они, наступая от Красного села, посады и слободы все сожгли, а их знамена были на мосту». Значит тогда спален был Ветшаный город, и наступающие было добрались через него до Ивановского моста, но были отбиты с кремлевских укреплений.
Население этой части города составляли, надо думать, в большинстве служители здешних церквей, монахи, поселившиеся на их земле, и их обслуживающие бобыли. Красочно говорится о том в описной книге 1646 г.: «а на церковной земле Сергия Радонежского за Ивановскими воротами в осыпи за попом бобыльских 5 дворов, в них 7 человек, а кормятся они своим промыслишком черною работою».
В земляном городе от Золотых ворот по Большой улице посадских людей 54 двора, из них встречаются прозвища и фамилии: Кузнецовы, Костелеин, Селин, Безсонов, Бережковы, Моторин, Латышевы, Резанцов, Ворошатин, Верещагин, Гробовиков, Палкин, Постников, Бормот, Третьяков, Чистяков, Соболчеев, Шмак-кузнец, Горохов, Овдеев, Умной, Суханов, Шитов, Ременников.
За осыпью за Никитскими воротами от реки Лыбеди посадских людей 36 дворов, из них: Уваров, Дегтерев, Зайкин, Ребро, Латышев, Худяков, Ундальцов, Попов, Седельников, Нутрецов, Мякушкин, Пушкарев, Долгошеина, Крупельницын, Царищов, Малахов, Мошатин, Пертик, Досадин, Богомолов, Рогоулин, Мальцов.

1646 год

Это выборка из переписных книг города Владимира, составленных 14 марта 1646 г. стольником Никитой Михайловичем Боборыкиным и подьячим Фомой Третьяковым. В настоящее время этот источник хранится в Российском государственном архиве древних актов, г. Москва (далее - РГАДА). По неясной причине М.В. Косаткин не приводит известия, содержащиеся в начальной части переписных книг.
Да за рекою за Лыбедью от Стрелецкие слободы на низ 42 двора: Мошатин, Леднев, Борзов, Дехтерев, Босов, Коргин, Полкин, Савельев, да у него же купленная татарево Гришка да Мишка, Безбородов серебряник, Юрка-серебряник, Соляник, Солодяник, Воронин, Галкин, Ворошатин, Нежданов.
В Плотничьей улице за Ивановскими вороты в осыпи 11 дворов, из них фамилии Добычин, Власов, Кубарев, Воронов, Шохнов, Топорков.
Да по другую сторону реки Лыбеди к лугу возле осыпи церкви Святых Жен Мироносиц 33 двора, из них Игуменьин, Загряжской, Сабуров, Воронов, Огарков, Середкин, Осока, Дворянинов, Боровецкий, Бодевников, Райков, Сабуров.
Посадские бобыли, живут внутри города в розни и на осадных дворах служилых людей и всяких чинов в трех дворах.
Посадские люди, что были огородники, а в нынешнем 154-м году по государеву указу стольник Петр Трахониотов да дьяк Артемий Хватов взяли в посад за осыпью в разных местах 27 дворов, из них: Шуплов, Окулов, Катеринин, Сущенцов, Грехов, Хмылов, Трегубов, Алцыферов, Щербаков, Колпачников, Пехин.
Посадские люди за городом в слободе Галее на реке на Клязьме в 54 дворах: Гутинь, Шуя, Бундов, Дулов, Мальцев, Кошутин, Дерябин, Седельников, Пасхин, Рогожин, Бобридов, Уваров, Губин, Русанов, Шишкин, Водопьянов, Щитов, Хабаров, Мокроусов, Першин, Спальников, Глазапов, Дрищов, Басов.
Посадские люди, что жили за Иосифом патриархом Московским и всея Руси, а нынешнем 154-м году по государеву указу стольник Петр Трахониотов да дьяк Артемий Хватов взяли в посад: на горе в осыпи 6 дворов, да в Галее за речкою Быковкою 7 дворов, да за Ямскою слободою 1 двор, да у девичья монастыря 24 двора, да за Ивановскими воротами за рекою за Лыбедью на селище 4 двора, да в новой Богословской слободке за Ивановскими вороты, что было за патриархом же, 14 дворов.
Посадские люди, которые писаны были наезду и по скаскам во дворех, а иные в захребетниках в тех же дворах за святейшим Иосифом патриархом, за боярином за Никитою Ивановичем Романовым и за Рождественским монастырем, что в Володимере, и соборные церкви Пресвятые Богородицы за протопопом Сергием с братиею, да соборные же церкви Дмитрия за попами, и за Успенским девичьим и за Егорьевским, и за Кузминским монастыри, и за Вознесенским девичьем монастырем, и приходных церквей за попами Сретенским, Пятницким, Никольским, и за Троицким Сергиевым монастырем, а по памяти от стольника Петра Трахониотова за приписью дьяка Артемия Хватова и по росписи, какова роспись прислана под памятью за его же Ортемьевой припискою, в нынешнем 154-м году июня в 3-й день велено написать тех людей из-за всяких чинов в посаде.
А всего в городе Володимире на посаде и в слободках в разных местах посадских 326 дворов, в них 831 человек, да 8 дворов бобыльских нищих, в них 10 человек, да 4 двора вдов бездетных, един двор лавочного сторожа, в нем один человек. Да в Володимире же посадских людей, что ныне по строению стольника Петра Трахониотова да дьяка Артемия Хватова после переписки из-за всяких чинов по государеву указу взято в посад 98 человек.
В Володимере, которые были володимерцы посадские люди, а по государеву указу взяты в гостиную сотню к Москве, а в Володимере живут братья их и дети, и племянники, и крепостные их люди дворами и торгуют во Володимере в лавках всякими товарами, и в отъездах по городам: во дворе Опонина живут крепостные его люди, во дворе Опонина ж живет крепостной татарин с сыном, во дворе Горохова живет пасынок Борухин с племянником, Котелевым и крепостным человеком, во дворе Родионова живут крепостные его люди, во дворе Горохова живет его сын да купленный татарин, всего 5 дворов, в них 13 человек.
Во Володимире же в земляном городе великого государя святейшего патриарха Иосифа слободка Лопатнича слободка на реке на Клязьме, да за Ивановскими воротами на церковной земле, да у Петра и Павла на церковной земле, да за рекою за Лыбедью у Варвары Христовой мученицы на церковной земле всего три двора крестьянских, в них 6 человек, 10 дворов бобыльских, в них 18 человек.
В Володимере ж соборные Владимирские церкви сторожей и за протопопом Сергием с братиею крестьян и бобылей в городе и на посаде, и в слободских в разных местах: в сторожевой слободке, в Спасской улице, слободке Воронцовой, за Ивановскими вороты на селище, в осыпи и за осыпью по обе стороны реки Лыбеди, в земляной осыпи в Плотничьей улице, за Ивановскими воротами на церковной земле у Ильи Пророка, в Кремле городе подле соборные церкви на церковной земле бобыльских 16 дворов. И всего соборные церкви пресвятые Богородицы 12 дворов крестьянских, в них 25 человек, 34 двора бобыльских, в них 69 человек, 3 двора оброчных, в них 4 человека, да 33 двора сторожей, в них 84 человека.
Соборные церкви Димитрия Солунского на посаде в сторожевой слободке за речкою за Быковкою, на оброчной церковной Димитриевской земле за Лыбедью за речкою да за Ивановскими воротами бобыльских дворов, в них 7 человек, да 11 дворов сторожей, в них 15 человек.
Рождественского монастыря на Рождественской улице да в слободке у монастыря внутри города, у Торговых ворот на данном месте, в Ильинской слободке за Ивановскими вороты за речкою за Лыбедью на селище, на монастырской земле у Пятницы под горою у колодези служек и служебников и всяких работных людей 65 дворов, в них 113 человек, да три двора вдов бездетных, 16 дворов бобыльских, в них 47 человек.
Успения Пречистые Богородицы девичий монастырь в осыпи, а около монастыря слободка того же монастыря. На монастырской земле живут дворами монастырской служка и сторожи в 24 дворах, в них 39 человек. Двор бобылки бездетной Егорьевского монастыря, что в осыпи. На монастырской земле 10 дворов бобыльских, в них 20 человек.
Всемилостивого Спаса Золотовороцкого монастыря в осыпи на монастырской земле в слободке церковных сторожей 3 двора, в них 6 человек, да двор вдовы бобылки бездетной.
Вознесенского девичья монастыря, что на Москве, в осыпи в Лопатничей слободке на монастырской земле бобыльских 10 дворов, в них 17 человек.
Троицы Сергиева монастыря за рекою за Лыбедью бобыльских 5 дворов, в них 9 человек.
В Кремле городе двор боярина Никиты Ивановича Романова, а в нем 9 человек, да его ж бобыльских 8 дворов, живут в разных местах.
Государева саду садовников в лугу 2 двора, в них 7 человек.
В Володимере ж на посаде под Лоханью гончары, а живут они на государеве на белой земле, тягла никакого не тянут, только они делают государево кирпичное дело: 22 человека, живут в 11 дворах.
В Володимере ж в посаде и в слободах на церковных на приходских землях бобыли.
Церковь во имя Сретения Пресвятые Богородицы Володимирския, что на берегу у Клязьмы реки, и на той церковной земле за попом Иваном 7 дворов бобыльских, а в них 15 человек, да 2 двора бобылок вдов бездетных, а кормятся они своим промыслом, черною работою и Христовым именем.
Церковь Вознесения за Земляным городом, а на церковной земле за попом 4 двора бобыльских, в них 7 человек, 2 двора патриарших крестьян, в них 4 человека, а кормятся они своим промыслом и Христовым именем.
Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского за Ивановскими воротами в осыпи, а на церковной земле за попом 5 бобыльских дворов, в них 7 человек, а кормятся они своим промыслом, черною работою.
Церковь во имя великомученицы Парасковии, нарицаемой Пятницы, на площади в Зарядье на церковной земле за попом бобыльских 4 двора, в них 15 человек, а кормятся черною работой, а иные скитаются Христовым именем.
Церковь во имя Петра, Алексия и Ионы московских чудотворцев за Земляным городом за Никитскими вороты, а на церковной земле за попом живет во дворе бобыль с детьми.
А всего во Володимере городе на посаде и в слободах посадских 326 дворов и с тем, что живут на осадных дворех и что писаны вновь в памяти стольника Петра Трахониотова, 929 человек. Да на посаде 9 дворов бобыльских, в них 10 человек, 4 двора вдов бездетных, один двор лавочка сторожка, в ней один человек, 5 дворов московские гостиные сотни, в них 13 человек, за святейшим патриархом Иосифом и соборные Церкви Пречистыя Богородицы 17 дворов крестьянских, в них 35 человек, да за патриархом же и за боярином Никитою Ивановичем Романовым, и за монастыри и соборных церквей Пречистыя Богородицы да Димитрия Солунского, и приходских церквей за попами 135 дворов.

1678 год

Выборка по городу Владимиру из переписных книг города Владимира и Владимирского уезда, составленных в 1677/78 г. стольниками князем Дмитрием Андреевичем Волконским и Савелием Алексеевичем Шепелевым и подьячим Петром Яковлевым. В настоящее время этот источник хранится в РГАДА. По неясной причине М.В. Косаткин не приводит известия, содержащиеся в начальной части переписных книг.

В Володимире городе на посаде и в слободах посадских дворов 334, в них 1021 человек, 60 дворов бобыльских, в них 149 человек.
Гостиные сотни 6 дворов, в них 17 человек: Денисовых 2, Горохова, Богородицкой вдовы, Опонина, Антомонова, в них 14 человек.
Рождественского монастыря в подмонастырской слободке служных сторожевых и всяких монастырских работников 94 двора, в них 233 человека Спасо-Златовороцкого монастыря на церковной земле один двор дьячков, 4 двора сторожевых, в них 19 человек.
Георгиевского монастыря на монастырской земле сторожевых 12 дворов, в них 23 человека.
Успенского девичьего монастыря служебных и сторожевых 23 двора, в них 64 человека.
Володимерских государевых кирпичников 16 дворов, в них 39 чел. Городовых воротников 4 двора, в них 22 человека.
За успенскими попами за попом Григорьем да за попом Иваном 2 двора бобыльских, в них 12 человек.
Зачатия святые Анны, что за Ивановскими вороты, за попом Иваном Гавриловым на церковной земле 2 двора бобыльских, в них 4 человека.
Да в Володимире ж осадных 96 дворов, в них 214 человек.
Соборные церкви Успения Пречистые Богородицы внутри города и за городом в разных местах на церковной Богородицкой земле за протопопом Григорием с братиею в слободке Воронцовой 18 дворов, в них сторожевых людей 55 человек, 13 дворов бобыльских, в них 31 человек.
Дмитриевского собора за попами за Григорием да за Тимофеем, да за дьяконом Тихоном на церковной Дмитриевской земле двор пономарский, в нем 1 человек, 2 двора бобыльских, в них 3 человека, 4 двора сторожевых в них 9 человек.

«Ветшаный город» в XVIII веке

Огромным бедствием, внезапно обрушившимся на и без того обедневший город Владимир, был страшный пожар 1719 г. Из Кремля пожар перебросился в «Ветшаный город», который тоже выгорел сплошь до реки Лыбеди.
Полицейской инструкцией 1722 г. было предписано гражданам Владимира «которые не могут каменное строение строить, тем свои дворы в Кремле продавать могущим, а сами бы в Белом и земляном городе построили по указу деревянное строение, а которые не продадут в указанный срок, то те места отдавать челобитчикам на мену их мест». (Дело губернского архива № 406, из записок В.В. Косаткина) В какой мере было выполнено это распоряжение нам неизвестно. Но и без этого оно ценно для нас как показатель сравнительно второстепенного значения в то время этой части города Владимира, и наличия в этой части большого количества пустопорожних мест, возможных для застройки переселенцами из центральной части города. Да это и понятно, так как в огромном пожаре 1719 г. сильно пострадал, если не выгорел полностью строенный из дерева «ветшаный» Владимир. По крайней мере, достоверно известно, что в том пожаре погорели оба монастыря: Богородицкий и Сретенский, и также обе приходские церкви - Богословская и Ильинская, находившиеся здесь. Во время этого пожара сгорела и Ивановская башня с воротами и мостом, а также бывшая в Ветшаном городе питейная изба, амбар и ледник при ней «а в леднике пива бочка мерою 30 ведер, итого 2 руб. 13 коп. на две деньги, да порожних 3 бочки». Сами валы, окружавшие еще в то время Ветшаный город, тоже были повреждены и нарушены.
По донесению от 1729 г. капрала Коптева, «по земляным городовым валам ходят и конные ездят, также сады садят, и под овощи всякие на тех городовых валах гряды роют, и огороды городят плетьми и заборами, и столбы врывают и от того земляным валам чинится немалый вред». В частности, в Ветшаном городе имелись «через вал четыре дороги и четыре рытвины, да против Наугольной башни, что была в Кремле, к реке Лыбеди (где ныне Ивановский спуск) значится дорога, по ней рытвина, в оной бревна в землю. Против церкви Жен мироносиц в двух местах вал от дождя изрыт».
Учиненные по поводу этих повреждений валов допросные речи владимирских посадских людей, дают нам некоторые сведения о находившихся в это время (1729 г.) в Ветшаном городе строениях и владениях отдельных лиц. Так, подле вала с южной стороны имелся огород Ивана Алексеева Паркова: «в этом огороде пашет гряды, садит овощь - огурцы да капусту, горожен оный огород вокруг и по валу в длину, например, на саж. 70, а поперек па саж. Там же огороженный плетнем сад мерою в 5 саж., с вишневыми деревьями Андрея Евдокимова сына Товаркова». Подле этого сада огородная земля посадского человека Спиридона Ларионова сына Мыкольникова, а с другой стороны проезжий закоулок. Между двумя этими огородами был огород, окруженный плетнем Максима Михайлова Топоркова. Здесь же двор и огород с грядами под овощами кузнеца Петра Алексеева сына Володина, огород Родиона Лукина сына Мошнина и вишневый сад Никифора Иванова сына Казаринова. У противоположного северного вала Ветшаного города имелся сад Ивана Кириллова Паркова. Часть земли, прилегавшей к Богородицкому монастырю в 1725 г. значилась за посадскими купцами Зюзиным и Мартыновым.
Вместо сгоревшей деревянной церкви Иоанна Богослова на прежнем «погорелом месте» в 1721 г. была воздвигнута Онуфриевская церковь, но в 1775 г. она была заменена каменной церковью во имя Иоанна Богослова с Онуфриевским приделом, расширенная в 1830 г. пристройкой трапезы. Церковь Ильи пророка была возобновлена в 1757 г. и в 1773 г. заменена каменной. В Богородицком монастыре в 1749 г. «без всякого порядка жили 4 монахини, которые не имели под собой никакой монастырской регулы, кроме пространнейшего повсюду входа и никаких доходов, кроме доброхотнодателей и потому бесправно скитались». При монастыре «в противность монашеской жизни странным некиим образом числились приходские дворы на едино токмо чюдное разорение». Любопытно описание самих строений этого монастыря 1747-49 гг.: весь монастырь тогда был обнесен оградою с двумя воротами. Из них первые, «святые» были каменные с калиткой и двумя каменными же шатрами наверху. Сами ворота были крыты тесом, главы же шатров зеленой муравленой черепицей, а деревянные кресты на них опаяны белым железом. Другие ворота, также каменные, находились против церкви, имели калитку, но не были покрыты, и без запоров, и вообще находились в ветхом состоянии.
На запад от самой церкви, вблизи ее, стояла каменная со сводом и ветхой крышей и без пола палатка, а направо четыре ветхие каменные кельи «об одной аппартаменте» в длину 16 и в ширину 3 саж. При этих кельях находилась небольшая деревянная келья. Напротив, от святых ворот стояли три новые кельи, по левую же сторону две небольшие с сенцами деревянные кельи. За теплою церковью, стоявшей посредине монастыря, и существовавшей еще в 1761 г., имелись две ветхие кельи с присенцы (присенцы — холодная пристройка около сеней). Близь этой же церкви стоял колодезь, над ним «колесо с веревкою без ведра». При том же монастыре на церковной земле имелся двор с хоромным строением, а подле небольшой сад. Близ него через монастырь - другой сад с вишневыми и яблоневыми деревьями, а против церкви близ амбара огород с капустой.
В 1749 г. было повелело Богородицкий монастырь перевести в Успенский девичий монастырь, приходские дворы приписать к Георгиевской церкви, а монастырь отстроить для бытия в нем духовной семинарии. В каменном корпусе, бывшем ранее монастырскими кельями, было размещено уездное духовное училище, а в 1804 г. построен существующий по фасаду каменный белый корпус для семинарии. Согласно «Экономическим примечаниям по Владимирскому уезду за 1769 г.» в упраздненном Богородицком монастыре в то время помещались «присутственные места».
Находившийся по соседству Сергиевский женский монастырь, бывший на месте позднее существовавшей здесь Сергиевской «красной» церкви, после пожара 1719 г. был упразднен, а сама церковь восстановлена в 1720 г. из ветхой деревянной церкви села Доброе, и посвящена трем святителям. Сергиевская деревянная церковь была построена в 1755 г., каменная же, существовавшая до 20-х гг. ХХ века церковь, была построена в 1778 г.
Стоявшая в конце Ветшаного города Зачатьевская церковь в 1759 г. была заменена новой деревянной же. А 10 мая 1778 г. эта «состоящая при конце града» церковь за неимением при ней священников, была упразднена и приписана к Богородицкой церкви, которая стала уже семинарскою, где был вместо нее устроен придел. «А для погребения при той Зачатьевской церкви умерших кладбище назначено и учреждено по сообщению в 1772 года сентября 13 дня из бывшей владимирской провинциальной канцелярии промемории». (Дело Губернского архива № 1265 за 1783 г., из неопубликованных записок В.В. Косаткина)
Любопытно отметить, что против семинарии вокруг Сергиевской церкви в начале XIX в. была большая площадь, посредине ее и стояла сама церковь с объездами вокруг нее. Сохранившаяся еще до 20-х гг. ХХ века здесь площадь составляла лишь часть бывшей площади. За церковью оставались и усадебные земли, в длину 199 саж., в ширину 101 саж., застроенные домами граждан.
Касаясь топографии Ветшаного города Владимира в XVIII в. в остальной его части отметим засыпку рва за Ивановским мостом, отделявшем Кремль от ветхого города. Эта работа, по-видимому, была произведена в 20-х годах XVIII в. После пожара 1719 г. описания этих работ не сохранилось, но при обследовании этого рва на месте бывшего дома Лукьянова установлено, что эта засыпка производилась с предварительной установкой здесь в виде свай горизонтального ряда толстых сосновых бревен, поверх и с боков которых затем и засыпалась земля. Она, вероятно, спускалась с западной части Ветшаного города путем срытия существующих здесь валов.
Налево при входе в Ветшаный город еще до 50-х гг. XIX века существовала узкая и неправильная дорога для проезда к Клязьме, замененная более широкой, ныне существующей, лишь в 1850 г. Дом быв. Лукьянова, стоявший против этого спуска и разобранный, как разрушившийся в 20-х гг. ХХ века, а также дом, стоявший над этим спуском бывшего акцизного ведомства, вошедший в состав гостиницы, по воспоминаниям старожилов, были построены в начале XVIII в. Согласно описи 1790 г. во втором квартале второй части, где стоят бывшие дома Васильева, показан каменный дом Димитрия Гордеева «в трех этажах, а четвертые выходы поперек 6 саж., в длину 12 саж.». К этому дому был пристроен каменный выход на две харчевни длиною на 5 а, поперек на 6 саж. На дворе имелось деревянное хоромное, дворовое и прочее строение, а под этим двором кроме казенного строения земли поперек 17 саж. и 1 арш., в длину 40 саж. По той же описи: «в приходе Ивана Богослова имелся вишневый сад «Поросятев», а рядом с ним сады: священника Михаила Осипова и мещанина Алексея Дрищева. Здесь же, в Ветшаном городе, в 1790 г. указаны без точного обозначения их места огороды Якова Селезнева, Бориса Доронина и Ивана Воронова. В 1779 г. находившаяся против церкви Иоанна Богослова огородная земля разных лиц в количестве 2171 кв. саж., отведена заседателю Верхнего земского суда коллежскому советнику Алексею Петровичу Воронцову, обывателям же, не бывшим в состоянии строить хорошие дома, были отведены другие места. (Дело Владимирского губернского архива № 55 за 1779 г., из записок В.В. Косаткина).
В 1780 г. был построен острог (Дело владимирского губернского архива за 1781 г. № 607, из записок В. В. Косаткина). По воспоминаниям от 1822 г. одного из старожилов, этот острог, обнесенный столбами и сверху заостренными бревнами, возвышался, как великое привидение. «Из сей то грозной крепости часто слышны были стоны и крики сеченых арестантов, а перед нею по самой большой дороге гоняли их сквозь строй и часто засекали до смерти».
В результате Генерального межевания, планировки и губернских преобразований черта восточной границы Ветшаного города была определена здесь Нижегородской заставой в виде двух пирамидальных каменных столбов при выезде из города, и каменной же возле них кордегардий (эти столбы снесены).
Несколько позже, по мысли губернатора И.М. Долгорукова, был устроен съезд от Ивановского моста на Лыбедь (ул. Осьмова и ул. Ивановская-Подгорная). В 1835 г. часть бывшей Зачатьевской земли была отведена под сооружаемое тогда Нижегородское шоссе.

Источник:
Косаткин, Михаил Васильевич. Город Владимир в XVI, XVII, XVIII веках / Департамент культуры администрации Владим. обл., Владим. обл. науч. б-ка им М. Горького; (отв. ред. А.А. Тихомирова).- Владимир, 2018. 156 с.

Далее »»» «Новый город» XVII века
Улица Большая губернского гор. Владимира
Улица Большая Нижегородская
Оборонительные укрепления города Владимира

Категория: Владимир | Добавил: Николай (23.06.2021)
Просмотров: 1036 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru