Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
08:25
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Музеи Владимирской области

Спасо-Евфимиев монастырь города Суздаля

Спасо-Евфимиев монастырь


Вид на Спасо-Евфимиев монастырь. Фотография Прокудина-Горского, 1912 год.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь Суздаля

Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Князь Борис Константинович оставил по себе добрую память своим благочестием и набожностью. С великим уважением относился он к иноческому чину и с готовностью жертвовал монастырям все для них нужное. Бывая в Нижнем Новгороде, он посещал Печерскую Вознесенскую обитель, приходил к преподобному Дионисию за благословением, подолгу вел с ним душеполезные беседы и удовлетворял нужды братии. Питая любовь к своему родному Суздалю и радея о его духовных пользах, князь Борис ок. 1351 г. пришел к мысли создать там новый общежительный монастырь. На это дело он и испрашивал у преподобного Дионисия его благословения.
В одну из бесед князь просил у святого Дионисия благословения и содействия в устройстве общежительного монастыря в Суздале. «Я имею сердечное желание, если поможет Бог по твоим молитвам, создать каменную церковь во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Его честного и боголепного Преображения. Хочу и обитель духовную устроить, на упокоение братии, и общежительный монастырь. Благослови же меня, отче святый, и помолись Богу. И пошли мне из своей обители одного из твоих учеников, кто был бы благопотребен на то Божие дело, на создание храма Господня и на устройство монастыря».

Дионисий отвечал: «Благочестивый княже! Если мы желаем сделать доброе дело, то Господь Бог - помощник. Он и будет руководителем в твоем благом и спасительном начинании и направлять твои стопы идти непреткновенно на благочестие».
Сотворив молитву, Дионисий дал князю благословение и целование и отпустил с миром. Князь Борис, обрадованный сочувствием и молитвами преподобного, возвратился в Суздаль и немедленно стал готовить материал и все нужное для построек.
Исполняя просьбу князя, Дионисий делает выбор среди своих учеников; но при этом принимает решение послать их не только в Суздаль, а и в другие места для служения Церкви, утверждения веры и благочестия, распространения монашества. Созвав братию обители, он избирает среди нее 12 иноков, наиболее твердых и ревностных в делах благочестия. Среди них были преподобный Евфимий, преподобный Макарий (память 25 июля/7 августа). Сотворив молитву и благословив учеников, Дионисий посылает их в верхние и нижние страны, куда каждому укажет Бог. Послушные ученики с радостью отправились в путь по своему желанию.

Только преподобный Евфимий получил поручение идти в точно указанное место, именно в Суздаль, к князю Борису. Он был еще молод, имея отроду около 36 лет, но богатый опытом настоятель усматривал в нем духовную зрелость, какая не всегда бывает и в преклонных летах. Тем не менее, сам преподобный Евфимий считал возлагаемое на него поручение свыше сил своих. Тяжело ему было расстаться и с своим духовным отцом, которого он много любил и в руководстве которого чувствовал нужду. И он пытается отклонить возлагаемое на него дело. На коленях и со слезами Евфимий умолял преподобного Дионисия: «Господине и отче, не оставь меня сирым; не отлучай меня от твоего преподобия, чтобы не быть мне пришельцем на чужой земле». Дионисий отвечал: «Чадо о Христе духовное, Господня земля и что наполняет ее (Пс. 23, 1). Не впади же в ров преслушания, но будь послушен о Христе. Иди с Богом в путь свой, радуяся, а не скорбя. Если мы и разлучимся телом, то духом и молитвами будем неразлучны». Так ободрял старец своего ученика и в утешение открыл ему, что Бог и его наградит даром прозорливости. Ибо преподобный Дионисий сам обладал этим даром, теперь, созерцая грядущие судьбы Суздальско-Нижегородского княжества и самого Нижнего Новгорода, он с глубокой скорбью и слезами поведал Евфимию: «Ради грехов наших и за умножение беззаконий в грядущие времена, после нашего отшествия к Богу, будет запустение граду сему; а святым Божиим церквам и монастырям разорение от поганых и безбожных агарян».
Заканчивая свое напутствие, Дионисий предупреждает преподобного Евфимия об ожидающей его в Суздале встрече. «Итак, чадо, не унывай, а иди, и Бог будет тебе хранителем и помощником на всякое доброе дело. Когда же дойдешь до богоспасаемого града Суздаля и будешь в преславном храме Пресвятой Богородицы, то увидишь там священного епископа Суздальского».
Вероятно, Дионисий успокаивал своего ученика тем, что его путешествие в Суздаль состоится по княжескому соизволению, и он может ожидать со стороны князя и епископа благосклонной встречи, покровительства и поддержки. Простившись со своим духовным отцом, напутствуемый его благословением и молитвой, преподобный Евфимий отправился в путь. Бог хранил его в дороге, и его путешествие было благополучно. Хотя прямой целью путешествия был Суздаль, однако святой Евфимий свято помнил тот завет, с каким преподобный Дионисий отпускал в путь своих учеников. Поэтому еще по дороге в Суздаль он, в согласии с волей учителя, предпринимает построение храма и учреждение новой обители.

Не дойдя верст пять до города Гороховца, он встретил место, которое ему очень понравилось. Здесь было озеро, окруженное густым и диким бором, с непроходимыми чащами и прекрасными видами. В одном месте лесной берег полуостровом вдался в озеро. Здесь и решил преподобный Евфимий построить церковь во имя святого Василия Великого, епископа Кесарийского, а при церкви основать общежительный монастырь.

Прибыв, наконец, в Суздаль, Евфимий вошел, как говорил ему Дионисий, в храм Пресвятой Богородицы, встретил здесь владыку Суздальского, попросил у него благословение и, вероятно, сообщил, ради какого дела игумен Нижегородского Печерского монастыря отправил его в стольный город Суздаль. Епископ ласково его принял, ввел в свой дом и имел с ним продолжительную беседу.
Вскоре прибыл отсутствовавший князь Борис Константинович. Преподобный Евфимий явился к нему и был принят с великою честью и радостью, как давно жданный гость. Затем оба они, князь и преподобный, отправились к епископу, и здесь Борис Константинович передал владыке свои намерения. Он рассказал о подвижнической жизни Дионисия Печерского, о полученном от него благословении на построение храма и обители, и указал в преподобном Евфимии будущего настоятеля, избранного не волей князя, а указанием Печерского игумена. Епископ одобрил намерение князя: «То, что ты начал, княже, - сказал он, - делай без колебаний. Ты видишь доброе начало; будем ждать от Бога и благоприятного конца. Ты принял молитву и благословение прозорливого старца; а ныне он послал и благопослушного ученика, трудоположника Евфимия, способного, с Божьей помощью, начать дело, потрудиться над ним и закончить его». Князь встал, поклонился епископу и попросил немедля идти выбрать с ним место для монастыря.

Взяли они с собой преподобного Евфимия и двинулись к северу, вверх по реке Каменке, на которой стоит Суздаль. На берегу этой реки, неподалеку от города, они выбрали ровную возвышенность, с которой открывались приятные виды во все стороны. Помолившись Богу об этом, они и решили быть здесь храму и обители. Весть очень скоро разнеслась по всему городу и привлекла множество народа. Собрались суздальские князья, бояре, духовенство, иноки и миряне. В присутствии этого многочисленного собрания епископ совершил молебствие, благословил место и прочитал освятительную молитву. Потом водрузил крест там, где должен стоять престол, а князь приказал свозить камни и известь и тотчас начинать работы. Он сам своими руками заложил храм. Взяв мотыгу, начал он рыть ров; ему помогали и присутствовавшие вельможи. Немедленно затем было положено основание, причем будущий храм был наречен в честь Господня, и стали строить стены.

Преподобный Евфимий позаботился о приготовлении себе и места вечного упокоения. Испросив благословение у епископа, он собственными руками отесал три камня и устроил из них себе гробницу около стены, у северных врат, неподалеку от святого жертвенника, где впоследствии и было положено его многотрудное тело.
Построение храма шло успешно, с помощью Божией; рвением святого Евфимия храм вскоре был закончен. Это было в 1352 г. Своей красотой и благолепием храм вызывал изумление; его называли земным небом и его построению радовались не только жители Суздаля, но и всех окрестных земель. Князь Борис не пощадил средств на благоустройство, украсил его многочисленными и прекрасными иконами, снабдил богослужебными книгами и утварью и с великим торжеством храм был освящен епископом суздальским.
Вскоре преподобный Евфимий, до сих пор бывший рядовым иноком, получает посвящение в диакона, потом в пресвитера и, наконец, поставляется архимандритом основываемого монастыря.
Обитель преподобного Евфимия разрасталась. Число братии увеличивалось, и являлась нужда в расширении обители. Преподобный Евфимий принял намерение создать еще большую новую церковь. Испросив благословение епископа, он приступает к построению теплого каменного храма, который был благополучно завершен и освящен во имя святого Иоанна, списателя Лествицы. К храму была пристроена каменная же трапеза, достаточно обширная, в которой братия могли бы собираться на духовные беседы, молитву и для трапезования. Под трапезой устроили и пекарню.
На некоторое время теснота была устранена. Но жаждущих принять иноческий образ и вести жизнь в стенах обители под руководством святого Евфимия становилось все больше и больше. В конце концов число братии достигло до трехсот, и недавно отстроенная каменная трапезная оказывалась уже недостаточно просторной. Требовались новые помещения, и ревностный настоятель приступает к построению третьего храма во имя святителя Николая Чудотворца. Храм был деревянный, рядом с ним - обширная тоже деревянная трапезная с каменным погребом под нею. Никольская церковь получила название «больничной», очевидно потому, что при ней находились келлии для болеющих иноков, а также, вероятно и для посторонних. Теперь обитель была снабжена всем нужным и могла существовать безбедно.
По преданию, святой Евфимий собственноручно выкопал колодезь, из которого снабжался его монастырь. Заботы преподобного настоятеля никогда не ограничивались одним внешним благосостоянием обители. Еще больше внимания уделял он внутренней, духовной жизни братии и, как неусыпный страж, всегда наблюдал за поведением иноков и их преуспеянием в благочестии. Пастырь добрый, он верно пас свое стадо, не жалея своих трудов, и его ревностный надзор, мудрое руководство и собственный пример насадили в обители благочестие и укрепили благочиние. Безропотно братия оказывали послушания своему благочестивому и мудрому настоятелю, охотно исполняли монастырские работы, посещали богослужение и общие молитвы. Мир и любовь царили между иноками, они вели целомудренную и трезвую жизнь и свято соблюдали обет нестяжательности. Святой Евфимий строго наблюдал, чтобы в обители не было частной собственности: в ней все было общим, все принадлежало всем, и строгая епитимия налагалась на того, кто пытался что-нибудь тайно удержать у себя, как личное имущество.

Скончался Евфимий 1 апреля 1404 г. См. Архимандрит Евфимий Суздальский.

Авраамий - 2-й архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря.

7 июля 1445 г. у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II (Темный) с казанским войском, под командованием казанских царевичей - Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен. Монастырь был разорен татарами.

Спасо-Преображенский собор

В 1501 г., при архимандрите Константине произошел пожар всего монастыря. Это несчастье сильно угнетало начальника обители мыслью, что святой Евфимий покарал монастырь за какое-нибудь нарушение устава, завещанного угодником Божиим. Но один инок успокоил Константина рассказом, что видел во сне явление преподобного, поведавшего о полной неповинности архимандрита. Слышав это, повеселел сердцем архимандрит и бодро возводил постройку келлии на деньги доброхотных дателей на погорелую обитель. В этих трудах и заботах он и скончался. Его место заступил архимандрит Кирилл (позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским), бывший иноком в той же обители прп. Евфимия.
4 июля 1507 г. при строительстве нового монастырского собора были обретены мощи Евфимия, объявленные нетленными.
Архимандрит Кирилл был муж рассудительный в иноческих и мирских делах и впоследствии занимал Ростовскую архиепископскую кафедру. С великою ревностью заботился он о поддержании благоустройства монастырского. И пришла ему благая мысль: перестроить старый каменный храм во имя Преображения Господня, основанный еще святым Евфимием. Посоветовался архимандрит с братией, и нашли они, что прежний храм и ветх, и тесен. Решили, с помощью Божией, воздвигнуть церковь больших размеров. Приступили к работам и, когда копали ров с правой стороны, нашли гроб, обложенный тремя камнями и покрытый сверху досками. Рабочие сообщили об этом настоятелю.
Архимандрит Кирилл повелел ударить в било, и собрались братия, радуясь великой радостью. Настоятель же поспешил к епископу Нифонту и рассказал о случившемся. Епископ прославил премудрость и милость Божию и, прибыв в монастырь с собором духовенства и иноков, поклонился гробу блаженного. Воздав хвалу Богу, прославляющему преподобных Своих, открыли гроб и увидели лицо святого Евфимия. Оно было светло; тело нисколько не изменилось, а одежды были как будто вчера надеты. Облобызав мощи, снова покрыли гроб досками и, совершив отпевание, поставили в храме Преображения у стены, на том месте, где они почивают и теперь, устроив над гробом каменную раку.

Новая каменная Спасская церковь была отстроена на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения, и освящена в 1511 г.
Это была маленькая бесстолпная церковь - древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведенное над могилой его основателя игумена Евфимия.
С 1572 г. Иов - настоятель Спасо-Евфимиева монастыря.
В 1594 г. к этой церкви было пристроено здание большого четырехстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора) пятиглавого Спасо-Преображенского собора.


Спасо-Преображенский собор



Спасо-Преображенский собор

С 1605 г. Герасим - архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря.


Кандило. Вклад келаря Спасо-Евфимиева монастыря Игнатия. 1690-е гг.

Стены и башни монастыря

Территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью мощными башнями, бойницами и амбразурами. Каменные стены были возведены в 1660 -1664 гг. вместо более старых деревянных, их протяженность составляет 1160 м.
Все сооружение построено с расчетом на ведение оборонительного боя: со стороны реки - естественного укрепления - стены ниже, с южной стороны (ул. Ленина) - наоборот, значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного.
Все башни монастыря, кроме явно выделяющейся Проездной (Входной), имеют круглое сечение.


Суздаль. Ограда Спасо-Евфимиевского монастыря. Кон. XIX – нач. XX вв. Фотография А.А. Соболева. г. Суздаль.

Суздаль. Вид на въездную (главную) башню Спасо-Евфимиева монастыря с юга. Нач. XX в. Фотография А.А. Соболева.

Входная башня

Входная башня

Входная башня высотой в 22 метра сложена из красного кирпича, а ее массивный прямоугольный объем прорезан двумя проездными арками, над которыми располагаются киоты. Нижняя часть башни отличается строгостью, а ее верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками, карнизами, поясками - декоративными элементами русского узорочья. Венчает башню четырехскатная крыша. В эту крышу в XVIII в. ударила молния. Долгие годы башня кое-как поддерживалась и укреплялась, но в середине XIX века угроза ее падения была столь велика, что проход под ней был запрещен, — въезд и вход в Спасский монастырь осуществлялся с восточной стороны, через специально устроенные для этой цели ворота в монастырской ограде. И купец Алексей Васильевич Жинкин объявил, что «по усердию и благословению церковному желал принять на себя исправление большой башни за половинную против составленной в 1856 году сметы сумму, а именно за 2500 рублей». Помогал ему в этом благом деле владимирский епархиальный архитектор Николай Артлебен. В 1862 году необходимые работы были проведены, а именно: связали башню по наружным стенам и внутри, в 3 ярусах, полосным железом, пробрали кирпичом трещины, оштукатурили и побелили стены (покраска с применением красного колера появилась на стенах и башнях Спасо-Евфимиева монастыря позднее). Так было спасено это величественное сооружение. Купец Алексей Васильевич, спустя примерно десять лет после этого случая, разорился.
В советское время она использовалась в качестве водонапорной башни, отчего тоже изрядно пострадали ее стены и своды. В начале 1980-х годов было проведено серьезное инженерное укрепление и реставрация входной 12-метровой башни.
В ее массивном прямоугольном в плане объеме проделаны две проездные арки, в которых сейчас располагаются книжная лавка и билетная касса музея.



Общий вид Спасо-Евфимиевского монастыря. Рисунок, сделанный с литографии 1861 г.

Выставка «Суздаль в кино»


Суздаль не случайно часто называют русским Голливудом. Сохранившееся архитектурное наследие и колоритная фактура древнерусского города позволяют снимать исторические фильмы почти без декораций. В Суздале снято около 80 художественных фильмов! Древние улицы, старинные дома, храмы, монастырские стены становятся замечательной натурой для кинокартин.
Маленький Суздаль видел множество знаменитых актеров, режиссеров, операторов. Жители города были не только свидетелями, но и участниками съемок многих известнейших фильмов.
Первая киноэкспедиция прибыла в город в 1964 году. Режиссер В. Басов снимал одноименный фильм по повести А.С. Пушкина «Метель». В том же году в Суздале проходили съемки фильма «Женитьба Бальзаминова» (режиссер К. Воинов), в этой картине Суздаль «сыграл» одну из главных ролей.
«Андрей Рублев» А. Тарковского (1965), «Тема» Г. Панфилова (1979), «Юность Петра» С. Герасимова (1980), «Мертвые души» М. Швейцера (1983), «Князь Серебряный» Г. Васильева (1990), «Царь» П. Лунгина (2008), «Раскол» Н. Досталя (2010) и еще многие, многие известные советскими российские фильмы рождались в нашем городе. Суздаль вдохновлял и помогал режиссерам, операторам и актерам успешно решать свои творческие задачи.
На выставке представлены материалы из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника, посвященные кинематографической истории Суздаля XX и XXI веков.
Весной 2008 года в Суздале снимался фильм «Царь». Кинокартина режиссера Павла Лунгина повествует о двух годах из жизни русского царя Ивана Грозного, его взаимоотношениях с митрополитом Московским Филиппом. В картине снялись известные актеры: Олег Янковский (митрополит Филипп), для которого этот фильм стал последним, Петр Мамонов (Иван Грозный), Александр Домогаров (Алексей Басманов), Иван Охлобыстин (шут), Алексей Макаров (Колычев). Съемки фильма проходили в Суздальском кремле, в Спасо-Евфимиевом монастыре и в других местах города Суздаля. В надвратной башне монастыря для фильма были построены декорации «Пыточной Малюты Скуратова», оставленные после окончания съемок Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Российская премьера фильма состоялась 4 ноября 2009 года. В 2010 году фильм «Царь» стал обладателем премии «Ника» в номинациях «Лучшая работа художника» (Сергей Иванов) и «Лучшая мужская роль» (Олег Янковский).




Экспозиция в крепостной башне.

«Суздалем я очаровался. Такую древнюю Русь я встретил впервые. Маленький город, городок. Ну где я найду такие домики?! Здесь есть синтез русской старины». Б. Поремба, кинорежисер.

В 1964 году режиссер Константин Воинов в Суздале снимает художественный фильм «Женитьба Бальзаминова», ставший по праву одной из лучших советских сатирических комедий. В съемках участвовали знаменитые актеры: Георгий Вицин, Нонна Мордюкова, Лидия Смирнова, Надежда Румянцева, Инна Макарова, Ролан Быков, Людмила Шагалова. Фильм, снятый по произведениям А.Н. Островского, представляет жизнь Москвы XIX века. В картине узнаваемы многие уголки города Суздаля: кремлевские валы, торговые ряды и Торговая площадь, центральная улица и Преподобенская колокольня Ризоположенского монастыря. А деревянный дом Мишеньки Бальзаминова на улице Старой становится с тех пор городской достопримечательностью.

«Выбор Суздаля в качестве натуры идет не только из деловых посылов, но и просто от серца. Город одновременно близок и к природе, и к истории» К. Бромберг, кинорежисер.





Угловая башня

Угловая башня ограды Спасо-Евфимиева монастыря. Кон. XIX - нач. XX вв. Фотография А.А. Соболева.

Восточная башня

Северо-восточная угловая башня

Северные башни

Северные проездные ворота

Северо-западная угловая башня

Восточная крепостная стена

Крепостная стена Спасо-Евфимиева монастыря. Фотография Прокудина-Горского, 1912 год.

Юго-западная угловая башня

Обращенные к городу башни восточной стены имеют более простой декор и украшены только зубцами и широкими лопатками; еще проще отделка башен западной стены, смотрящей на Каменку. Несмотря на свою мощь, стены монастыря никогда не выполняли свою оборонительную функцию.

В ХХ в. состояние построек стало критическим: произошло глубинное разрушение контрфорсов, образовались трещины и отклонение стен. В 2003 г. по инициативе Владимиро-Суздальского музея-заповедника согласно Федеральной инвестиционной программе началась крупномасштабная реставрация. Генеральный подрядчик - Региональный инженерный центр (г. Владимир) произвел укрепление стен и башен с применением новейших технологий: в фундамент для заполнения пустот закачивался под давлением специальный раствор, в стенах были установлены металлические связи. Фирма «Русская реставрация» (г. Москва) восстановила шатровые завершения башен, галереи боевых ходов, произвела кирпичную кладку стен, а также их отделочную обмазку.

Благовещенская надвратная церковь


Благовещенская надвратная церковь. Фотография Прокудина-Горского, 1912 год.

Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI - XVII вв., после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен.
В Благовещенской надвратной церкви расположена экспозиция «Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский» Владимиро-Суздальского музея-заповедника.








Интерьер Благовещенской церкви

Благовещенская церковь

Звонница


Суздаль. Звонница Спасо-Евфимиевского монастыря. Нач. XX в. Фотография А.А. Соболева.

Звонница монастыря состоит из нескольких построенных в разное время зданий - девятигранной столпообразной Рождества Иоанна Предтечи нач. XVI в. и разнообразно декорированной трехпролетной галереи звонов XVI - XVII вв. Церковь и галерея соединены башенкой-часозвоней, где размещены часы с боем.
Монастырские колокола XVI в. не сохранились: они были отправлены в переплавку в 1930-ых гг. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день.


Колокола на звоннице


Звонница

Столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи

См. Звонница Спасо-Евфимиева монастыря.


Колокол, 1561 г. Вклад в Спасо-Евфимиев монастырь князя В.И. Борбошина. Находился на колокольне Спасо-Евфимиева монастыря, был сброшен с колокольни в 1932 г.

Киворий

Успенская трапезная церковь

Успенская трапезная церковь, сооруженная в последней четв. XVI в., расположена перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы.

Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников. Мощная апсида украшена лопатками и килевидными арочками, с восточной стороны к храму примыкает придел мученика Деомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой.
29 сентября 1868 г. освящен при Успенском храме придел в честь Рождества Св. Пророка Иоанна Предтечи.



Трапезная палата

С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную трапезную палату, покрытую тесовой кровлей. Нижний этаж трапезной палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, в верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.



Архимандритский корпус

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII в. - Архимандритский корпус, возведенный между 1628 и 1660 гг. Это двухэтажное Г-образное здание украшено крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы. Корпус возводился как казенное здание, но примерно с кон. XVIII в. в нем проживал архимандрит монастыря.
В 1971 - 1981 гг. звонница, Успенская трапезная церковь и Архимандритский корпус подверглись комплексной реставрации. Была восстановлена первоначальная объемно-планировочная структура и форма памятников, воссозданы своды, оконные и дверные проемы, а также декоративное убранство фасадов. В помещениях Успенской церкви размещен музей русской былины - первый в стране.
В 2001 - 2008 гг. реставрационные работы были продолжены. Теперь приходилось бороться деформацией фундамента и стен, ведущей к образованию трещин и угрожающей полным разрушением сооружений. Для спасения зданий был применен комплекс мер по инженерному укреплению, включавший установку анкеров в фундамент и стены Архимандритского корпуса и звонницы. В 2008 г. была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства ее составных частей, а также восстановлены куранты. Был произведен ремонт фасадов Успенской трапезной церкви с Диомидовском приделом, покрытия закомар и главок выполнены из меди, а в ее кровле использован биметалл.
С 1650 по 1654 гг. архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Питирим, будущий Патриарх Московский и всея Руси.
Дело об обидах от преосвященного (епископа Рязанского Гавриила ) Муромскому духовенству, вместе с прочими делами 4 июля 1729 г. отдано определенному для следствия об оном епископе архимандриту Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря Питириму. Питирим был отправлен в Рязань для расследования.
«По доношению епископа Рязанского Гавриила, о противозаконных проступках архимандрита Суздальского Спаса-Евфимиева монастыря Питирима и генерала-майора Максима Грекова. 19 февраля — 18 сентября 1730 года.
В доношении преосвященный излагал, что он, указом 1 января 1729 года, был вызван в Москву по доносу на него распопы Ивана Федорова, назвавшегося дьячком села Букрина Пронского уезда Рязанской епархии, а 2 мая 1729 года следователями по делу о нем, епископе, назначены Спасо-Евфимиевский архимандрит Питирим и генерал-майор Максим Греков; генерал Греков с женою, детьми, племянниками, со всею своею фамилией и с служителями поселился в архиерейском дворе, называемом Богородицком,— канцелярию свою учинил в построенных для учения школьников хоромах, а канцеляристов и имеющихся колодников — на дворах служителей архиерейских; от долговременного пребывания такого множества людей и «собак охочих» архиерейскому двору учинился немалый убыток и повреждение и превеликое изнурение в кормовых и конских заводах, в конюшенных припасах и в прочих домовых вещах; домовые его брали взятки с крестьян, а он, Греков, под страхом наказания, требовал от крестьян челобитных на епископа; в прудах архиерейского дома Греков выловил рыбу, в вотчинах забирал лошадей и за неотдачу бил смертно прикащиков; архимандрит Питирим держал из архиерейского дома необыкновенные расходы и не воспрещал ни в чем Грекову, а следствие они производили с 14 августа до 21 декабря 1729 года, по отбытии же своем оставили в Рязани свою команду для окончательного разорения архиерейского двора.
По определению Святейшего Синода 19 февраля 1730 г., с доношения епископа Гавриила снята копии и отправлена в Высокий Сенат для рассмотрения о генерале Грекове, архимандрит же Питирим вызван для ответа в Москву.
На допросе архимандрит Питирим показал, что при производстве следствия он во всем поступал по данной ему инструкции и расходы держал обыкновенные: на пропитание и в почесть на дорогу давали ему свежую рыбу, раков, грибы грузди, лук, калачи, коренной рыбы белужины 16 звен в 1 пуд 39 ф., 2 башки и тешку без весу, а 4 тешки в 7 фунтов, уксус, молоко, масло, 1 ф. тиману и 1 ф. без четверти перцу и инбирю, 2 ведра капусты, 100 свечей сальных; служителям – 11 баранов, 2 гуся, 2 утки, 2 русских курицы, 17 живностей, 2 п. 3 ф. ветчины, туша свинины, 4 п. 2 ф. говядины, 1 рубль денег; 467 ведер разных напитков не принято, а дано для гостей 3 четверти водки, 3 четверти простого вина, 3 четверти вишневки, 1 ¼ ведро вареного меду и пива пшеничного по оловянной кружке (меньше четвертной) на день, а служителям по воскресным дням по осьмушной стклянке вина и по ½ ведра братского пива; 7 фунт. меду сырца (а не 2 п. 14 ф.) для болящих и 1 3/8 (а не 3 ¾) ведра конопляного масла; хлебных припасов архимандриту по 2 пшеничных булки (величиной против Рязанского денежного калача), а служителям — печеными участками по одному на день (а не 81 четверть 3 четверика), солод, крупа, мука, пшено, горох, толокно, коровья масла 23 ½ фунта и 555 яиц; 6 лошадям давалось ежедневно тоже, что и домовым архиерейским (а не 74 четверти овса); о глиняной и деревянной посуде, мыле и нитках не помнит, но 2-х глиняных чернильниц не было, были 2 глиняных кувшина, песочница и чернильница жестяная — и те оставлены в Рязани; служителям кожа на починку сапогов и башмаков, 10 батогов укладу на починку топора и ножа, 23 ф. железа на починку коляски, ведро дегтю на колеса и 2 подковы; смотреть же за поступками генерала Грекова ему, архимандриту, было невозможно, тем более что Греков ему не подчинен. 19 марта архимандрит Питирим, ради наступавших страстной и светлой недель, уволен был в монастырь.
Дальнейших сведений в деле нет».
Вотчинные владения Спасо-Евфимиева монастыря до 1764 года.
Иоасаф 3 июля 1791 г. был произведен во архимандрита Спасо-Евфимиева монастыря. В 1797 г. 22 июня назначен в ставропигиальный Спасопреображенский пермский монастырь, несмотря на просьбу об увольнении на покой по болезни. Он не послушался указа Синода, заявил решительно, что по болезни не может продолжать настоятельства и в ноябре 1797 г. был уволен.

Братский корпус

Еще одна допетровская постройка монастыря - Братский корпус, построенный примерно в то же время, что и Архимандритский корпус. Это Г-образное двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стене монастыря, было предназначено для монашеских кельей. Согласно исследованиям И.А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII в., являются южная часть здания и весь первый этаж. Главное украшение здания - оконные наличники с кокошниками.
После реставрации в Братском корпусе разместился музей самодеятельного художественного творчества народов РСФСР (изобразительное и декоративно-прикладное искусство), а в Архимандритском — выставки «Шесть столетий русской книги», «Лесная скульптура», «Родная природа».


Братский корпус

Никольская церковь

Никольская церковь с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами была возведена в 1669 г. в северо-восточной части монастыря. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками.


Никольская церковь

Никольская церковь реставрировалась в 1968 - 1974 и 1999 - 2006 гг. В первый период была восстановлена первоначальная объемно-планировочная структура и архитектурная форма здания, воссозданы своды, барабан с главкой, двухэтажная паперть, оконные и дверные проемы, а также декоративное убранство фасадов. В Никольской церкви и больничном корпусе на двух этажах была развернута одна из лучших коллекций Владимиро-Суздальского музея-заповедника — произведения древнерусского декоративно-прикладного искусства XIII — начала XX веков. Она называлась «Золотая кладовая».
В нач. XXI в. была заменена деревянная кровля на основном объеме церкви и ее алтарной части, выполнена работы в интерьере и произведена вычинка кирпичной кладки и обмазка фасадов.



Никольская церковь

Мавзолей Дмитрия Пожарского

Национальный герой России был похоронен в 1642 г. в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля.
Из метрической книги монастыря за 1660 год можно узнать, что в монастыре была сооружена часовня-палатка родителей, построенная общими усилиями двоюродных братьев - князей Петра Никитича Хованского и Иоанна Дмитриевича Пожарского (сына полководца). Однако столетием позже архимандрит монастыря Ефрем распорядился разрушить часовню, а камень употребить на нужды обители, что и было сделано в 1765-1766 гг., а надгробные плиты сняли и употребили на церковные строения. Фундаменты «палатки» были видны еще в начале ХIХ в. Несколько надгробий из разоренной усыпальницы было обнаружено на территории монастыря во второй половине ХIХ в. Еще шесть плит нашли при реставрации западной монастырской стены в 1988 - 1989 гг. Сейчас они экспонируются в музее.
К кон. ХVII в. усыпальница оказалась заброшенной - некому было заботиться о могилах предков.
В 1839 году в Спасо-Евфимиевом монастыре было найдено Десять знамен.
Чтобы вновь обрести могилу Пожарского, летом 1851 г. археолог граф А.С. Уваров по поручению министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря к востоку от апсид Спасо-Преображенского собора. Там он обнаруживает «бутовые стены какой-то усыпальницы», в которой в три ряда стояли кирпичные склепы и каменные гробницы. См. Могила Дмитрия Михайловича Пожарского в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.
Работы по строительству мавзолея были начаты по решению императора Александра II в 1858 г. на добровольные пожертвования, собранные по всей стране.
Закладной камень был заложен настоятелем монастыря архимандритом Илларионом в июле 1863 г.
Торжественное открытие и освещение памятника состоялась 2 июня 1885 г. Памятник-часовня был сооружен по проекту архитектора А.М. Горностаева.



Суздаль. Мавзолей над местом захоронения Д.М. Пожарского в Суздальском Спасо-Евфимьеве монастыре. Нач. XХ в. Фотография А.А. Соболева. г. Суздаль.

В 1933 г. памятник был разрушен - в монастыре обосновалась тюрьма для политзаключенных.
В 1974 году был установлен надгробный памятник Д.М. Пожарскому.


Надгробный памятник Д.М. Пожарскому.

Памятник-часовня


Тюрьма в монастыре


Двор тюремного корпуса

Мемориальная плита в Тюремном замке

По распоряжению Екатерины II в 1766 г. в монастыре при архимандрите Ефреме была учреждена тюрьма.
4 сентября 1804 года вожак скопчества камергер Еленский был сослан в Спасо-Евфимиев монастырь.
В 1820 году в Спасский монастырь был сослан из С.-Петербурга вожак скопчества Кондратий Селиванов (см. Скопчество во Владимирской епархии).


Общий вид Спасо-Евфимиева монастыря. Рисунок XIX века.

3 ноября 1867 г., по указу Святейшего Синода, архимандрит Досифей определен настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря.
3 июня 1883 г. о. архимандрит Митрофан (1829 - 1895) указом Св. Синода, согласно просьбе, по расстроенному здоровью, был уволен от должности с сохранением получаемого классного по степени магистра богословия оклада и с помещением в один из монастырей Владимирской епархии: 5 лет он прожил в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.
10-го сентября 1900 г. была открыта Суздальская Спасо-Евфимиевская двуклассная церковно-приходская школа имени князя Д.М. Пожарского.
Священномученик Серафим (Чичагов) в 1899 г. был возведен в сан архимандрита, и по 1904 г. (включительно), являлся настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.
Указом Св. Синода от 28 февраля 1904 г. за № 1988 Настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря назначен Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Архимандрит Моисей.
Архимандрит Мисаил (Смирнов) (1831-1911) - настоятель Спасо-Евфимиева монастыря (1906–1911).
1 мая 1915 года архимандрит Александр (Григорьев) был переведен на должность настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря.
23 апреля 1916 года Синод возвел о. Павла в епископа Суздальского. До 1921 года епископ Суздальский Павел был настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря. По характеру он был человеком ответственным, проявлял деятельное участие в судьбах своих подопечных.
В местной газете «Голос правды» 8 сентября 1918 года было извещение: «Суздальский комитет партии коммунистов (большевиков) доводит до всеобщего сведения, что он переезжает в помещение Спасо-Евфимиевского монастыря в бывшие митрополичьи покои». Однако это заселение почему-то не состоялось.
«21-го мая 1922 г. в г. Суздале сгорел склад Заготконторы в Спасо-Евфимиевом монастыре, в котором находилось около двух с половиной тысяч пудов сена. Огонь в полчаса охватил строения на протяжении приблизительно 300 сажен. Как и всегда местная пожарная команда прибыла к месту пожара уже тогда, когда на спасение государственного имущества надежды было очень мало. Главное участие принимали в тушении пожара партийцы местн. организации Р.К.П. и председатель уличкома Яросл. района гр. Рыбкин, который за свое особенное активное участие в деле ликвидации пожара заслуживает «красное спасибо».
Причины пожара пока не выяснены, предполагается злой умысел. Убытки, понесенные от пожара, большие» («Призыв», 7 июня 1922).
В 1922-м г. по ходатайству епископа Суздальского Василия (Зуммера) Патриарх Московский и всея Руси Тихон возвел Леонтия (Стасевича) в сан архимандрита и назначил его наместником Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря (см. Настоятели Спасо-Евфимиева монастыря).

Монастырь был закрыт 2 февраля 1923 года, когда в нем оставалось только 15 монахов. В конце лета того же года, ночью к монастырским воротам подкатили фуры, на них погрузили последнее имущество древней обители, опечатанное уездной милицией ещё в феврале. Ценности ризницы В.И. Романовский перевез в музей.
Как писал монастырский делопроизводитель монах Нифонт, «с выселением из обители совершенно угнетенная, лишенная крова и средств к существованию братия вынуждена была устраиваться как и где кто, по своим способностям».
Монах Диомид (в миру Дмитрий Романович Кузьменко, 1866 года рождения, выходец из Подольской губернии) писал: «Грозное время меня, как и других, заставило оставить любимый Свято-Евфимиев монастырь, в котором я прожил более двадцати лет и за которым сердцем и душою скорблю, но видно Богу угодно, что пришлось... возвратиться на свою родину. Теперь возвратиться мне в Суздаль немыслимо. Поэтому я и определился в монастырь здесь... прошу не отказать, Ваше Преосвященство, выслать мне мои документы...»
«В Спасо-Ефимьевском монастыре г. Суздаля обнаружена крупная кража золотых и серебряных вещей. Кража была обнаружена раньше, еще в декабре 1918 г. Все монастырские ценности Спасо-Ефимьевского монастыря хранились в ризнице, ключи от которой были у ризничьего иеромонаха Матвея Правдива.
В 1918 г. монастырь был занят Чрезвычайной Комиссией и все монахи были оттуда удалены. Иеромонах Правдин тоже перевелся в с. Яновец Владимирского уезда.
После ухода Ч.К. монахи решили возобновить богослужение. Потребовался антиминс. Послали за Правдиным. Он пришел, пригласил послушника Якова Ей-Бог и отправился в ризницу, проникнуть в ризницу не удалось, так как замок у второй двери был поломан.
Не сумев отпереть его, Правдин вернулся к иеромонаху Нифонту и, отдавая ему ключи, сказал: Составь акт, что в ризнице все в порядке. После этого он уехал.
Ей-Бог в дот же день доложил настоятелю монастыря, епископу Павлу Борисовскому о своих подозрениях. На другой день епископ Павел собрал комиссию из монахов и представителя Уличкома и вскрыли ризницу.
Вторая дверь в ризницу оказалась поломанной, но третья и 4 запертыми, при чем ключей не оказалось. В ризнице царил полнейший хаос, все было перерыто, многие предметы валялись на полу.
Была создана другая комиссия под председательством благочинного А. Златоустова для выяснения количества похищенного. Новой комиссии удалось выяснить, что в общей сложности похищено 48 предметов золотых, серебряных и посеребренных, преимущественно мелких.
Работу второй комиссии продолжала третья, в состав которой вошел: представитель от Сузд. Отдела по охране памятников старины.
Подозрение падало на Правдина. Но он упорно отрицал вину и даже уклонялся от явки на допросы.
Комиссия, созданная для расследования дела, работала долго; сначала Правдин был отстранен от исполнения обязанностей по священнослужению, но потом после длительного периода следствия, когда епископа Павла перевели в Вятку, Владимирский епископ Афанасий препроводил дело митрополиту Сергию Строгородскому, который дело закончил и восстановил Правдина в прежних правах.
Невольно встает вопрос: сознательно или бессознательно священная братия не передавала этого уголовного дела на суд гражданской власти? Один епископ Павел вел действительн. расследование, остальные князья церкви по-видимому с целью затушевали это дело.
Когда 5/IV—22 г. дело перешло в ведение Губ. Полит. Управления, при обыске у гр. с. Яновец Марковой найдены один серебряный крест и железная банка с митрой, в которой, как оказалось, хранились серебряные монеты, кредитные Николаевские деньги, деньги Керенского, серебряные вещи и облигации аннулированных ценных бумаг, которые должны были быть сданы, согласно распоряжения Советской власти; у гр. Петрова найдены 2 золотых наперстных креста. Все эти вещи сданы Правдиным на хранение, хотя он это упорно отрицает» («Призыв», 3 июня 1922).
11 июля 1923 года был подписан договор между музейным отделом НКП и Госполитуправлением. Это был фактически акт передачи монастыря ОГПУ, для устройства концлагеря для политзаключенных. Монастырь отныне стал политизолятором. См. Суздальская тюрьма в Спасо-Евфимиевом монастыре.
В 1939 году здания Спасо-Евфимиева монастыря переданы Областной Тракторной школе». Новые арендаторы оказались «почище» прежних. Варганов в негодовании:
«20 февраля 1940 г. По приезду из Ленинграда осмотрел монастырь и ахнул! Двери западные собора взломаны, переплет выломан, стекла разбиты, одно полотно двери снято и брошено. Сторож Почитаев сказал, что охрану нести невозможно. Студенты ходят по 20 человек и указаний не слушают. Доложено администрации ОТШ».
Будущие трактористы доламывали «до основания» все более или менее сохранившееся в монастыре. Очевидно, чтобы спасти от разгрома, Алексей Дмитриевич перевозит в музей сохранившийся мраморный памятник (увы, уже без бронзового навершия) декабристу Федору Петровичу Шаховскому, узнику Суздальской тюрьмы. Он скончался в 1829 году и был похоронен на монастырском кладбище, находившемся за Никольской больничной церковью.
По настоянию Наркомпроса ОТШ была выселена. Но, как оказалось, монастырь просто освободили в связи с необходимостью размещения очередной организации…
18 июня 1946 года ликвидировали лагерь военнопленных в Спасо-Евфимиевом монастыре. Помещения переданы отделу МВД СССР по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью.
1 сентября открыта Детская мужская трудовая колония для несовершеннолетних преступников.
Весной 1948 года колония была реорганизована в трудовую исправительную колонию для девочек - со швейным и строчевышивальным профилем производства. И помещения, и территория в годы нахождения колонии в монастыре поддерживались в приличном состоянии вплоть до 1967 года.
В колонии было швейное производство, где приучали малолетних правонарушительниц (преступниц), вместе с другими сотрудниками, к созидательному труду. Производство находилось в бывшем арестантском отделении Спасо-Евфимиева монастыря... В архимандритском корпусе располагалась средняя школа, к которой вплотную примыкал клуб (в помещении Успенской церкви).
Здесь устраивались и проводились всякие торжественные мероприятия, новогодние утренники для детей сотрудников колонии, концерты художественной самодеятельности. Девочкам-колонисткам регулярно показывали кинофильмы.
Самым ярким событием в жизни колонии был приезд первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина 17 сентября 1963 г.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР 1967 года Спасо-Евфимиев монастырь должен был стать туристической базой ВЦСПС на 350 мест. В зданиях монастырского ансамбля планировалось разместить гостиницы, рестораны, все необходимые хозяйственные службы, на территории — спортивные и танцевальные площадки, открытый кинотеатр. Музею отводились собор, звонница и надвратная церковь. Колония была срочно выселена.


Проект приспособления ансамбля Спасо-Евфимиева монастыря под туристическую базу ВЦСПС на 350 мест. Музею отводятся собор, колокольня, надвратная церковь.

Руководителем предстоящей грандиозной по размаху работы реставрации был утвержден Игорь Александрович Столетов. Осенью 1968 года в ансамбль вошли реставраторы.
В реставрационную мастерскую в эти годы будет приглашена большая группа выпускников архитектурных вузов и искусствоведов, которых сразу же привлекли к работе по памятникам монастыря: Владимир Петров, Виктор Корниенко, Лола и Валерий Анисимовы, Лидия Лисова и Ирина Данилова, Александр Труфанов, Владимир Голубцов. Прораб Суздальского участка Михаил Михайлович Шаронов, к этому времени уже имевший большой опыт работы с такими выдающимися мастерами, как Александр Васильевич Столетов и Алексей Дмитриевич Варганов, - одна из крупных фигур в реставрации. Замечательные рабочие — A. Кочетков, В. Шувалов, А. Зайцев, B. Кокин... С каким энтузиазмом работали молодые владимирские реставраторы! Ночевали здесь же, в монастыре, можно сказать, в «полевых условиях», имея в виду отсутствие самого необходимого комфорта.
В 1974 г. отказались от проекта по созданию в ансамбле монастыря турцентра. Монастырь полностью был передан Музею-заповеднику. Музей-заповедник приступает к освоению монастыря и созданию целого комплекса экспозиций, связанных с историей монастыря и Суздаля; это был бы первый в стране опыт музеефикации целого архитектурного ансамбля...
Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря в 1992 году внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Тюремный корпус

Сейчас в тюремном корпусе находятся экспозиции посвященные как истории заключенных царской России, так и узникам политизолятора советских времен. См. Тюрьма в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля

Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря

См. Аптекарский огород.




Киоск с плоской крышей поставлен на смотровой площадке в 1974 году. В руках несостоявшихся приватизаторов пришел в руинообразное состояние. За то, чтобы его разобрать и вывезти остатки на свалку, земельный участок 344 кв. м. 13 августа 1999 г. решением главы администрации города передан в собственность Бобрынину Владимиру Юрьевичу.

«Магазин сувениров на Ленина». Улица Ленина, д. 133б.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник экспозиции Спасо-Евфимиева монастыря:
- «История суздальских монастырей»;
- Золотая Кладовая - сокровищница прикладного искусства;
- Русская икона XVIII - начала XX века. Паломнические реликвии из перламутра XVIII–XIX вв.;
- "Книжные сокровища шести столетий";
- Музей наивного искусства;
- Фрески Гурия Никитина (Спасо-Преображенский собор);
- Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский;
- Аптекарский огород;
- «Побеждая время» - "живой" музей реставрации;
- Сплетение судеб - рассказ о творчестве режиссеров Тарковского и Гуэрры;
- Суздальская тюрьма.


Категория: Музеи Владимирской области | Добавил: Николай (30.04.2015)
Просмотров: 7778 | Теги: Суздаль, Музеи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru