Главная
Регистрация
Вход
Четверг
26.12.2024
16:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Город Шуя Владимирской губернии

Город Шуя

Названию крепости-города Шуей послужило то, что он построен на левом берегу реки Тезы, славянское слово Шуя обозначает левая сторона. Историк Болтин в описании Владимирского Наместничества говорит, что Шуя на сарматском языке значит Столица.

3. Городище, XIV-XVI вв. Территория города, левобережная терраса р. Теза (левый приток р. Клязьма), возвышающаяся над рекой на 15 м., при устье р. Сеха. Обследовалось в 1985 г. А.В. Уткиным. Площадка трапециевидной в плане формы размерами 370х270 м. ориентирована по оси северо-восток – юго-запада, в древности была обнесена валом и рвом. По описи 1708 г. длина вала по периметру составляла ок. 1100 м., высота вала относительно площадки – 4 м., относительно рва – 14-18 м. С трех сторон окружали его рвы, с четвертой (северной) река Теза.
В настоящее время площадка застроена, от укреплений сохранились лишь остатки рва с северо-востока, юго-востока и юго-запада, в середине которых прослеживаются признаки древних воротных проездов в крепость.
На валу находилась деревянная стена с четырьмя по углам башнями и трое ворот, которые назывались: на востоке Никольские с церковью над ними Св. Чудотворца Николая, на юге Телешевские и на западе Тайницкими. В крепости находились храмы: соборная деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Святых Иоанна Предтечи и Благоверного князя Владимира Киевского, и деревянная церковь Св. Алексея человека Божия. Административные учреждения города: тюрьма, Губный двор, Съезжая изба, Наместнический (Воеводский) двор; дома князей и бояр: Шуйских, Черкасских, Барятинского, Пожарского, Гундорова, Телятьевского и Мезенцского; дворян: Кайсаровых, Бражниковых, Каблуковых, Казимировых, Бабкиных, Волковых, Собакиных, Мишуковых, Кашинцева, Басанова, Кишкина, Сечинова, Алалыкина, Колобова и др.; подворья монастырей: Суздальского Николо-Шартомского и Троицкого; дворцовых сел: Дунилова, Гориц и Лежнева. Все боярские и дворянские дома в актах того времени названы осадными дворами. Во время неурядиц и междоусобиц домашних, набегов татар, литвы и поляков бояре и дворяне, проживающие около Шуи в своих Отчинах и Поместьях, при приближении неприятеля, находили единственным спасением укрываться в укрепленный город Шую: сюда спешили они с семействами и имуществом под защиту крепости и войска, и сами несли службу во время пребывания в городе наравне с войском.
Городище являлось центром средневекового города Шуя, впервые упомянутого под 1539 г. в связи с разорением его казанскими татарами.
Город был основан, видимо, не ранее XV в., когда в письменных источниках упомянуты князья Шуйские.

Посад (пригородок, предместье).
Рядом с крепостью по берегу реки стал строиться и населяться, как выражаются древние грамоты, пригородок, т.е. предместье или посад, который по церкви Св. Бориса и Глеба именовался Борисоглебским, и в этом значении стал известен под именем Борисоглебской Слободы и посада Шуи, что в сущности обозначало одно и тоже.
В грамоте царя Иоанна Васильевича IV Грозного, данной в 1574 году, говорится, что вотчина дворян Лазаревых находится близ самой Шуи в Борисоглебском или Шуйском стану, также упоминается часто в старинных актах о Борисоглебской Церкви, как о приходской у целой волости.
Кроме Борисоглебской церкви (в последствии Крестовоздвиженская) на посаде были построены церкви: Козьмо-Демьянская (в последствии Спасская), Никольская (в последствии Воскресенский собор) и Троицкий мужской монастырь (Монастырь упразднен в 1765 году и обращен в приходскую Троицкую церковь; место это, удаленное от центра города, отведено для городского кладбища). На посаде проживало и войско; так, одна улица называлась Пищальной, где жили тогда пищальники или пушкари.
Мало-по-малу на посаде учреждалась и сосредоточивалась и Администрация как города, так и всего окрестного края: устроены были Земская изба, Таможня, Соляной двор, Конская изба, Кружечный двор, Изба приказных людей, Святительский двор, Гостиный двор, Убогий дом и Богадельни.
Под защитой городских укреплений и войска мало по малу образовался класс торговых и промышленных людей; поселившиеся на посаде жители получили название посадских людей, образовались ремесла и промыслы.

В 1387 г. - образование Шуйского княжества (1387 - 1448 гг.) - столица Шуя.

1539 г. - сожжение Шуи. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разоренных казанским ханом Сафа-Гиреем. Однако есть основания предполагать, что город существовал уже в сер. XIV в. в составе Суздальско-Нижегородского княжества.

В 1548 году царь Иван Грозный отдал город Шую боярину Игнатью Борисовичу Голохвостову в кормление, т.е. Голохвостову было предоставлено право пользоваться разными городскими доходами и притом «съ правдою, съ пятномъ и съ корчмою». Слово «съ правдою» означало то, что Голохвостову было предоставлено заведовать в городе Шуе судебными делами; «съ пятномъ» - право брать в свою пользу с клеймения или пятнания лошадей положенные пошлины,- с каждого покупщика лошади по деньге; «съ корчмою» означало беспошлинное право курить вино, варить мед, пиво и прочие напитки, и продавать все это в свою пользу.
В 1549 году, когда Иван Грозный, после смерти Казанского Царя Сафы-Гирея, предпринял поход на Казань, тогда один из передовых его полков составлялся в Шуе, в который поступили и шуйские пищальники.
В 1565 году Царь Иван Грозный в числе 19-ти городов присоединил Шую в свою опричину (1565-1572 гг.) со всеми ее волостями и деревнями.
В 1572 г. по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя переходит в наследство его сыну Федору I. «Земли подъ новые дворы, мельницу и изъ поместныхъ земель около Шуи города и посаду на все четыре стороны по 10 десятинъ длинныхъ со всеми угодьями животине на выпуске».
Шуйская крепость-острог

Василий Иванович Шуйский (1552 г.— 12 сентября 1612 г.) — представитель княжеского рода Шуйских, русский царь c 1606 по 1610 годы (как Василий IV Иоаннович).
В 1606 г. царь Василий Иоаннович Шуйский жалует Шуе уставную грамоту-один из драгоценнейших памятников Российского законодательства.
В 1609 году, в смутное для России время самозванцев, когда внутренние и внешние враги терзали Россию, шуйские жители, как верные сыны отечества, отреклись следовать постыдному примеру суздальцев, присягнувших самозванцу, известному под именем Тушинского вора. Они видели, что им грозит за это гибель от самозванца, однако, не смотря на угрозы поляков и русских мятежников, остались верными своему законному Царю Василию Ивановичу Шуйскому. И, действительно, русские изменщики и поляки излили всю ярость на город: они выжгли, разорили его до основания, как доносил об этом гетману Сапеге изменник русский, Суздальский воевода Плещеев. В это время неприятели сожгли и шуйскую деревянную стену с деревянными башнями, бывшую на городском валу.
Шуя действовала против поляков в этом году особенным ополчением под начальством боярина Федора Ивановича Шереметева.
В 1614 году царь Михаил Федорович пожаловал Шуе таможенную грамоту, в торговом отношении в то время для Шуи акт весьма важный.
В 1615-1616 гг. поляки и литва несколько раз делали набеги на Шую и грабили жителей. Старинные акты того времени говорят: польские и литовские люди приходили в Шую «воевати многажды». На посаде храмы Божии и Посадские дворы и лавки выжгли и разорили до основания, людей побили и платежные описи и всякие городские дела пожгли и ни каких дел не осталось.
В 1619 году Шуя снова подверглась разорению враждебных литовцев, казаков, черкес и русских мятежников, которые превратили город в прежние развалины и пепел. Вместо домов и церквей остались одни пустые места, и несчастные жители скитались где ночь, где день.
В 1629 г. Шуя подверглась пожару, из 154 дворов тягольных, на посаде сгорело 32 двора.
В 1640 г. сильный пожар, случившийся 15 августа, истребил в Шуе церкви Борисоглебскую и Крестовоздвиженскую, двор приказных людей, тюрьму, губный двор, таможню, кабак двор с товарами и богадельню. Сгорело 82 двора без остатка, да разломано 42 двора. В акте об этом пожаре сказано: от того пожара Шуяна разорилась до конца и разбрелись кормитца по миру.
В 1649 г. царь Алексей Михайлович указом предписал Шуйскому воеводе Змиеву, употребить самые строгие меры об искоренении оставшихся языческих обрядов, именно: на вечери Рождества Христова коледи и усеня и плуги не кликати, бесовских сквернословных песен не петь, в субботу на Воскресенье и в праздники бань не топить, и в Воскресенье же платья не мыть… и матерно не браниться, пьяным не ходить, бород не брить и на качелях не качаться.
В 1652 г. пожар, случившийся 4 апреля, в Шуе опять истребил на посаде много домов, но храмы Божии и Гостиный двор уцелели.
В 1654 г. Шуя была поражена ужасным бедствием. Смертоносная язва, свирепствовавшая в то время в России, появилась в Шуе; с 1-го сентября и по 12-е октября поражала жителей в сильной степени; в течении сего времени в Шуе померло 560 человек, осталось 610 человек. Памятников сего бедствия служит часовня при Спасской церкви, сооруженная вскоре после моровой язвы усердием шуйских граждан. Во время свирепствования язвы жители Шуи рассудили написать икону Смоленской Богоматери. Между жителями города нашелся иконник Герасим Тихонов; ему-то поручили жители написать Св. Икону. С благоговением приступил Тихонов к написанию Образа и при самом начале поражен был удивлением: невидимая сила изменила первоначальный очерк его Образа; исправивши его, он на другое утро увидел Образ опять измененным, что счел уже за чудо и продолжал писать по изменившемуся Очерку; по написании и принесении Св. Иконы в церковь, начались чудеса; язва стала уменьшаться и вскоре прекратилась совершенно.
9 мая 1662 г. сгорели Крестовоздвиженская церковь, губный двор, таможня, гостиный двор, ряды, дворы, житницы и в лавках товары – все погорело без остатка.
В 1667 г. по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Иосафа прибыла в Шую особая Комиссия под главным управлением архиепископа Суздальского и Торусского Стефана для исследования чудес от вновь написанной иконы Смоленской Божией Матери. Комиссия состояла из 5 архимандритов, 2 игуменов и 1 протоиерея. Истина чудес была подтверждена и описана. Святая Икона стала известна под именем «Шуйской Смоленской» (память 15 ноября по н. ст.). Вскоре из приходской Воскресенской деревянной церкви, где находилась Св. Икона, был воздвигнут каменный пятиглавый храм и в 1690 г. переименован в собор.

В 1682 году в мае месяце в Шуе проездом в Москву из места своего жительства – г. Луха, останавливался боярин Артамон Матвеев. Он проезжал тогда городом не как опальный, но как знаменитый боярин. Ехал он через Шую с великой пышностью и забрал у шуян не малое количество людей, вероятно, для сбережения себя в пути.
В 1686 г. царями Иоанном и Петром Алексеевичами и царевной Софией Алексеевной, дана Шуе особенная жалованная грамота о том, чтобы не застраивали реки Тезы мельницами и мостами, и тем самым не препятствовали судоходству по Тезе из реки Клязьмы до Шуи. В 1686 г. с судового хода по реке Тезе в казну получено дохода 1124 руб. 3 алтына и 5 денег. Такой доход, судя по дороговизне монеты, в то время считался огромным.
В 1699 г. царь Петр Алексеевич пожаловал шуян льготной грамотой, в которой написано: которые мертвыя тела на ихъ городской земле явятся, поголовныхъ денегъ не брать.
Древнее состояние города Шуи в кон. XVIII в. (Шуйская крепость-острог, Таможня и соляной двор, Кружечный двор, кабаки и винокурня, Улицы, дома и площади, Съезжая изба и Воеводский двор, Губной двор, Земская изба, Святительский двор)
Заводы, фабрики, ремесла, промышленность и земледелие гор. Шуи в кон. XVIII в. (Гостиный двор и торговля, Количество земли и казенные доходы с посада, О Шуйско-Суздальском иконописании)

В 1705 г. грамотой в Шую от царя и великого князя Петра Алексеевича, «велено всякаго чину людямъ, кроме духовенства, бороды и усы брить и платье носить немецкое», в этом же году был прислан Указ, об отобрании у купецких людей дубовых гробов и о передачи их в монастыри.

В 1708 г. Шуя причислена к новоучрежденной Московской губернии.

В 1710 г. сильный пожар, при порывистом ветре, 12 июля истребил город Шую, церкви соборные и приходские каменные обгорели, деревянные и с колокольнями сгорели дотла, также сгорели земская изба, таможня, долговая изба, гостиный двор, винный выход, питейная и конская избы, ряды и лавки с товаром, мыльные и кожевенные заводы – все погорело без остатка, из 208 дворов посадских осталось только 13 дворов, так что Шуя совершенно опустела.
В 1719 г. в росписи Московской губернии на девять провинций, Шуя причислена к провинции Юрьев-Польской.
В 1722 г. император Петр Великий, проезжая в Персидский поход, посетил город Шую. Предание говорит, что он заехал в Шую единственно для того, чтобы исполнить свое обещание – помолиться Иконе Шуйской-Смоленской Богородицы, прославленной чудесами и некогда исцелившей Царя от тяжкой болезни.
В 1737 г. государыня цесаревна Елизавета Петровна осчастливила в этом году город Шую своим пребыванием,- она провела в Шуе август и сентябрь месяцы, в бытность свою не редко посещала Воскресенский собор, имея особое благоговение к Чудотворной иконе Шуйской-Смоленской Богоматери. В хорошую погоду прогуливалась по городу верхом на красивой лошади, имея на себе платье темного цвета, а на голове шапочку, также несколько раз с окружными дворянками изволила ездить на охоту.
7 мая 1766 г. утром в 9 часов в Шуе на посаде произошел пожар, сгорело из казенного имущества: амбар с солью, два кабака, два выхода с запасным вином, строение Городового Магистрата с делами, конская изба и 5 Богаделен, домов обывательских из 317, сгорело 117, лавки, амбары и шалаши на площади всё погорело без остатка, но храмы остались все целы и невредимы.
В 1770 г. опять Шуя истреблена пожаром, который случился в самый Духов День в 10 часов утра. От этого пожара обгорела Спасская церковь и при ней каменная часовня. После этого пожара город распланирован по составленному в 1771 году плану землемером М. Хомяковым.


Вид города Шуи с северной стороны

План уездного гор. Шуи в 1771 году

Владимирская губерния была образована по именному Указу Екатерины II 2 марта 1778 года.
Указом Екатерины II от 1 сентября 1778 года губернию преобразовали в наместничество, которое просуществовало до 1796 года.
Шуйский уезд был образован в 1778 году в составе Владимирского наместничества.


Герб Шуи

В 1781 г. российская императрица Екатерина Великая утверждает герб города Шуи. Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделенный на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард – символ губернского города Владимира; в нижней части – "на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы".
Мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о них находим в писцовой книге Афанасия Векова 1629 г. Уже в XVI в. определился промышленный характер города Шуи. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в XVI-XVII вв., поэтому царя Василия Шуйского в народе называли "шубником".

В 1788 г. высочайше конформирован план города Шуи, составленный землемером М. Хомяковым.
В 1792 г. был самый ужасный пожар, известный у жителей Шуи под именем Покровского. Пожар произошел 10 октября в полночь и начался в лавках близ Спасской церкви. Спасская и Крестовоздвиженская церкви обгорели, не могли даже спасти церковной утвари, которая вся сгорела, улицы: Загостинье, Пищальная, Заболотье и много заводов сгорело. Жертвой этого пожара было более 200 домов.

С 1796 г. Шуйский уезд в составе Владимирской губернии.

Шуйское духовное училище было открыто 24 сентября 1816 года в здании близ колокольни Воскресенского собора, пожертвованном купцом Носовым.
В 1831 году, в июле месяце жители Шуи были поражены холерой, от которой умерло более 300 человек. Жители Шум прибегнули к своей Заступнице Чудотворной иконе Смоленской-Шуйской Богоматери, наложили на себя семидневный пост, обнесли Святую Икону кругом города, и болезнь стала прекращаться. Вследствие чего жители учредили крестный ход в воспоминание избавления от холеры, который исполняется каждый год 28 июля.
5-го мая 1823 года помещица Екатерина Ивановна Барсукова обратилась к Владимирскому губернатору с ходатайством о разрешении «доставить удовольствие здешней шуйской публике» — дать в городе Шуе ряд спектаклей силами своего домашнего Крепостного театра.
12 мая 1837 г. Шую посетил Наследник, будущий Император Александр Николаевич (см. Путешествие государя наследника цесаревича Александра Николаевича в 1837 г. по Владимирской губернии). При стечении многочисленного, со всех сторон стекшегося народа Государь Наследник прибыл прямо в Воскресенский собор, где прикладывался к Чудотворному Образу Смоленско-Шуйской Богоматери, и благосклонно принял поднесенную протоиереем собора икону Шуйской Богоматери. Из собора Наследник заехал в Крестовоздвиженскую церковь; осмотрев богатство этой церкви, отправился в квартиру в дом почетных граждан, купцев Киселевых. Переночевав, Наследник отправился из Шуи по тракту в село Иваново. В свите Августейшего путешественника находился тогда русский поэт Жуковский Василий Андреевич.
10 июля 1837 г. было вновь открыто судоходство по реке Тезе. Существующее исстари судоходство по реке Тезе было прекращено застроенными мельницами в царствовании Анны Иоанновны в 1732-1733 гг., и река Теза целое столетие не имела судоходства. Мысль возобновить это полезное учреждение принадлежала Мануфактур Советнику шуйскому купцу А.И. Болотову.

5 ноября 1844 г. была освящена Васильевская церковь в Киселевской больнице гор. Шуи.

11 августа 1847 г. в 4 часа по полудни в Шуе произошел довольно значительный пожар. При сильном ветре истреблено 10 каменных и 68 деревянных обывательских домов, каменный общественный дом, корпус деревянных лавок и казенный питейный дом; убыток достиг суммы 247000 руб. серебром.
Город и посад были деревянные, при том же построенные очень часто; беспорядочное расположение улиц, переулков и даже самих площадей, по которым с трудом можно было пройти и проехать – все это давало обильную пищу огню и отнимало все средства к сохранению не только имущества, но не редко и самой жизни; а какие средства в старину имелись для тушения пожаров? Совершенно никаких, единственное средство было разламывать дома, даже целые улицы, и так иногда останавливался огонь. Шуя в древности была окружена огромным лесом, который не имел дорогой цены и поэтому сгоревшие дома вскоре выстраивались вновь, и жители с покорностью ожидали и испытывали вновь те же несчастья.

В 1848 году жители Шуи снова были поражены холерой, от которой в городе умерло 196 человек. Затем ею же были поражены в 1853 году. Такая же губительная язва поразила шуйских граждан в 1871 году. Эпидемия началась с 15 августа и продолжалась до 1 октября; умерло тогда не менее 300 человек.

На противоположной стороне старинного города по правому плоскому берегу тезы расположилась часть нового города, которая начала возникать и устраиваться с 1832 года. В новоотведенных кварталах находились по большей части фабрики и заводы, бумаго-прядильно-ткацкая мануфактура г-на Попова, заварки всех ситце-набивных фабрик; часть нового города жители именовали Заречной стороной. Город соединялся между собой через реку Тезу одним большим постоянным мостом и другим малым временным, который при разлитии Тезы весной собирался. Заречная сторона была разделена на две стороны – Восточную и Западную речкой Сехой, которая с северной стороны впадает в Тезу. Через Сеху для соединения обеих сторон был устроен постоянный мост.

Город Шуя в 1861 году
Торговые и фабрикантские дела в Шуйском крае в 1863 году.
В 1863 г. Шуя имела 55 кварталов, 5 площадей, 7 корпусов лавок, 1 пристань, 72 улицы и переулков. Улицы шли по ровной местности и расположены были довольно правильно, ширина улиц от 40, 20, 15, 10 и до 6 сажен, проулки от 3 д о10 сажен; пространство площадей торговой, лесной, конной и двух заречных и пристани на реке Тезе занимало до 25 десятин, торговая площадь и до 20 улиц вымощены каменной мостовой в количестве 25000 квадратных сажен; мостов в городе 3, мостиков каменных 4, деревянных 2, первые через реки Тезу и Сеху, а последние внутри города через потоки; съездов к реке 6, прудов 5, колодцев 76, огородов общественных 1, частных 46, садов обывательских 42, кладбищ 2, один собор и 5 приходских церквей.
Построек казенных в Шуе находится: каменный двух-этажный корпус присутственных мест, где помещаются: Уездное Казначейство, Уездное Полицейское Управление, Дворянская Опека, Уездный Суд и квартира бывшего городничего; каменный тюремный замок и арестантская; 2 винных магазина: один каменный внутри города, второй деревянный за городом, состоящий из трех корпусов обгороженных в один двор; 5 деревянных питейных домов, 3 деревянных соляных амбара, каменный дом для духовного училища, 1 каменный и 2 деревянных дома, где помещаются светские училища, квартира штатного Смотрителя и публичная Библиотека; построек принадлежащих городу: каменный двух-этажный дом, где помещаются: Городская Дума и Квартирная Комиссия, 2 каменных дома над лавками, в одном из них помещаются Городовой Магистрат, Словесный и Сиротский Суды, во втором – гостиница для приезжающих, каменные двух-этажные казармы для внутренней стражи с деревянными службами, баней и цейхгаузом, каменный двух-этажный дом на торговой площади, занимаемый трактиром, 2 каменных и 5 деревянных корпусов торговых лавок, каменные городские весы (ванена), деревянная водяная мукомольная о шести поставах мельница, 2 пожарных деревянных депо с конюшнями и жилыми зданиями для пожарной команды, одно депо находится близ корпуса присутственных мест, другое за рекой Тезой в новоотведенных кварталах, 4 деревянных полицейских будки, и до 80 столбов с фонарями для освещения города. К зданиям, принадлежащим городу, следует отнести и здания Киселевской Больницы, в которой помещалась и Городская Больница для чинов военного ведомства.
Всех домов в городе с прилегающей к нему солдатской слободой – 107 каменных, 722 деревянных, всего 829, считая в том числе и фабричные заведения.
Приписанных к городу Шуе, числилось лиц податного состояния в 1862 г.: Мещан 1630 семейств – 3263 муж., 2847 женс. душ.; Купцов 1-й гильдии 1 семейст., 2-й гильдии 21 семейст., 3-й гильдии 160 семейст. – 566 муж., 614 жен. душ.
Всего 1812 семейств: 3829 муж., 3461 женск. душ.
В городе проживало с иногородними: Духовенства – муж. 112, женск. 115; Дворян потомственных – муж. 27, жен. 53; Дворян личных и разночинц. – муж. 229, жен. 255; Почет. Гражд. и купцов всех гильдий – муж. 290, жен. 375; Мещан – муж. 1920, жен. 2100; Военных чинов – муж. 240, жен. 282; Почтальонов и Фельдшеров – муж. 20, жен. 28; Вольно-отпущенных – муж. 36, жен. 48; Крестьян казенных – муж. 13, жен. 18; Крестьян временно-обязанных – муж. 26, жен. 40.
Мастерового, ремесленного и фабричного народа на фабриках и заводах находилось: муж. и жен. 5360 чел., следовательно население Шуи в 1862 г. простиралось до 11,587 человек обоего пола.
В 1862 г. родилось в Шуе 190 муж. и 193 жен. пола; умерло 164 муж. и 132 женского пола, браков православных было 71.
4 июля 1866 г. в Шуе происходило торжество в честь Пятидесятипятилетнего юбилея протоиерея Шуйской Васильевской Больничной церкви о. Андрея Васильевича Архангельского.

Команда внутренней стражи помещалась в городских казармах; во время рекрутского набора в городе и прохода через город солдат жители отправляют повинность натурой. При раскладке налогов с недвижимых имуществ в доход города жители вносят поземельных денег 1979 руб. 2 ½ коп., налога нового вместо подушных в казну, с недвижимых имуществ всего города (как с частных так и с общественных) оцененных в 400 000-2 000 руб.; при подаче капиталов вносится с 1 гильдии в доход города и на разные учреждения 12 руб. 50 коп., с 2-й гильдии 4 руб. за полгода…

Открытие Благотворительного общества для нищих в городе Шуе состоялось 29-го мая 1880 года.

Первое женское Училище 2-го разряда было основано в г. Шуе в 1860-м году. В 1873-м году, по ходатайству городского общества, Училище было преобразовано в Прогимназию, а в 1877 году — в семиклассную Гимназию с приготовительным классом. В 1880 г. Шуйская женская гимназия переехала в новый дом.
Учебных заведений в городе находилось: Духовное приготовительное Уездное училище, 5 училищ светских: Приходское, Уездное, женское и две частных приготовительных школы. Учащихся в духовном училище 180 мальчиков, в светских училищах 155 мальчиков, в женском 82 девочки, в 2-х частных школах 48 мальчиков и 15 девочек, всего 480 человек. Преподавателей: учителей и учительниц 16 лиц. в женском училище девочки учатся бесплатно.
При Уездном светском училище находится Публичная Библиотека, которая открыта в 1861 году, её основанием послужили книги Училищной Библиотеки, но более пожертвования от лиц частных. Купцы: Гундобин, Лядов и Борисов достаточно пополнили Библиотеку жертвуемыми книгами. Почетный смотритель, купцы: Попов, Посылины, Щеколдин, Калужские, Волков, Листратов, Гундобин, Борисов и др. пожертвовали деньгами до 500 руб. в 1863 г. Библиотека имела до 1120 наименований книг, составляющих более 3500 томов, Библиотека получала в 1863 г. 32 экземпляра газет, журналов и др. периодических изданий. Получающих книги, газеты и журналы на дом: членов-жертвователей – 29, простых подписчиков – 22, всего 51; подписная цена за чтение книг и журналов в год – 3 руб. в полгода 2 руб., в месяц 50 коп.
Учебные заведения уездного гор. Шуи.

Послание Императору из Шуи 1876 г.
Шуя 7-го октября и 30-го ноября 1877 г.
Шуя в феврале 1878 года
Встреча в г. Шуе II-го пехотного, Псковского полка в 1878 г.
Весть о покушении на Императора Александра II 2-го апреля 1879 г. в гор. Шуя
Pечь, сказанная в Шуйском Воскресенском соборе 19-го февраля 1880 г.
Речь, произнесенная в Шуйском Воскресенском соборе, по кончине Императрицы Марии Александровны (ум. 22 мая 1880 г.).
Посещение города Шуи Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским 16-го сентября 1880 года.
Публичные, бесплатные народные чтения религиозно-нравственного содержания в гор. Шуе в 1881 г.
Город Шуя 15-19 мая 1883 года.
1-го октября 1883 г. Открытие и освящение водопровода в городе Шуе.
Шуя в 1900 году.
В 1901 г. в г. Шуе прошла Губернская выставка кустарной промышленности.
Братский Союз о. о. диаконов и псаломщиков Иваново-Вознесенского и Шуйского церковных округов образован в марте 1917 года.
«Нам сообщают из гор. Шуи. «11-го марта сего года в гор. Шуе, в помещении мужской гимназии состоялось общее организационное собрание учащих всех учебных заведений города разных типов и ведомств для объединения педагогов, как города, так и уездов в одно общество под названием: «Шуйское педагогическое общество» в целях общественно-политических и профессиональных. Были избраны два делегата общества в качестве членов в местный Исполнительный Комитет и шесть заместителей к ним, а также 12 делегатов в «общество Шуйских служащих правительственных, общественных и фабрично-торговых учреждений и предприятий», куда Шуйское педагогическое общество постановило войти, как составная политическая единица. От общества служащих пять учителей избраны делегатами в совет рабочих и солдатских депутатов гор. Шуи. Все означенные делегаты уже вступили в соответствующие организации в качестве полноправных членов.
В этом же собрании 11-го марта было избрано бюро общества, в члены которого вошли по одному представителю от каждого учебного заведения г. Шуи, а от народных учителей — 3 человека; была избрана редакционная комиссии для выработки, совместно с бюро, проекта устава общества дли внесении его на рассмотрение ближайшего общего собрания.
Общее собрание педагогов для рассмотрения и утверждении устава педагогического общества состоялось 18-го марта. На этом собрании был рассмотрен и утвержден устав «Шуйского педагогического общества» и подписан всеми явившимися на собрание учителями и учительницами, как членами учредителями, и общество признано сформировавшимся для дальнейшей деятельности.
Нет сомнений, что дружная работа педагогов в закладке прочного фундамента, на котором весь народ будет строить грандиозное здание обновленной и свободной России, будет важна, как работа лиц, вышедших, в большинстве, из недр того же народа и служивших все время народу верой и правдой, не за страх, а за совесть, несмотря на то, что царское правительство постоянно косилось на учителей за их уклон „влево", взяло их „под сомнение" и держало, особенно народных учителей, в черном теле, налагая на них нередко всевозможные взыскания и кары до Сибири и Петропавловки включительно.
Но для того, чтобы творческая работа педагогов была согласованнее, планомернее и продуктивнее, необходимо учительским или педагогическим обществам соединяться в Губернские, Губернским в Областные союзы (например, Московский Областной Союз), а Областным или Окружным Союзам слиться во Всероссийскую Учительскую Лигу, которая и явится уже краеугольной и конечной организацией педагогов, представляющей из себя огромную силу для укрепления начал, добытых народом в долголетней борьбе за право свое и насаждения света и правды в свободной России» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №17, 23-го марта 1917).
В июле 1917 года в среде духовенства открылся «Кружок» законоучителей города Шуи.
Локальный культ М.В. Фрунзе в Шуе: мемориализация и мифологизация

Промышленность и торговля

Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе.

В 1849 г. в Шуе находилось 20 фабрик и заводов, на которых было выработано товаров на сумму 2,075,200 руб.; обороты торговли города простирались на 389,800 руб. серебром.
В 1861 г. в Шуе находились следующие фабрики и заводы:
Хлопчато-прядильно-ткацкая бумажная Мануфактура – 1; ткацких миткалевых, наночных китаичных – 19; ткацких пестрядных, холстиночных и сарпиночных – 30; ситце-набивных – 17; отбельных – 6; красильных – 6; химических – 1; воскобельных-свечных – 1; сально-свечных – 2; гравирное – 1; скорняжно-меховых – 3; кожевенных – 7; овчинно-шубных – 19; водочный – 1; пиво-варенных – 2; всего 116 фабрик и заводов; на которых сработано товару на 4,462,240 руб.; рабочего народа при фабриках в самом городе находилось 4616 человек, в уезде занято было работами 15,523 чел., в течении года выдано им за заработок денег 414,700 руб. серебром.
Мастерские, ремесленные и промышленные заведения в городе с мануфактурой, фабричной и заводской деятельностью явились и развились довольно значительно. Одни из них необходимы для фабрик и заводов, другие составляли необходимость города, были и такие, которые существовали только потому, что в Шуе имелись зажиточные жители. В 1861 г. всех артелей, мастерских, ремесленных, рукодельных и промысловых находилось до 40 наименований, в них находилось 941 чел., ими получено за работу и свои рукоделия 173,300 руб. сер. По количеству людей более прочих составляли артели: плотников до 200 человек, каменщиков и штукатуров до 100 чел., кузнецов, чеканщиков и медников до 80 чел., мостовщиков и печников д о50 чел., живописцев, моляров и кровельщиков до 60 чел., столяров и каретников до 40 чел., портных и сапожников до 140 чел.

Шуя славилась ярмарками, учрежденными в 1836 г. Тогда для ярмарок был выстроен деревянный гостинный двор.
Знатнейших ярмарок во Владимирской губернии в сер. XIX века было 9, из которых две бывали в городе Шуе. Одна летняя, начиналась с 9-го воскресенья по Пасхе и называлась Шуйско-Смоленской, в этот день был издавна учрежден вокруг города крестный ход, на богомолье приходило много богомольцев верст за 100 и более; стечение народа доходило до 20,000 чел., но к вечеру народ этот весь расходился. Другая ярмарка зимняя, начиналась с 21-го ноября – дня Введения во храм Божией Матери и называлась Введенской. В 1854 году привезено было на нее товаров на 78,300 руб. сер., а продано на 25,700 руб. сер. Обе ярмарки продолжались по две недели. На шуйских ярмарках в 1861 г. продано всех товаров: на Смоленской – 15,000 руб. сер., на Введенской – 25,000 руб. сер.

Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы – в 1654 г. в гостинном дворе была лавка английско-архангельской торговой компании, привозившей товары из Архангельска.
Торговля Шуи разделялась на торговлю каждодневную и торговлю базарную по вторникам. Каждодневная торговля удовлетворяла потребностям живущих в городе. Торговля базарная удовлетворяла как живущих в городе, так и всю окружность жизненными припасами и другими сельскими произведениями, которые в базарные дни бывали и дешевле и в большем количестве.
Постоянная торговля в Шуе в 1861 г. имела следующие обороты: каждодневная – 843,300 руб., базарная – 2,366,700 руб., что составляет с ярмарками сумму в 3,250,000 руб. сер. Более значительные обороты по торговле составляли: хлебом и провизией около 786.000, хлопчато-бумажной пряжей ок. 645.000, разными питьями до 300.000, лесного материала (бревен, теса и дров) до 290.000, овощным, колониальным и москотельным товаром до 200.000, строительных материалов (кирпич, известь, алебастра, камень) до 100.000, железом до 100.000, Панским и Суровским товаром до 150.000, овчино-шубным до 180.000, кожаным товаром (сырым и выделанным) до 62.000, рогатого скота и лошадей до 60.000 руб. сер., прочими товарами обороты составляли менее.
Для торговли в городе находились открытыми в общественных корпусах и в частных домах 265 лавок; в 1861 г. в Шуе было Ренсковых погребов – 3, питейных домов – 6, штофных лавочек – 4, трактиров – 3, харчевен – 3, гостиниц с номерами – 2, постоялых дворов – 9.
К 1 июля 1863 г. в Шуе находилось: трактиров – 6, харчевен – 2, съестных лавочек – 3, постоялых дворов – 8, гостиниц с номерами – 5, оптовых складов – 5, Ренсковых погребов – 10, питейных домов – 65, лавочек штофных – 5, буфет – 1, водочных заводов – 2, пивоваренных – 2…

Хлебопашество

Хлебопашеством в городе в 1861 г. занимались из мещан и купцов до 50 чел., у которых это занятие не составляло главного промысла; земли под посев хлеба в трех полях находились около 300 десятин. Хлеба высеивалось ржаного до 300 четвертей, ярового до 1000 четвертей; урожай хлеба на шуйских полях бывал: ржаной сам – 5, яровой сам – 6 и более. Хлебопашество городское доставляло ту выгоду жителям, что делало солому и мякину дешевыми, без чего бы цены на корм для скота были бы в городе намного больше; хлебопашество приносило хлеба на сумму до 25,000 руб.

Текстильный промысел

С давних времен развивался в Шуе текстильный промысел - изготовление льняных тканей. Ткачество холстов производилось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения города Шуи на деревянных ткацких станах.
С сер. XVIII в. в Шуе появляются ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в 1755 г. Однако уже к кон. XVIII в. всемирный рынок завоевывает хлопок. Шуйские купцы - династия Киселевых - были первыми предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии не только в Шую, но и ее окрестности. Параллельно Киселевым быстро развивались фабрики купцов братьев Посылиных.

Продукция посылинских мануфактур была удостоена большой золотой медали на Первой Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Санкт-Петербурге в 1829 г. "Этот купеческий дом в Шуе искони богатый, расчетливый и настойчивый в исполнении задуманных предприятий, имеет все средства вещественные и невещественные, чтоб сделать свою прядильную фабрику одним из первых заведений в государстве", – так русский писатель Дмитрий Шелехов в сер. XIX в. отзывался о тех, кто стоял у истоков шуйской текстильной промышленности.
Шуйское купечество сыграло важную роль в благоустройстве и создании архитектурного облика города.

Храмы Шуи

В кон. XIX века Шуйское городское Благочиние составляли: Воскресенский собор, Крестовоздвиженская церковь, Покровская церковь, Спасская церковь, Троицкая церковь, Васильевская Больничная церковь (в Киселевской больнице), Всехсвятская Единоверческая церковь, Александро-Невская церковь при Духовном Училище, Алексиевская церковь, что при Богоугодных заведениях, Никольская, что при Тюремном замке, церковь, Петропавловская церковь.
25 сентября 1900 г. прошло торжество освящения храма при Шуйской мужской классической гимназии.
В кон. XIX века к Городскому Благочинию были причислены церкви следующих сел: Васильевского (Троицкая церковь, церковь Грузинской Божией Матери, церковь Святителя и Чудотворца Николая, кладбищенская Успенская церковь), Взорнова (церковь Святителя и Чудотворца Николая), Мельничного (церковь Святителя и Чудотворца Николая, теплая церковь Св. Апостола Иакова, брта Господня) и Юрчакова (церковь в честь Преображения Господня).
К 1917 г. в городе было 20 церквей.
Шедевром русского зодчества первой половины XIX в. по праву считается комплекс Воскресенского собора с его всемирно известной 106-метровой колокольней – первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. Воскресенский собор прежде был приходской Воскресенской церковью. Когда была основана эта церковь, неизвестно. Известный составитель писцовых книг Афанасий Веков в описи города Шуи 1629 года говорил, что деревянная и весьма бедная Воскресенская церковь, с приделом Святителя Чудотворца Николая, была приходской. Соборной церковью до 1667 года была Покровская церковь, находившаяся внутри городского кремля, обнесенного тогда валами и деревянной стеной. Но в 1667 году собором была сделана Воскресенская церковь, а Покровская церковь стала называться старым Покровским собором. Причиной переименования Воскресенской церкви в соборную послужили чудеса, которые в то время, по милости Царицы Небесной, стали совершаться от находившейся в той церкви новописанной Смоленской иконы Божией Матери, с тех пор именуемой Шуйской-Смоленской иконой Божией Матери. вскоре после переименования в соборную, вместо прежней деревянной церкви, усердием прихожан был воздвигнут пятиглавый каменный Воскресенский собор. В описи города Шуи, составленной в 1709 году воеводой Яковым Сытиным, о Шуйском соборе сказано следующее: «да въ Шуе на посаде соборная и Апостольская церковь Пресвятыя Владычицы Шуйския, да церковь Великаго Чудотворца Николая, каменныя». Обе эти церкви во время пожара, бывшего 12 мая 1770 года, были разрушены. После этого собор был вновь отстроен, а спустя 22 года был, за ветхостью, сломан. В 1792 году стал воздвигаться усердием прихожан новый Воскресенский собор. Строился он 6 лет и был освящен Виктором, епископом Владимирским и Суздальским, 19 сентября 1798 года. Вскоре после освящения собор был украшен хорошей греческой живописью, а иконостас резьбой и позолотой, стоившими 12,000 рублей. Собор увенчан пятью главами, крытыми латунью, вызолоченными через огонь. Кресты на главах восьмиконечные из такого же металла и вызолочены также через огонь.
Пятиярусная колокольня при соборе была построена в 1832 году. В 1891 г. на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов). Он был отлит в Москве на средства крупнейшего фабриканта М.А. Павлова. см. Освящение в г. Шуе соборного колокола 19 мая 1891 г.
С 1991 г. Воскресенский собор в Шуе является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря - шуйской православной обители, известной с 1425 г.

Шуя всегда была связана с российской культурой. Шуйское духовное училище, одно из старейших в России, закончил Иван Владимирович Цветаев, создатель московского Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина, знаменитая "Волхонка", отец выдающейся поэтессы "серебряного века" Марины Цветаевой).
Шуя – родина Бальмонта Константина Дмитриевича, замечательного лирика, "стихийного гения" русской поэзии, который по праву считается зачинателем русского символизма.
В шуйской земле покоятся все предки поэта, здесь сохраняются в неизменном историко-культурном ландшафте XIX – нач. XX в. дом поэта, здания гимназий, где он учился и другие мемориальные места (парк, территория усадьбы родителей и т.д.).

История шуйской земли находит свое отражение в богатой коллекции Шуйского историко-художественного и мемориального музея.

Шуйская епархия

В 2012 году образовалась в административных границах Гаврило-Посадского, Ильинского, Комсомольского, Лежневского, Савинского, Тейковского, Шуйского и Южского районов Ивановской области, - Шуйская епархия, выделившаяся из состава Иваново-Вознесенской епархии.
Епархиальный архиерей Шуйской епархии имеет титул "Шуйский и Тейковский".

Спасский женский монастырь, г. Шуя
Троицкий Шуйский мужской монастырь, г. Шуя
Шуйский-Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Шуя
Свято-Успенско-Казанский мужской монастырь. Кузнецово.
Воскресенско-Фёдоровский монастырь. Шуйский р-н, Сергеево
Свято-Успенский женский монастырь. Шуйский р-н, Дунилово
Николо-Шартомский монастырь. Шуйский р-н, Введенье

Категория: Шуя | Добавил: Николай (28.06.2015)
Просмотров: 15052 | Комментарии: 1 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 dimapupin • 14:24, 19.07.2018
Цветаева это хорошо И Бальмонт тоже НО вот я чего не пойму - мама АНтон Палыча Чехова родом из Шуйского уезда - и нигде никто ни разу ни одном словом ни в ШУе ни в Таганроге об этом не обмолвился МОжно даже название деревни где она родилась и выросла найти интересно она сохранилась?
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru